Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:25, контрольная работа
Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Общение как обмен информацией: коммуникативная сторона общения.
Типы информации и средства коммуникации.
Система педагогических наук.
Связь педагогической науки с другими науками.
2011 г
Оглавление.
1.Общение
как обмен информацией:
коммуникативная сторона
общения.
Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Возможны три формы коммуникационного действия:
Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.
ОБЩЕНИЕ
КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
(коммуникативная сторона
общения)
Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Исходя из этого, можно интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход не является методологически корректным, т.к. в нем опускаются важные характеристики именно человеческой коммуникации, не сводимые только к передаче информации.
Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации, здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.
Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.
В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причиной могут быть социальные, политические, возрастные особенности индивида.
В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное различиями между партнерами. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п. С другой стороны, барьеры могут носить и чисто выраженный психологический характер, возникая или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений.
2.Типы информации и средства коммуникации.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация
Типы информации:
1.Фактографическая
(фиксация изменений объектов
реального мира, их географического
и временного положения,
2.Комментарийная (характеристика фактов, позиционирование путем прямых или косвенных оценок);
3.Аналитическая
(сопоставление нескольких
4.Справочная
(статичное описание объектов
реального мира в их исходной
форме, а также наборы
5.Иллюстративная информация (банки видео и графической информации, системы обмена телесюжетами);
6.Методическая информация (описание путей изготовления информационного продукта, законов его создания и существования, а также отдельных элементов процесса).
Типы информации о точном количестве:
1.Логическая
2.Числовая
3.Текстовая
4.Звуковая
5.Графическая
6.Видео
Схема
диалога
Об уровне развития любой
В систему педагогических наук входят.
1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.
2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
3. Сравнительная
педагогика, исследующая закономерности
функционирования и развития
образовательных и
4.
Возрастная педагогика, изучающая
особенности воспитания
5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) разделяется на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи - логопедия.
6.
Методики преподавания
7.
Профессиональная педагогика
Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.
Она
использует знания других наук о человеке,
природе, обществе в изучении своего предмета
- воспитания. Она адаптирует к своим нуждам
методы исследования, а также организует
комплексные междисциплинарные исследования.
Часть ее исследований носит фундаментальный
характер, другая часть прикладной. Без
ориентации на практику, на совершенствование
процесса воспитания педагогика не существует.