Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Охарактеризуем культурно-историческую концепцию психического развития человека Л.С. Выгодского. Будут рассмотрены основные положения концепции А.Н. Леонтьева, раскрывающей механизм формирования высших психических функций, как процесс «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Названы будут основные положения деятельностного подхода в психологии С.Л. Рубинштейна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
I. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О «ПСИХОЧЕСКИ РЕГУЛИРУЕМОМ ПОВЕДЕНИИ» В ТРУДАХ И.М. СЕЧЕНОВА, И.П. ПАВЛОВА И В.М.БЕХТЕРЕВА. - 4 -
II. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ (С.Л.РУБИНШТЕЙНА, Л.С. ВЫГОДСКОГО, А.Н. ЛЕОНТЬЕВА) - 8 -
III. СООТНЕСИТЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. - 13 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 14 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 15 -

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 33.41 Кб (Скачать)

СОДЕРАЖАНИЕ

СОДЕРАЖАНИЕ - 2 -

ВВЕДЕНИЕ - 3 -

I. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О «ПСИХОЧЕСКИ РЕГУЛИРУЕМОМ ПОВЕДЕНИИ» В ТРУДАХ И.М. СЕЧЕНОВА, И.П. ПАВЛОВА И В.М.БЕХТЕРЕВА. - 4 -

II. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ (С.Л.РУБИНШТЕЙНА, Л.С. ВЫГОДСКОГО, А.Н. ЛЕОНТЬЕВА) - 8 -

III. СООТНЕСИТЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. - 13 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 14 -

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 15 -

 

ВВЕДЕНИЕ

Психология  – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

В данной работе отметим, что основателем психологии как науки является И.М. Сеченов. Отметим, что именно трудами И.П. Павлова, В.М. Бехтерева был утвержден  приоритет рефлексологического  подхода. Основные положения «коллективной  рефлексологии» В.М. Бехтерева.

Охарактеризуем  культурно-историческую концепцию  психического развития человека Л.С. Выгодского. Будут рассмотрены основные положения  концепции А.Н. Леонтьева, раскрывающей механизм формирования высших психических  функций, как процесс «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики  человека. Названы будут основные положения деятельностного подхода  в психологии С.Л. Рубинштейна.

Будут сопоставлены и охарактеризованы специфические  особенности каждого из названных  направлений отечественной психологии.

 

 

  1. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК  НАУКИ О «ПСИХОЧЕСКИ РЕГУЛИРУЕМОМ ПОВЕДЕНИИ» В ТРУДАХ И.М. СЕЧЕНОВА, И.П. ПАВЛОВА И В.М.БЕХТЕРЕВА.

 Пионером психологии как науки, предметом которой является не душа и даже не сознание, а психически регулируемое поведение, можно по праву считать И.М. Сеченова (1829-1905), поскольку еще в 1863 году в трактате «Рефлексы головного мозга» пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования.

Сеченов не отождествлял психический  акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении. Психологию он называл родной сестрой физиологии, а не её придатком. Он сумел соотнести  рефлекс с психикой благодаря  тому, что само понятие о рефлексе было им радикально преобразовано, так  же как и понятие о психике. По классической схеме импульсом, который  запускает в ход рефлекс, является физический стимул; согласно же Сеченову начальным звеном рефлекса является не внешний, механический толчок, а раздражитель-сигнал.

К числу основных достижений Сеченова относится открытие центрального торможения. До него числилось, что  в головном мозгу протекает лишь один нервный процесс—возбуждение. Сеченов экспериментально нашел  способность головного мозга  задерживать рефлексы. Это открытие он истолковал как нервный механизм психических функций—воли и мышления. Волевого человека различает умение противостоять неприемлемым для  него влияниям, какими бы сильными они  ни были, подавлять нежелательные влечения. Это и достигается аппаратом торможения. Благодаря ему появляются и незримые акты мышления. Сеченов писал, что “около самого сердца” он выносил мысль, согласно которой мускула является не лишь органом движения, но и познания. С её помощью организм принимает объекты наружной среды (в построении зрительного вида, к примеру, важную роль играются как бы бегающие по предметам непрерывно работающие мускулы глаз), сравнивает их, анализирует, то есть производит операции, которые уже являются умственными. Механизм торможения задерживает внешнее выражение этих действий. Но они не исчезают. Из внешних они преобразуются во внутренние. Потом этот процесс был назван интериоризацией (переходом извне вовнутрь).

Глубинные преобразования в  категории рефлекса открыли перспективу  нового понимания предмета психологии. В работе “Кому и как разрабатывать  психологию” (1873) Сеченов описывает  её как “науку о происхождении  психических деятельностей”. Другими  словами, задачка науки — объяснить, каким образом совершаются (происходят) разные деятельности (восприятия, память, мышление и т. П.). Сеченов полагал, что они строятся по типу рефлекса, т. е. также являются “трехчленными” (имеют начало, середину и конец), и включают, вслед за восприятием среды и его переработкой в головном мозгу, ответную работу двигательного аппарата. Таковым образом, в первый раз в истории психологии предметом данной науки стали не лишь явления и процессы сознания (либо бессознательной психики), но весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные деяния.

 Таков смысл сеченовского понятия о психической деятельности. Она, подобно рефлексу, совершается объективно. Поэтому и для психологии единственно надежным является объективный, а не субъективный (интроспективный) способ, на котором строились программы Вундта и Брентано. Сеченов стад пионером науки, предметом которой служит психически регулируемое поведение.

