Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:59, реферат
Иногда можно слышать сетования педагогов о том, как трудно становится работать в школе. Одной из трудностей, которую называют педагоги, это то, что изменился сам ученик. Он стал более осведомлённым, раскованным, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано и с тем, что изменился окружающий мир, и с тем, что изменились условия воспитания ребенка в семье. Сегодняшняя семья изначально ставит ребенка в такие условия, в которых он, несомненно, должен проявить себя. Всегда - ли это получается - вопрос достаточно спорный.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям
В.А.
Сухомлинский.
Введение
Иногда
можно слышать сетования
Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования.
Какие
они, творческие дети? Чем они отличаются
от своих сверстников?
§1.
Творческий ученик.
Какой он?
В младшем школьном возрасте творческие дети способны к усвоению сложных умственных навыков: счета, чтения, что свидетельствует о резерве детского интеллекта. Иногда их рассуждения, ответы на вопросы взрослого свидетельствуют о достаточно высокой умственной и нравственной зрелости. Иногда эта умственная и нравственная зрелость не совпадает с теми задачами, которые решаются на школьном уроке. Детям становится неинтересно на уроке, особенно это становится явным, когда педагог не отступает ни на йоту от программы, и тем самым происходит разрыв между содержанием того, что предлагает детям взрослый и реальными возможностями самих учащихся.
Главной особенностью младших школьников является то, что они не умеют рефлексировать, адекватно оценивать свои умения. Для них важно не то, как они пишут, читают, рисуют, а важно, что они умеют это делать и как им, кажется, очень хорошо. Это говорит о том, что младшим школьникам интересно не столько содержание изучаемого предмета и способ его преподавания, сколько свой личный результат в изучении этого предмета: отметка, похвала учителя, оценка его труда по данному предмету родителей.
В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.
Главными условиями умственного развития младших школьников является:
Способствует
проявлению творческой инициативы младшего
школьника поощрение его
Проявлению творческих способностей младших школьников способствует и наличие воображения, фантазии, возможность их проявления, создание таких ситуаций на уроке, когда ребенок за эти способности поощряется, а не наказывается взрослым.
Именно способность младших школьников подражать дает возможность педагогу использовать это качество для развития творческих способностей. Демонстрация детям творческих возможностей человека предполагает формирование их интереса к творческой деятельности. Попробовав, младшие школьники увлекаются ею настолько, что впоследствии исследовать, наблюдать, пробовать, творить становится привычкой.
Младшие
школьники с удовольствием
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность.
Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли вклад такие психологи, как Б.М.Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С.Лейтес, В.В. Крутецкий, А.Г. Ковалйв, К.К. Платонов, А.М Матюшкин, В.Д.Щадриков, Ю.Д. Бяабаева, В.Н. Ядружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В.Калиш, М. А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др. [10]
Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление, это- Гэллах, Коган, Джексон, Мэссик, Гилфорд, Мак-Коннен, Торренс и др. [10]
А
что же такое творческие способности?
§2.
Понятие творческих
способностей
Творческие
способности - далеко не новый предмет
исследования. Проблема человеческих
способностей вызывала огромный интерес
людей во все времена. Анализ проблемы
развития творческих способностей во
многом будет предопределяться тем
содержанием, которое мы будем вкладывать
в это понятие. Очень часто
в обыденном сознании творческие
способности отождествляются со
способностями к различным
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятиями "творчество", "способности".
Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства; во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов; в-третьих, научное познание, созидание разума; в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.
Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.
Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается так: способность – природная одаренность талантливость.
Человек с большими способностями. Умственные способности к художественной деятельности. Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться. Этот человек способен на все / ни перед чем не остановится.
В “ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:
Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания .[4]
Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций. [6]
Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач. [2]
И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения. [7]
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника. [9]
Так
как элемент творчества может
присутствовать в любом виде человеческой
деятельности, то справедливо говорить
не только о художественных творческих
способностях, но и о технических творческих
способностях, о математических творческих
способностях, и т.д. Творческие способности
представляют собой сплав многих качеств.
§3. Задания для изучения творческих способностей младших школьников
Рассмотрим упражнения для развития творческих способностей, предложенные журналом «Начальная школа»-2008,№2,с 53-55.
Статья
«упражнения для развития творческих
способностей» написана Ефремовой
Н.В-педагогом дополнительного
Упражнения на развитие продуктивности мышления.
1. Дорисуй как можно больше одинаковых изображений.
2. Как можно использовать карандаш, помимо
его прямого назначения?
6. Изобрази яблоко так, чтобы твой рисунок не был похож на рисунки других ребят. Придумай несколько вариантов.
7. Как можно изобразить доброго кота с
помощью разных материалов и техник?
Упражнения на развитие гибкости мышления.
Упражнения на развитие оригинальности мышления.