Контрольная работа по «Психология профессиональной деятельности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Содержание

1. Проблемы лидерства и руководства в коллективе. 3
1.1. Стили лидерства и руководства. 6
2. Содержание профессиограммы менеджера по туризму. 12
Список литературы: 15

Работа содержит 1 файл

Псих.пд.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

  Однако  реализация демократического стиля  возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

  Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

  Этот  стиль управления характеризуется  безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

  Возможно  несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

  Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

  Качества и черты личности лидера.

  Изучение  личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые  качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

  Наличие у лидера четких личных ценностей  и разумных личных целей крайне важно  для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

  В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

  М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

  При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Таблица 2. Слабые и высокие  навыки руководства 

  Слабые  навыки руководства   Высокие навыки руководства
  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.
 
 
 
 
 
 
 
  1. Содержание профессиограммы менеджера по туризму.
 

  Содержание  деятельности:

  Сопровождает группу туристов по маршруту, руководит осмотром, дополняет краткой информацией или подробным рассказом о достопримечательностях города. При подготовке (разработке) экскурсии изучает литературу, делая выписки и составляя конспекты нужных текстов, анализирует архивные документы, знакомится с экспозициями и фондами музеев и слушает беседы, лекции, проводимые их сотрудниками. В зависимости от цели и темы экскурсии устанавливает вид и число объектов показа, а затем составляет маршрут, заранее предусмотрев, какие объекты будут показаны более подробно, какие бегло, а также длительность остановок, переездов и переходов. При практическом проведении экскурсии, организует осмотр объектов, сопровождая его краткой информацией или подробным рассказом, используя иллюстрации и другие материалы.

  Менеджер  может заниматься или отправкой  в туристические поездки, чаще зарубежные, жителей своей страны (что в  современной России более распространено), или приемом иностранных граждан. В обязанности специалистов данной области входят беседы с клиентами  и их консультирование по поводу выбора туров, бронирование для них авиабилетов, отелей, оформление страховки и иных необходимых документов.

  Менеджер  постоянно контактирует с авиакомпаниями, страховыми агентами, принимающей стороной, различными туристическими агентствами. Проводит маркетинговые исследования рынка туристических услуг и находит наиболее выгодные предложения в плане оплаты, сроков и качества работы принимающей стороны.

  Оперативно  разрешает возникающие проблемные ситуации. (А они при организации  поездок возникают с завидной регулярностью: то авиарейс отменят, то в последний момент выяснится отсутствие мест в гостинице, то экскурсионный автобус сломается или попадет в аварию, то турист свой паспорт потеряет — возможны сотни подобных накладок, которые нужно разрешать быстро и профессионально).

  Работа  менеджера, специализирующегося на реализации туров, очень похожа на деятельность менеджера по продажам. Однако у  тех, кто непо¬средственно организует туры и сопровождает группы, она  ближе к работе гида-экскурсовода. В любом случае менеджер должен располагать полной информацией о стране, в которую направляет людей, знать предпочтения своих клиентов, чтобы при отсутствии необходимых путевок предложить интересную замену. Типичный рабочий день чаще проходит в офисе на рабочем месте (за исключением тех менеджеров, которые непосредственно сопровождают группы). Менеджер общается с клиентами, ведет перегово¬ры, работает в Интернете.

  Работа  в основном сидячая. Может понадобиться выезжать в банки, консульства, забирать путевки и отвозить их в офисы или непосредственно на вокзал или в аэропорт и т. д. Вакансии имеются в многочисленных туристических фирмах.

  Для работы понадобится высшее гуманитарное образование, желательна специализация  «Организация туризма» (хотя довольно часто хорошие менеджеры по туризму получаются и из людей с другим образованием, например, филологическим или историческим). Обязательно знание хотя бы одного иностранного языка, а лучше - нескольких.

  Осваивать профессию желательно людям, имеющим  высокую стрсссоустойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, внятную речь, хорошую память, способность убеждать собеседника, ответственным, умеющим общаться с людьми лично и по телефону. Работа не рекомендуется страдающим серьезными нервно-психическими расстройствами, а также имею¬щим дефекты речи.

  В связи с развитием туристического бизнеса в нашей стране, ростом количества турфирм, а также благосостояния граждан на ранке труда данная профессия обладает повышенным спросом. Однако видна ярко выраженная сезонность спроса: он растет обычно в летний период, во время отпусков, а также накануне новогодних каникул. Заработная плата примерно равняется средней зарплате в промышленности. Часто менеджер получает проценты с продажи туров, и зарплата напрямую зависит от результативности его работы.

  Одним из плюсов профессии является возможность  отправляться в отпуск в различные  страны значительно дешевле, чем  обычно: по горящим турам или спецпредложениям. Иногда путешествовать удается и  вообще бесплатно, отправившись в служебную командировку для ознакомления с маршрутом того или иного тура. Хотя все же следует помнить, что основное содержание работы большинства из этих специалистов - не личное участие в поездках, а их организация и продажа.

  Условия деятельности:

  Рабочее место: в различных условиях. Режим труда: ненормированный. Профессиональные вредности: высокая нагрузка на речевой аппарат.

  Карьерный рост:

  Стать старшим менеджером, директором туристической фирмы. Опытный менеджер в состоянии со временем открыть свою туристическую фирму: сначала это, скорее всего, будет турагентство (оно само не организует поездки, а лишь продает туристические услуги, предлагаемые третьими фирмами), а потом удастся стать и туроператором — начать самостоятельно организовывать поездки.

  Квалификационные  требования:

  Должен знать: историю, филологию, искусствоведение, основы психологии, этики общения. Должен уметь: владеть мимикой, жестом, выразительными средствами речи (образностью, эмоциональностью), быстро устанавливать контакт со слушателями, увлечь их интересным рассказом и сосредоточить внимание на главном.

  Средства  деятельности:

  Функциональный труд. Требования к профессионально важным качествам 
Эрудированность, культура речи, артистичность, концентрация и распределение внимания, организаторские и коммуникативные способности, эмоциональность, такт. 

  Медицинские противопоказания:

  Работа не рекомендуется людям, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха, дефекты речи, хронический ларингит.

  Список литературы: 

    1. Кричевский  Р.Л. Если Вы - руководитель. - М.: Дело, 1993г. - 120с.
    2. Розанова В.А. Психология управления: учебное пособие. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». - 2003г. - 416 с.
    3. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: 1997г.
    4. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. - Мн. Харвест, 2003г. - 640 с
    5. Яхонтова Е.С. «Психология деловых отношений», М. 1997
    6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология», М. 2000
    7. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.1998
    8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. «Психология малой группы», МГУ 1991
    9. Платонов Ю.П. «Психология коллективной деятельности», ЛГУ 1990

Информация о работе Контрольная работа по «Психология профессиональной деятельности»