Контрольная работа по «Психология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление - все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения - цвет, вкус, запах - не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие.

Содержание

Эмоции и чувства человека и их функции……………………………
3
Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств…….
8
Эмоциональные состояния и высшие чувства…………………………..
11
Личность и ее подверженность влиянию эмоций – проблема эмоциональной устойчивости…………………………………………….
16
Эмоции и болезни…………………………………………………………
19

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 67.52 Кб (Скачать)

     Произведения  искусства (музыка, живопись, скульптура, поэзия) - это тоже внешнее выражение чувств их создателей - поэтов, художников, композиторов, которые вызывают у людей ответные эмоции и чувства.

     Испытывая определенного рода эмоции и переживания  различные эмоциональные состояния  человек с помощью определенных жестов, действий, выражений посылает в окружающих мир свое эмоциональное состояние, свое настроение, свои чувства, свою энергию. Получая такого рода информацию субъекты общения, например, на деловых переговорах, могут определенным скорректировать свою линию поведения для достижения поставленной цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Эмоциональные состояния и высшие чувства

     Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний.

     Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Про одного говорят: «Жизнерадостный человек», хотя и он может быть иногда в печальном или подавленном настроении, другого воспринимают как мрачного, недовольного, хотя иногда он может быть и радостным, и оживленным. Речь идет о решительном преобладании у данного человека того или иного настроения.

     У разных людей настроение по-разному  выражается в поведении, но почти  у всех оно так или иначе проявляется внешне. Мы никому не докладываем о своем настроении. Но взгляд, слово, интонация, движение, мимика, наклон головы - и все ясно. Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих. Человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое эмоциональное состояние на людей, с которыми находится во взаимодействии. Важен не только характер эмоционального состояния и его проявление, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления в поведении. Уметь управлять своим настроением - это особенность волевой регуляции и культурного развития личности. Так, на Востоке существует традиция не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.

     Сами  настроения и их глубина у каждого человека различны, но всегда тесно связаны с тем, как складываются его отношения с окружающими людьми и с ходом собственной деятельности.

     Аффекты - эмоциональные состояния, противоположные настроению. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия. Аффект возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительный след в виде общего нервного потрясения. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего происходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.

     Во  время аффекта отмечается яркость внешних проявлений. Описание аффективных состояний человека весьма широко представлено в художественной литературе. Например, М.Ю.Лермонтов показывает состояние Мцыри, который бежал из монастыря на родину и заблудился в лесу:

     Тогда на землю я упал;

     И в иступлении рыдал;

     И грыз сырую грудь земли,

     И слезы, слезы потекли 

     В нее горячею росой...

     Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, проявлять выдержку и самообладание. Главное в предупреждении аффективного состояния - чувство ответственности перед собой и перед окружающими людьми.

     Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти. Поэтому так важно, на что страсть направляется. Страсть может быть и позитивной, великой. Ничто значительное на свете еще никогда не совершалось без великой страсти - и в науке, и в труде, спорте, искусстве, литературе, в жизни.

     Стресс  (от англ. слова - напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненные переживания - обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, т.е. стресс.

     Умеренный стресс может быть даже полезным, например, у спортсменов перед ответственными соревнованиями, у артистов перед премьерой, у студентов перед экзаменами. Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силу и смелость, когда же он вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказывает вредное воздействие на психику и психическое здоровье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.

     Высшие  чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.

     Нравственные  чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б.Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя».

     Нравственные  чувства развиваются с раннего  детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.

     Интеллектуальные  чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия - подняться до уровня аффекта. Вообще возникновение проблемы, поиски ее решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.

     К интеллектуальным чувствам относят  также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

     Чувством  юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.

     Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель - совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружающую действительность.

     Сарказм - это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. «Цинизм опасен прежде потому, что он возводит злобу в добродетель», - писал А. Моруа. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

     Эстетические  чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди. М. Горький говорил: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все».

     Эстетические  чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим - серьезная музыка и пр. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира, природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного[1,c. 201-208].

     Человек по своей природе является многогранной и интересной системой. Он способен входить в  различные эмоциональные  состояния, переживать их, от этого события его жизни приобретают определенную эмоциональную окраску. Только человеку дано испытывать чувство прекрасного, возвышенного, то, что так облагораживает и одухотворяет его сознание. Человек, проявляя свой интеллект, решает сложные трудовые, жизненные задачи, достигает поставленных целей, реализует себя как личность. 
 
 
 

     4. Личность и ее подверженность влиянию эмоций – проблема эмоциональной устойчивости

     Факторы, определяющие эмоциональное возбуждение, вызывают различные изменения в  функционировании психических механизмов регуляции. В ходе систематических исследовании накоплено множество данных о разнообразных последствиях, вызываемых отрицательными эмоциональными раздражителями. Упорядочить эти данные нам помогли эксперименты, проведенные с группой курсантов милиции, в которых испытуемые должны были выполнять характерное для их профессии задание в специально организованных условиях, имитирующих реальную ситуацию. Выполняя это задание, испытуемые сталкивались с действием разнообразных стрессовых факторов. Точная регистрация поведения испытуемых в этих ситуациях позволила выделить три основных направления изменений, вызываемые стрессом.

     — Изменения в структуре деятельности: на начальных этапах можно было наблюдать улучшение уровня выполнения под влиянием эмоционального возбуждения (эффект мобилизации), а впоследствии — снижение уровня выполнения, выражающееся во временных и фрагментарных нарушениях перцептивных, интеллектуальных и моторных действий(эффект дезорганизации), затем постепенно могла наступить стадия, на которой выполнение деятельности было невозможным (эффект деструкции).

     — Изменения в направлении деятельности: под влиянием стрессовых факторов испытуемый, не отказываясь от достижения основой цели, предпринимал новые действия, или модифицировал прежние для устранения или преодоления стрессового фактора (фаза преодоления стресса) или же отказывался от цели, к которой он стремился сначала, и сосредоточивался на действиях, цель которых состояла в защите самого себя (фаза защиты от стресса);

     — Изменения в сфере выражения  эмоций: под влияние эмоционального возбуждения появлялись выразительные действия, функция которых состояла, по-видимому, в разрядке напряжения; но мере усиления стресса эти реакции становились все менее контролируемыми.

     Установленные изменения можно расположить в некий континуум:от изменений, проявляющихся в тех случаях, когда человек эффективно справляется со стрессом (мобилизации преодоление стресса, контролируемое выражение эмоций), до таких, которые свидетельствуют о значительном нарушении саморегуляции (деструкция действий, непосредственные защитные реакции, неконтролируемое выражение эмоций);

     Некоторые люди при одних и тех же условиях могут занимать различное положение в этом континууме, что зависит от гипотетической особенности человека — эмоционально устойчивости.

       Понятие «эмоциональной устойчивости может иметь разные значения. Оно может означать:

     I) разную степень чувствительности к эмоциональным раздражителям;

     2) разную степень нарушения психических механизмов регуляций  под влиянием эмоционального возбуждения.

     Таким образом, употребляя это понятие в первом значении свидетельствует, что некоторому лицу свойственна высокая степень эмоциональной устойчивости, если для того, чтобы вызвать у него проявления эмоционального возбуждения, необходимо применить более сильные раздражители, чем у других лиц; второе определение означает, что несмотря на возникшее эмоциональное возбуждение, человек в состоянии сохранить определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций.

Информация о работе Контрольная работа по «Психология»