Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Содержание

Общение как обмен информацией: коммуникативная сторона общения.
Типы информации и средства коммуникации.
Система педагогических наук.
Связь педагогической науки с другими науками.

Работа содержит 1 файл

психология2011 г.doc

— 82.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2011 г 
     
     
     

Оглавление.

  1. Общение как обмен информацией: коммуникативная сторона общения.
  2. Типы информации и средства коммуникации.
  3. Система педагогических наук.
  4. Связь педагогической науки с другими науками.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Общение как обмен информацией: коммуникативная сторона общения. 

Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Виды общения

  • Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него — активно вступаешь в контакт, мешает он тебе — отталкиваешь безразличием или грубостью. Если получил от собеседника желаемое, то теряешь интерес к нему и не скрываешь этого. Это элементарное использование другого. Как в мультике про Масяню, когда она стояла строила глазки проходящим молодым людям и сладким голосом говорила: «Молодой человек, не угостите девушку мороженым, а?», добившись своего, грубо обрывала: «А теперь проваливай!». Ценя свои отношения с людьми, вы крайне редко будете прибегать к таким уловкам, иначе с вами будут поступать так же;.
  • Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т. д. . Все эти приемы нечестные, так как имеют целью заставить вас что-то сделать. Манипулятивное общение намного глубже и изощреннее, чем примитивное; часто манипулятор очень хорошо знает особенности личности собеседника, хорошо его понимает, проявляя при этом чудеса проницательности и ума. Плохо лишь одно — он вас использует в своих целях, игнорируя ваши собственные желания и стремления. Важно научиться распознавать, когда вами манипулируют, и противостоять этому.

Формы коммуникационного действия

Возможны  три формы коммуникационного  действия:

  • подражание;
  • диалог;
  • управление.

Стороны общения

  • Коммуникативная. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
  • Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  • Перцептивная. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

В процедуре общения выделяют следующие этапы

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или  узнать информацию, повлиять на собеседника  и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.
 

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ   
(коммуникативная сторона общения)

Специфика обмена информацией  в коммуникативном  процессе.

Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Исходя из этого, можно интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход не является методологически корректным, т.к. в нем опускаются важные характеристики именно человеческой коммуникации, не сводимые только к передаче информации.

Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации, здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причиной могут быть социальные, политические, возрастные особенности индивида.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное различиями между партнерами. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п. С другой стороны, барьеры могут носить и чисто выраженный психологический характер, возникая или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений.

2.Типы информации и средства коммуникации.

  Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

     Констатирующая информация выступает  в форме сообщения, она имеет   место в различных образовательных  системах и не предполагает  непосредственного изменения поведения,  хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито "безразличного" тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.

Типы  информации:

1.Фактографическая (фиксация изменений объектов  реального мира, их географического  и временного положения, структуры  их взаимодействия и пр.);

2.Комментарийная (характеристика фактов, позиционирование путем прямых или косвенных оценок);

3.Аналитическая  (сопоставление нескольких фактов  с восстановлением причинно-следственных  связей и возможным прогнозом  последствий);

4.Справочная (статичное описание объектов  реального мира в их исходной  форме, а также наборы характеристик,  позволяющих идентифицировать данный  объект, и базовые представления  о взаимосвязи между объектами);

5.Иллюстративная  информация (банки видео  и  графической информации, системы обмена телесюжетами);

6.Методическая  информация (описание путей изготовления  информационного продукта, законов  его создания и существования,  а также отдельных элементов  процесса).

Типы информации о точном количестве:

1.Логическая

2.Числовая

3.Текстовая

4.Звуковая

5.Графическая

6.Видео 

Схема диалога  
 
 

 
 
 
 

3.Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.

      Об уровне развития любой науки  судят по степени дифференцированности  ее исследований и по тому  многообразию связей данной науки с другими, благодаря чему и возникают пограничные научные дисциплины.

В систему  педагогических наук входят.

1.     Общая педагогика, исследующая основные  закономерности воспитания.

2.  История  педагогики, изучающая развитие  педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная  педагогика, исследующая закономерности  функционирования и развития  образовательных и воспитательных  систем в различных странах  путем сопоставления и нахождения  сходства и отличий.

4.       Возрастная педагогика, изучающая  особенности воспитания человека  на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной  характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику  средней школы, педагогику среднего  специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).

5.   Специальная педагогика, разрабатывающая  теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания  и образования человека (детей  и взрослых), имеющих отклонения  в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) разделяется на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи - логопедия.

6.     Методики преподавания различных  дисциплин содержат специфические  частные закономерности обучения  конкретным дисциплинам (языку,  физике, математике, химии, истории  и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

7.   Профессиональная педагогика изучает  закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику.

Исследование  многих педагогических проблем требует  междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.

  Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета - воспитания. Она адаптирует к своим нуждам методы исследования, а также организует комплексные междисциплинарные исследования. Часть ее исследований носит фундаментальный характер, другая часть прикладной. Без ориентации на практику, на совершенствование процесса воспитания педагогика не существует.  
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"