Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Содержание

Общение как обмен информацией: коммуникативная сторона общения.
Типы информации и средства коммуникации.
Система педагогических наук.
Связь педагогической науки с другими науками.

Работа содержит 1 файл

психология2011 г.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

  4.Связь педагогической науки с другими науками

     Исходное значение для педагогической  науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущие силы и другие способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений - философия образования.

      Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией, и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др. Социология дает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях.

        Этика и эстетика дают знание  о морали и природе эстетического,  образуя основу нравственного и художественного воспитания.

       Экономика обогащает педагогику  знанием об экономических, производственных  процессах, влияющих на образование. 

       Физиология является естественнонаучной  базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность.

           Органичными связями педагогика  связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них - предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, психологические анкеты и др.).

О наличии  взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия  психологии, которые, будучи использованы в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выявить и определить сущностное в исследуемых проблемах.

Как научная  дисциплина педагогика пользуется психологическим  знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т.д.).

Своеобразным  мостом между педагогической и психологической  науками выступают педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многие психологические исследования других областей образования.

 Кибернетика.

 Новые,  дополнительные возможности для  исследования процессов воспитания  и обучения открывает перед  педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

    Информатика, наука о сборе,  обработке информации, наряду с  кибернетикой, очень важна для  педагогики: информация - глобальная  категория современной науки. Появилось научное направление - педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике. Ведь в процессе обучения тоже происходит переработка информации, и ее использование. Педагогика опирается на знание об информации и работе с ней. Создание интеллектуальных систем позволяет по-новому взглянуть на обучение: восприятие и усвоение информации человеком.

Педагогическое  знание носит во многом междисциплинарный  характер, ибо человек и его  воспитание изучается многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему понятий, теорий, которые следует знать учителю.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции,  статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук. 
 

  Список  использованной литературы

  1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. ВУЗов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.

  2. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М.:Издательский центр «Академия», 2001.

  3. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с. Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

  4.Поваляева  М.А. Психология и этика делового  общения. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

  5.Психология  и педагогика: учебник/ ред. Л.Д. Столяренко-2-е изд.,доп. И перераб.- Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 636с.

  6. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004.  

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"