Контрольная работа по "Психосоматика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 06:07, контрольная работа

Описание работы

Психосоматика, как предмет изучения в психологии.
2. Опишите приемы психологической работы с инвалидами.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.30 Кб (Скачать)

Введение 

         Тело  человека – одно из  многочисленных совершенных творений  природы, предмет изучения многих  наук. Большая часть специалистов  подходит к телу как сугубо  материальному объекту, ставя  перед собой задачи улучшения  его функциональных свойств. Чтобы  понять причину этого одностороннего  подхода, необходимо посмотреть  на проблему с исторической  точки зрения.

        Долгие века в мире царил  абсолютный запрет на исследование  тайн человеческого тела. С одной  стороны дошедшие до нас письменные источники, шедевры живописи, ритуалы сакральных учений красноречиво указывают на глубокие и всесторонние знания людей в области анатомии и физиологии человека. С другой стороны - эти знания считались греховными и закрытыми настолько, что любопытный исследователь человеческого тела в Средневековье, как правило, заканчивал жизнь на костре инквизиции. В начале XIX века давление со стороны церкви несколько ослабло, и специалисты по естественным наукам окунулись в мир анатомического и физиологического знания, получив возможность более широких исследований.

       Важность исследования телесности  человека настолько очевидна, что  она стала центральной проблемой  целого цикла биологических и  медицинских наук. С реальностью  телесного существования человек  сталкивается постоянно. Хотя  в обыденной жизни он часто  не замечает своего тела, у  телесности есть много  способов  себя обнаружить. Один из самых  распространенных  и наиболее  неприятных – болезни, когда  тело проявляет себя в совокупности  болезненных интрацептивных ощущений.

     Актуальность этой проблемы усиливается  с ростом числа психосоматических  заболеваний, неврозов, трудностями  проведения эффективной реабилитации, с расширением парамедицинской альтернативной практики.

  1. Психосоматика, как предмет изучения в психологии.

        Становление психологии телесности как научной дисциплины и новой области отечественной клинической психологии предполагает освоение богатого научного наследия школы А.Р.Лурия, утверждающей принципы изучения аномальных феноменов психики в их неразрывной связи с закономерностями нормального развития. 
      Одним из достижений этой школы является теоретическое и эмпирическое обоснование синдромного анализа нарушений психики. В нейро- и патопсихологии многократно доказана научная эвристичность и практическая целесообразность применения синдромного анализа психических явлений как особого метода психодиагностики. Психологический синдром, позволяющий описать структуру нарушений, дать психологическую интерпретацию клинической феноменологии, вычленить психологические механизмы аномалий, может стать важным инструментом исследования психологической феноменологии телесности. 
       Синдромный анализ не является инструментом чисто эмпирическим, он опирается на ясно сформулированные в школе Выготского-Лурия принципы психологического исследования, поэтому не может быть автоматически применен к любой новой феноменологической области. Поэтому возможности использования синдромного анализа в нетрадиционных для него задачах изучения психосоматических расстройств теснейшим образом зависят от общего взгляда, обозначения контура предметного поля психологии телесности. 
        Психология телесности как самостоятельное направление психологических исследований и практики не совпадает по своему предметному содержанию с традиционным содержанием термина

«психосоматика», утвердившимся в медицине.[8]

       Основной предметной областью, в русле которой развивалась психосоматика в течение последних десятилетий как в западной, так и в отечественной науке, стала медицина. Развитие в недрах медицины определило, прежде всего, соответствующий круг клинических феноменов, т.е. те расстройства или заболевания, в генезисе и динамике которых существенную роль играют психологические факторы. Включенность психосоматической проблематики в логику развития общемедицинского знания привела также к тому, что в настоящее время термин "психосоматика" оказался целиком и полностью отнесенным к области патологии, а само обращение к этому понятию стало рассматриваться как однозначное указание на наличие патологических явлений в соматической сфере человека, связанных с воздействием патогенных психологических факторов. При таком подходе за рамками научного анализа оказалась обширная область психосоматических проявлений в норме. Само существование последних у здорового человека едва ли может вызвать сомнение; здесь достаточно сослаться на хорошо известные психологам явления мобилизации психических и телесных ресурсов человека в ситуации решения сложной и ответственной задачи, феномен аффективной дезорганизации с выраженными телесными компонентами и др. 
        С точки зрения, теоретически плодотворной переформулировке проблемы психосоматики препятствует устойчивый предрассудок, согласно которому собственно человеческое в человеке ограничивается психикой, телесность рассматривается как совокупность биологических условий развития психики. Реальность организма всецело исчерпывается содержанием того, что дают естественные науки (физиология, анатомия,

