Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:59, реферат

Описание работы

Иногда можно слышать сетования педагогов о том, как трудно становится работать в школе. Одной из трудностей, которую называют педагоги, это то, что изменился сам ученик. Он стал более осведомлённым, раскованным, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано и с тем, что изменился окружающий мир, и с тем, что изменились условия воспитания ребенка в семье. Сегодняшняя семья изначально ставит ребенка в такие условия, в которых он, несомненно, должен проявить себя. Всегда - ли это получается - вопрос достаточно спорный.

Работа содержит 1 файл

Реферет эксперименталка.1docx.docx

— 191.44 Кб (Скачать)

       

      

  1. Когда елка может быть изображена на рисунке в перевернутом виде?
 
 
 
  1. Яблоко  можно съесть. А что еще можно сделать с яблоком? Нарисуй.

       
 

  1. Изобрети  стул, на котором можно ездить, спать, летать и прятаться от дождя.

       
 
 

     Упражнения  на развитие способности дополнить изображение известного образа. 

   1. Нарисуй портрет Бабы-Яги с огромным носом, острыми зубами, длинными волосами. 
 
 

  2. Нарисуй робота, который изображает кота и ловит мышей.

  3. Представь, что тебе подарили конфету. Как должна выглядеть эта конфета? Нарисуй.

     При выполнении подобных упражнений дети, как правило, делятся на две команды. Одной команде дается, например, задание придумать, как соединить свойства вилки, ложки и ножа в одной веши; другой команде - соединить в одном предмете свойства точилки, карандаша и резинки. Команды рисуют, лепят, режут, клеят, обсуждают и находят интересные решения. Затем члены команд приступают к обсуждению работ. Первая команда внимательно рассматривает рисунок и старается найти изъяны у изобретателей. Изобретатели имеют право на защиту. Если решение задачи имеет смысл, оно засчитывается как правильное. Если критика правильная, балл засчитывается команде оппонентов. Затем вторая команда пытается найти недостатки в работе первой команды.

     Дается  следующее задание. Одной команде - изобразить Красную Шапочку, другой - волка, так чтобы изображения не были похожи друг на друга. Внутри команды допустима взаимопомощь. Снова идет критика и зашита работ, подсчет очков, выявление победителей.

     Большинство представленных упражнений занимают не более 10-35 минут. Однако дети с большим удовольствием учатся создавать новое и интересное, а следовательно, овладевают способами творческого мышления.

     Некоторые из упражнений можно дать как основное задание и посвятить ему одно или несколько занятий.

     Так же рассмотрим упражнения для развития творческих способностей, предложенные серией  «Школьный психолог»-2006г, №5(11) (приложение к журналу «Первое сентября»). [10]

     В этом учебном издании Елена Евгеньевна Туник в своей работе «Диагностика творческого мышления» (Креативные тесты) предлагает батарею тестов для изучения творческих способностей детей. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

     Все тесты подразделены на ряд субтестов:

    • Субтест 1.Использование предметов (варианты употребления);
    • Субтест 2. Последствия ситуации;
    • Субтест 3а. Слова;
    • Субтест 3б. Выражение;
    • Субтест 4. Словесная ассоциация;
    • Субтест 5. Составление изображений;
    • Субтест 6. Эскизы;
    • Субтест 7. Спрятанная форма.

     Каждый  субтест содержит задачу, инструкцию для испытуемого, оценивание.

     Полное  содержание субтестов содержится в приложении 3.

     Таким образом, можем увидеть, что вышеперечисленные  тесты проводятся в игровой манере (как весёлые задания), они просты, выполнение  их не занимает много времени, не требуют большого технического оснащения и вообще, дети с большим удовольствием выполняют такого рода задания. 
 
 
 
 
 
 

     §4. Субтест 5: Составление изображений ( по Туник Е.Е)

     Проведем  небольшое исследование, используя  данные субтеста 5: Составление изображений ( по Туник Е.Е).

     Цель: определение уровня развития творческих способностей, воображения, вариативности мышления, способности к ассоциированию.

   Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

   Инструкция  для испытуемого: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

     В первом квадрате нарисуй лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвёртом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

     Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1, и образец выполнения задания - лампа (ряс. 2).

   Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.

   Время выполнения всех рисунков - 8 минут.

   Длина стороны квадрата – 8 см (для - тестового  бланка.).

      Примеры представлены на рис. 4.

        

      Рис.1 Стимульный материал к субтесту 5

      

  Рис.2.  Лампа.                Рис. 3. Образец тестового бланка  
 
 
 
 

  Рис.4. Примеры рисунков, выполненных в  субтесте 5

  

      Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.

      1)Беглость – гибкость. В данном  показателе учитываются:

      n - число изображённых элементов (деталей);

      n 2  - число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.

     Одна  деталь - 0,1 балла. Один класс фигур - 1 балл. 

     n 3 - число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).

     Одна  ошибка - 0,1 балла.

     Б =(0,1 n1i + n2i - 0,1 n3i ),

     где Б - беглость,

       i - номер рисунка (от 1 до 4). 

     Баллы Б суммируются но четырём рисункам.

     2) Оригинальность  

     k1 - число оригинальных элементов рисунка.

     Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент—3 балла. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.

     k2 - оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). 
встречается один раз на выборку в 30-40 человек.  k2 –может принимать значения 0 или1.

     За  оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку).

     Ор  = 5 k2i + k1i ,

где Ор  - оригинальность, 
i - номер рисунка (or 1 до 4).

     Т5=Б + Ор,

    где Т-суммарный показатель пятого субтеста, 
    Б-беглость, 
    Ор - оригинальность.
     

         Исследование  проводилось на базе школы №7 в группе продленного дня. Исследуемые – дети младшего школьного возраста (3 класс,10-11лет).

     Выполнив  этот субтест, мы получили такие данные:

      П/п

      Фамилия, Имя испытуемого Оценивание  по показателю беглость Оценивание по показателю оригинальность Суммарный показатель субтеста 5
      1 П.А. 25,9 24 49,9
      2 Т.И. 19,1 18 37,1
      3 П.А. 18,9 12 30,9
      4 И.К. 20 46 66
      5 М.А. 17,9 3 20,9
      6 С.А. 15,1 47,1 47,1
      7 З.М. 22,7 93 115,7
      8 К.В. 19,1 15 34,1
      9 Л.А. 21 18 39
      10 К.А. 17,8 21 38,8
 

     По  данным таблицы мы можем увидеть, что суммарные показатели у детей одного возраста (10-11лет) очень различны.

     Поэтому мы можем заметить, что уровень  развития творческих способностей, воображения, вариативности мышления, способности  к ассоциированию так же у всех детей не одинаков.

     Не  смотря на то, что дети одного возраста, они из разных классов, т.е они обучаются по разным программам, разными учителями. Мы знаем, что И.К., С.А., З.М. учатся в одном классе. И если мы посмотрим в таблицу результатов, то увидим, что именно у этих детей самый высокий суммарный показатель. Следовательно, можем придти к выводу, что именно в этом классе уделяется большое внимание развитию творческих способностей детей.

     Но  при обработке данных мы должны учитывать  причины низких и высоких показателей. Так, например, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны  с высокой детализацией, разработанностью идеи. Высокие показатели по данному фактору могут свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления.  Поэтому при обработке эмпирических данных существенным является не только количественный результат(баллы), но и причины этого результата.

     Итак, не смотря на то, что вышеперечисленные тесты проводятся в игровой манере, они просты, выполнение  их не занимает много времени, не требуют большого технического оснащения для испытуемого.  В то же время, экспериментатору этого субтеста предложена достаточно сложная система подсчета баллов. Чтоб произвести подсчет баллов необходимо затратить немалое время, быть предельно внимательным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В наше время, в эпоху научно-технического прогресса, жизнь становится все  разнообразнее и сложнее, и она  требует от человека не шаблонных, привычных  действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации  к новым условиям, творческого  подхода к решению больших  и малых проблем. Если учесть тот  факт, что доля умственного труда  почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"