Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социальными и культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа, тесты.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

ВАРИАНТ № 2 

Вопрос  № 1: Понятие и  функции психики. 

     Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социальными и культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

     Отражение психическое мира всегда совершается  в активной деятельности. В психике  представлены и упорядочены события  прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего — в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего — в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная — качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной — именно в сознательной целенаправленности психических проявлений.  Сознание — ее сущностная характеристика.

     Благодаря активному и опережающему отражению  органами чувств и мозгом головным внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым — выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:

1) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;

2) их ориентация в этой среде;

3) удовлетворение потребности в контактах с нею.

     А эти контакты по принципу связи обратной контролируют правильность отражения. У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи обратной результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их «обратное» влияние на образ. Активность психики проявляется:

1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;

2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;

3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

Углубление  в филогенетическую историю психики  подводит к вопросу об ее объективном  критерии. То есть такой, который позволяет  определить, есть ли у данного организма психика. Современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации «порога» психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому, способность к «гибкому» приспособлению к среде, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.

     Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ — поведением. До того жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр. Теперь появляется активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом — обменом веществ. Смысл этой активности — обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность. При этом чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, — очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций — сознательного, предсознательного и бессознательного — и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное — основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих — влечение сексуальное.

Согласно  Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:

1) самость высшая — своего рода «внутренний бог»;

2) самость сознательная — Я — точка ясного осознания;

3) поле сознания — анализируемые чувства, мысли, побуждения;

4) бессознательное высшее, или сверхсознание — высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;

5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного — мысли и чувства, кои могут легко осознаться;

6) бессознательное низшее — инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

     Важную  роль играет также понятия субличностей — как бы относительно независимых, более или менее развитых «малых»  личностей внутри человека; они могут  соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.

Можно выделить 3 основные функции психики:

1) Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности. 
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия. 
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. 
В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.  
 

2) Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики. 
 

3) Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. 
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
 

Вопрос  № 2: Воля и её функции. 

     Проявления  жизнедеятельности человека весьма разносторонни. Одни из них являются осмысленными, преднамеренными, другие — неосмысленными (например, неосознанные движения при ожоге, во сне, импульсивные движения детей и т.п.). Такие движения не могут быть отнесены к волевым. Волевые или произвольные движения являются более или менее сложными актами целенаправленных действий.

Волевое действие, сохраняющее все значимые признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоление трудностей. То или другое преднамеренное действие может принадлежать или не принадлежать к волевым в зависимости от того, связано оно с преодолением трудностей или нет.

Выделяют  два вида волевых действий: простые  и сложные. К простым относят навыки, привычки, которые сложились в результате множественного повторения соответствующих действий. Простые волевые действия включают два звена: постановка цели и выполнение. Сложные волевые действия состоят из простых и связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий.

     Воля — это осознанная организация и саморегуляция человеком своих действий и поведения, направленных на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.  Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительную и тормозную, и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивает активность человека. Активность характеризуется произвольностью, что означает обусловленность действия сознательно поставленной целью. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной, проявляется в сдерживании неожиданных проявлений активности. Личность способна тормозить побуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам, убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Таким образом, единство побудительной и  тормозной функций воли обеспечивает личности преодоление препятствий  на пути к достижению цели.

     Волевые процессы имеют рефлекторную природу. Волевые действия как действия осознанные связаны с деятельностью второй сигнальной системы. Именно слова внутреннего языка являются сигналами, которые вызывают и направляют необходимые действия. По И.П. Павлову вторая сигнальная система является высшим регулятором поведения человека. Механизмы второй сигнальной системы оказывают регулирующее влияние на сигналы первой сигнальной системы и подкорковые центры произвольных движений (например, физиологическим механизмом таких проявлений воли как самообладание, сдержанность является торможение второй сигнальной системы). Таким образом, в соответствии с учением Павлова о высшей нервной деятельности физиологической основой волевой деятельности является сложная система временных связей первой и второй сигнальных систем при преимущественной роли второй.

     Структура волевого акта включает три компонента: мотивацию, принятие решения и его  выполнение.

Причиной  постановки цели является то, что побуждает  человека к действию, поступку, т. е. мотив. В волевом акте представлены все 3 вида мотивации:

а) мотивация как источник активности. В этом случае мотив выступает в качестве побуждения к действию, связанному с удовлетворением потребностей индивида. Мотивация объясняет, почему вообще возникает состояние активности как потребности, побуждающей субъекта к действию;

б) мотивация как направленность активности. В этом случае мотивы выступают как причины-выбора определенной направленности поведения, которые в своей совокупности создают направленность личности человека в целом. Мотивация объясняет, на что направлена активность, почему выбрано именно такое, а не другое поведение;

в) мотивация как средство саморегуляции поведения и действий человека. К этим средствам относят эмоции, желания и др.

     Таким образом, потребности превращаются в различные мотивы, которые принуждают к одним действиям и препятствуют выполнению других. Возможна и борьба мотивов, что связано с изменением значения разных потребностей у человека: одно желание противопоставляется другому и сталкивается с ним (например, общественные и личные интересы).

     В результате обдумывания или борьбы мотивов принимается решение, что  предполагает постановку цели и определение  способа ее достижения.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"