Сеченовские идеи оказали  влияние на мировую науку. В России они получили развитие в учениях  И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.[1]

Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849–1936) в качестве основного акта поведения выделял условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается  к изменчивым условиям существования.

Начав свою научную деятельность с изучения процессов кровообращения и пищеварения, Павлов пришел к заключению, что  они обусловлены как физиологическими, так и психологическими факторами. Например, на секрецию слюнной железы оказывает воздействие не только раздражение полости рта при  попадании в него пищи, но и вид  пищи, ее запах. Вся дальнейшая работа Павлова была направлена на исследование поведения организма в единстве внешних и внутренних проявлений. Органом, регулирующим взаимоотношения  организма с окружающей средой, служат центры больших полушарий головного  мозга. Павлов ввел в научный обиход понятие об условном рефлексе.

Благодаря принципу сигнальности поведение организуется соответственно возможным благоприятным или  неблагоприятным для организма  ситуациям. Стремясь определить качественное различие между высшей нервной деятельностью  человека и животных, Павлов разработал учение о двух сигнальных системах. Животные в своем поведении руководствуются  сигналами первой сигнальной системы. Человек в отличие от животных наряду с первой обладает второй сигнальной системой. Учение Павлова об условных рефлексах полностью подтвердило  правильность утверждений Сеченова. Оно объяснило законы работы больших  полушарий головного мозга и  до конца развеяло миф о существовании  души.[2]

Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных  отношений внес Владимир Бехтерев (1857—1927), который исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики  людей, широко опираясь на данные физиологии. В фундаментальном труде «Коллективная  рефлексология» он представил весьма подробную картину влияния социальной психики на поведение людей и отношения между ними. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя работа «Роль внушения в общественной жизни».

В «Коллективной рефлексологии» он также дал анализ многих законов  деятельности людей. Рассматривая коллектив  как «собрание отдельных, связанных  между собою теми или иными  интересами личностей», он приходит к  выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает  «в виде одной коллективной или собирательной  личности». Поэтому «законы проявления деятельности коллектива суть те же, что  и законы проявления деятельности отдельной  личности».

Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д.

  1. Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе, в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую «путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида»
  2. Речь идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.

Эти и  другие положения учения В. М. Бехтерева  помогают глубже осмыслить содержание психологической стороны деятельности и общения людей.[3]

 

  1. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ (С.Л.РУБИНШТЕЙНА, Л.С. ВЫГОДСКОГО, А.Н. ЛЕОНТЬЕВА)

Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции , названные им высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

В концепции Выготского можно  выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый – тезис о том, что при переходе от животных к  человеку произошло кардинальное изменение  отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного  мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя  приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный  процесс: человек действует на природу  и видоизменяет ее. Второй тезис  объясняет существование механизмов изменения природы со стороны  человека. Этот механизм заключается  в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции  Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она  содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у  него появились высшие психические  функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

Второе положение заключается  в том, что человек овладел  своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных  – психологических. Эти психологические  орудия он называл знаками.

Третью часть концепции  Выготского можно назвать «Генетические  аспекты». Эта часть концепции  отвечает на вопрос «Откуда берутся  средства-знаки?» Выготский исходил  из того, что труд создал человека. В  процессе совместного труда происходило  общение между его участниками  с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому  из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами  были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай  то», «возьми это», «отнеси туда»  и т.д. Эти первые слова-приказы  по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание  звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не па кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова  родилась его организующая функция. Так человек научился управлять  своим поведением. Следовательно, возможность  приказывать себе рождалась в  процессе культурного развития человека.

Можно полагать, что сначала  функции человека приказывающего и  человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс; по выражению Л.С. Выготского был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения  превратились в отношения с самим  собой, т.е. в иптрапсихологические. Процесс превращения интерпснхологических отношений в ннтрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение  внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует  словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец  ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Таким образом, в концепции  Выготского можно выделить два фундаментальных  положения. Во-первых, высшие психические  функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики  человека характерна интериоризация отношений  управления и средств-знаков. Главный  вывод этой концепции заключается  в следующем: человек принципиально  отличается от животного тем, что  он овладел природой с помощью  орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также  использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают  знаки, или знаковые средства. Они  имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические  функции человека отличаются от психических  функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.[4]

А. Н. Леонтьев — выдающийся отечественный психолог современной эпохи. Опираясь на идеи культурно-исторической теории, А. Н. Леонтьев выдвинул и детально разработал общепсихологическую теорию предметной деятельности, являющуюся одним из влиятельных и новых теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. Содержание этой концепции тесно связано с проведённым Алексеем Николаевичем анализом возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии, раскрывающим механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека. На основе предложенной А. Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесённой со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и другие), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и «чувственной ткани» в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка её базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Концепция деятельности Алексея Николаевича получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской и социальной), в свою очередь обогащавших её новыми данными. Сформулированное А. Н. Леонтьевым положение о ведущей деятельности и её определяющем влиянии на развитие психики ребёнка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутой Д. Б. Элькониным. Психология рассматривалась А. Н. Леонтьевым как наука о «порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности»[5]

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"