биология и т.д.). 
           Таким образом, первая (и основная) задача, которая возникает перед психологами, обратившимися к психосоматической проблематике, - поиск собственного предмета исследования в этой области, выделение круга научно-психологических проблем и обозначение путей их разрешения. 
Теоретико-методологической основой для принципиально нового подхода к психосоматической проблеме может стать концепция Л.С.Выготского, в текстах которого мы находим мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются в новом понимании. Так, в отрывках из его записных книжек мы читаем: "Нужна не физиологическая психология (Wundt), а психологическая физиология. Главное: возможность, вносимая сознанием, нового движения, нового изменения психофизиологических процессов, новых связей, нового типа развития функций - в частности, исторического с изменением межфункциональных связей - случай невозможный в плане органического развития психологической системы. Возможность социального сознательного опыта, а отсюда и первичность сознательных структур, строящихся извне, через общение, что невозможно для одного, возможно для двух... Идея психологической физиологии". (Выготский Л. С. "Записные книжки" // Вестник МГУ, сер. 14 "Психология", 1978. №2, с. 89-95, с.66). 
  Культурно-историческая концепция развития психики позволяет качественно изменить общее представление о телесном развитии человека (нормальном и аномальном), о закономерностях и механизмах социализации телесных феноменов в норме и патологии.

        Все, с чем имеет дело человек, в том числе и его тело, дано ему в культурно преобразованном виде, заключено в определенную исторически и

культурно детерминированную перспективу. Можно предположить, что

отклонение от культурного пути развития и есть один из центральных - психологических источников нарушений телесных функций и возникновения психосоматических расстройств. В рамках данного подхода телесность становится не только предметом естественно-научного анализа, но и включается в широкий контекст гуманитарного знания (психологического, философского, культурологического, этнографического). 
Таким образом, в последней четверти XX века и в официальной науке (в частности в медицине) было положено начало изучению феноменов взаимодействий психики и тела (организма). И все же ни в науке, ни в психотерпии (за исключением ТОП) роль телесной реальности в процессе формирования реальности психической, в деятельности и соцадаптации человека не оценивается должным образом, а потому можно с уверенностью сказать: фундаментальные исследования в области телесности человека продолжаются.  [1,с.-14]

       При таком понимании предмета психологического изучения телесности становится возможным применение тех методологических принципов и конкретно-научных способов анализа, которые были разработаны в школе А.Р. Лурия. 
        Принципиально та же задача стоит и перед психологией телесности: выделить пласт культурно обусловленных феноменов в этой предметной области. Если при создании нейропсихологии были взяты за основу уже разработанные в психологии представления о генезисе и структуре ВПФ, то относительно тела, его функций, телесных действий и дефектов необходим поиск специальных доказательств и аргументов в пользу их отнесенности к психологической реальности. Пока это решение существует главным образом в виде достаточно аморфного указания на психосоматическую связь. 
    Лишь отдельные телесные феномены оказались вписанными в систему психологической науки, среди них можно упомянуть психомоторные действия в контексте психологии образа и произвольной регуляции деятельности, а также психологический феномен внешности (телесного облика) - как структурный элемент образа Я. Однако можно утверждать, что культурная, психологическая детерминация участвует и становлении и других функциональных систем организма, телесных действий и феноменов. 
     Таким образом, путь воплощения общей идеи культурного опосредования телесности в принципы конкретно-научного, эмпирического изучения ее с помощью синдромного анализа делает необходимым выполнение определенных методических шагов. 
     Первый - описание и психологическая систематизация явлений телесности с точки зрения удельного веса и характера участия в их организации культурного фактора. 
Разные телесные системы проходят свое психологическое становление гетерохронно и достигают различной степени опосредованности.

