Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:28, контрольная работа

Описание работы

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п.

Содержание

Психика и организм. Механизм психологической защиты.
Темперамент. Понятие, характеристика типов темперамента
Общее представление о воспитании. Цели образования и воспитания.


Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по психологии.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

одолеть любые препятствия и довести  дело до конца.

     Меланхолический темперамент. "Меланхолический темперамент, – отмечает И. П. Павлов, – есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное"

     Меланхолик  отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности. Меланхолик характеризуется медлительностью и вялостью, отзывчивостью и ранимостью, тревожностью и мнительностью. Чувства возникают медленно, но являются очень устойчивыми, переживания имеют депрессивный характер, настроение часто унылое, обиду сильно переживает, при неудаче сильно расстраивается, внешне чувства мало выражаются и все, что переживается, остается внутри. Внимание возникает не сразу, переключается медленно, распределение не всегда полное, устойчивость небольшая, легко утомляется и отвлекается.

     Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в "чистом виде". Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей до уравновешенности и подвижности нервных процессов. 
 
 
 
 

  1. Общее представление о воспитании. Цели образования и воспитания.
 

   Проблемы  воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.

   Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

   Как показывает практика, функция воспитательного  воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

   Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.  

   Воспитание  является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная  среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.  

   Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную  и субъективную.  

   К группе объективных факторов относятся:

   генетическая  наследственность и состояние здоровья человека;

   социальная  и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

   обстоятельства  биографии;

   культурная  традиция, профессиональный и социальный статус;

   особенности страны и исторической эпохи.

   Группу  субъективных факторов составляют:

   психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности  и интересы как воспитателя, так  и воспитуемого;

   система отношений с социумом;

   организованные  воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

   В ходе истории возникла потребность  в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, а  именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.

   Цели  воспитания — это ожидаемые изменения  в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

   В качестве критериев оценки воспитанности  человека принимают:

   «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

   «истину»  как руководство при оценке действий и поступков;

   «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

   Мера  воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и  высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств и их иерархией в структуре личности.

   О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом  и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению  к деятельности и стилю общения. 

   Направление воспитания определяется единством целей и содержания.  

   По  этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и  эстетическое воспитание. В наше время  формируются новые направления  воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.  

   Умственное  воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего  мира и себя.  

   Оно предполагает:

   развитие  силы воли, памяти и мышления как  основных условий познавательного  и образовательного процессов;

   формирование  культуры учебного и интеллектуального  труда;

   стимулирование  интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

   а также развитие личностных качеств  — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.  

   Задачи  умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.  

   Этика составляет теоретическую основу нравственного  воспитания.  

   Задачи  и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством  этических требований общества. В  письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.  

   В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

   накопление  нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и  других общественных местах);

   разумное  использование свободного времени  и развитие нравственных качеств  личности, таких как внимательного  и заботливого отношения к  людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.  

   В жизни можно наблюдать факты  отклонения человека от морально-нравственных принципов.  

   Например, герой «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского хочет по своей, по глупой воле пожить; и поэтому, пусть хоть рушится весь мир, а он будет чайком баловаться.  

   В психологии человека «из подполья»  Достоевский увидел разрастающееся явление общественного «нигилизма».  

   Основными критериями нравственного человека являются его убеждения, моральные  принципы, ценностные ориентации, а  также поступки по отношению к  близким и незнакомым людям.  

   В данном контексте уместно вспомнить  идею Л.Н. Толстого относительно приумножения «зла» в мире.  

   В рассказе «Фальшивый купон» гимназист  обманывает лавочника; тот, в свою очередь, платит крестьянину за дрова фальшивыми деньгами. Из-за дальнейшего стечения обстоятельств крестьянин становится разбойником. Л.Н. Толстой концентрирует  внимание читателя на действенности в повседневной жизни древнего постулата — «не делай другому того, чего себе не желаешь».  

   В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный  отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.  

   Главными  задачами трудового воспитания являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к  разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.  

   Для решения этих задач используют разные приемы и средства:

   организацию совместного труда воспитателя  и воспитанника;

   объяснение  значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

   материальное  и моральное поощрение производительного  труда и проявления творчества;

   знакомство  с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

   организацию работы в кружках по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

   упражнения  по выработке трудовых навыков при  выполнении конкретных операций (навыков  чтения, счета, письма, пользования  компьютером; различных ремонтных  работ; изготовления изделий из дерева и металла);

   творческие  конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценку их качества;

   временные и постоянные домашние поручения, дежурства  по классу в школе, выполнение возложенных  обязанностей в трудовых бригадах;

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"