       Вероятно, чем больше телесная функция имеет выходов в план открытого поведения, тем больше она культурно задана, тем отчетливее ее проявления отрегулированы набором социальных норм. Лидерами здесь являются сексуальная, дыхательная функция, реакция боли, - именно на базе этих телесных функций и возникают разнообразные психосоматические расстройства. Разная «глубина психосоматичности» феноменов зависит от характера социо-психологической регуляции и спектра деятельностей, в структуру которых телесность включена в качестве значимого элемента. Детский возраст также открывает особый класс психосоматических феноменов становления системы психологической регуляции телесности

(освоение навыков опрятности, телесного выражения своих чувств и возбуждения), которые выступают как самостоятельная и энерго- и эмоциоемкая совместная деятельность ребенка и взрослого. 
     Второй методический шаг на пути построения синдромного анализа в психологии телесности - это психологический анализ зарождения и становления путей опосредования телесности, встраивания психологической регуляции в систему телесных функций и действий. 
  Вслед за Л.С.Выготским, мы полагаем, что главным психологическим содержанием культурного опосредования является освоение знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природно-заданные потребности (например, в пище и т.д.), телесные функции (дыхание, реакция боли), либо создающей новые психосоматические феномены (образ тела, образ боли, телесное самочувствие). 
    Конкретные формы воплощения знаково-символической регуляции - это смысловые, когнитивные, эмоциональные механизмы, которые детерминируют как возрастную динамику «психологизации» телесности, так и являются центральными симптомообразующими факторами в случае патологии. Так например, освоение системы телесных обозначений в онтогенезе закладывает структуру образа тела, телесных представлений и нормальной интрацепции, с одной стороны, а с другой, в случае соматоформных расстройств, дефектные аффективно насыщенные телесные представления и убеждения являются психологическим механизмом утяжеления и хронификации симптомов. Телесное сопровождение эмоциональной жизни (как невербальное поведение) является предметом освоения в ходе социализации ребенка, но одновременно эта близость,

сопряженность структyp телесного и эмоционального опыта создает устойчивый риск, возможность соматизации в случае стрессовых переживаний. Социализация телесности, безусловно, имеет и свой развивающийся психофизиологический план, еще очень мало исследованный с позиций психологического анализа. Можно предполагать, что сами организменные системы не остаются "безразличными" в ходе психологического их опосредствования, преобразуются, включают в себя психологические звенья регуляции.[] 
     Обобщая, можно назвать следующие методологические предпосылки возможности введения синдромного анализа в область психологии телесности. 
1. Должно быть эмпирически и теоретически выделено психологическое звено - единое в процессе нормального психологического онтогенеза телесности (линия развития) и в процессе симптомообразования (линия дефекта).

2. Объект исследования должен быть представлен в качестве системного, мультикаузального, как в своем нормальном развитии, так и в структуре дефекта. С этой точки зрения, тело рассматривается как иерархически организованная квазисистема, с различными уровнями регуляции и дисрегуляции (через разные отделы нервной системы, и собственно психологически - на уровне ощущений, образа тела, смысла тела и его симптомов). Интерпсихологический уровень регуляции составляет центральный аспект ранних онтогенетических этапов социализации телесности, когда все звенья регуляции телесных потребностей и действий являются совместно - разделенными со взрослым, но осуществляется процесс постепенной интериоризации психологических средств регуляции. У взрослых интерпсихологический аспект регуляции телесности существует в

основном в свернутом виде, однако может выступать как ведущий психологический фактор в случае конверсионных симптомов, «обслуживающих» процессы нарушенной коммуникации. 
3. Объект синдромного анализа должен быть описан как обладающий в современной медицине, при лечении соматических болезней, все чаще врачи обращаются за помощью к психологии -  психосоматике заболеваний.

 
2. Опишите приемы  психологической  работы с инвалидами.

       Сегодня   инвалиды   относятся   к  наиболее  социально  незащищённой

категории  населения.  Их  доход  значительно  ниже  среднего, а потребности  в  медицинском  и  социальном  обслуживании  намного  выше.   Они  в  меньшей степени  имеют  возможности  получить  образование,  не могут  заниматься трудовой  деятельностью.  Большинство  из  них  не  имеет  семьи  и  не желает  участвовать  в  общественной  жизни.  Всё  это   говорит  о  том, что  инвалиды  в  нашем обществе являются дискриминируемым  и

сегрегированным  меньшинством.

      Анализ  истории  развития  проблемы  инвалидности  свидетельствует  о  том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов  общества  до  концепций  привлечения,  их  к  труду,  человечество подошло  к  пониманию  необходимости  реинтеграции лиц с физическими дефектами,  патофизиологическими  синдромами, психосоциальными  нарушениями. [2,с. - 82]

       В  связи  с  этим  возникает   необходимость  отвергнуть  классический

подход  к  проблеме  инвалидности  как  к  проблеме «неполноценных    людей» и  представить  ее  как  проблему,  затрагивающую  общество  в  совокупности. Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Информация о работе Контрольная работа по "Психосоматика"