Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:19, контрольная работа
1. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.
2. Мотивация преступного поведения.
Вариант 4
Задание 1
Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности
Каждой науке присущ предмет
и соответствующие ему методы
научного исследования, к которым
предъявляются следующие
Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.
По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:
Методы научного исследования. С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.
Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.
Методы судебно-
К своеобразным методам юридической
психологии относится психологический
анализ уголовного дела. Актуальным является
и метод психоанализа, который
способствует более глубокому и
всестороннему исследованию личности,
в особенности сферы
Применительно к способам исследования юридическая психология располагает следующими методами.
Метод наблюдения. Ценность
его заключается в том, что
в процессе исследования не нарушается
обычный ход деятельности человека.
Для получения объективных
Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большое значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может быть наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.
Анкетный метод. Этот метод
характеризуется однородностью
вопросов, которые задаются относительно
большой группе лиц для получения
количественного материала об интересующих
исследователя фактах. Этот материал
подвергается статистической обработке
и анализу. В области юридической
психологии анкетный метод получил
распространение при
Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения». Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, чем в анкетах.
Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно для исследования личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и способствует вступлению в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели - получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.
Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей внешних стимулов, действующих на испытуемого. Эксперимент строится таким образом, что внешняя стимуляция изменяется по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперимент.
Лабораторный эксперимент
в основном применим к научным
исследованиям, а также используется
при проведении судебно-психологической
экспертизы. К недостаткам лабораторного
эксперимента следует отнести трудность
использования техники в
В целом, системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.
Задание 2
Мотивация преступного поведения.
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.
Таким образом, Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (Утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину)
Отсюда, обусловленные потребностью
мотивационные состояния
Осуществление деятельности
контролируется путем сравнения
достигнутых промежуточных и
итоговых результатов с тем, что
было заранее запрограммировано. Удовлетворение
потребности снимает
В животном мире способы поведения
определяются рефлекторным соотнесением
внешней обстановки с актуальными,
насущными органическими
К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды установок
1.Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы)
2.Сенсорно-перцептивная
3.Социально-перцептивная
установка – стереотипы
4.Когнитивная –
5.Мнемическая установка – установка на запоминание значимого материала.
Мотивационное состояние
человека является психическим отражением
условий, необходимых для
Интерес – избирательное
отношение к предметам и
Желания – мотивационное
состояние, при котором потребности
соотнесены с конкретным предметом
их удовлетворения. Если потребность
не может быть удовлетворена в
данной ситуации, но эта ситуация может
быть создана, то направленность сознания
на создание такой ситуации называется
стремлением. Стремление с отчетливым
представлением необходимых средств
и способов действия является намерением.
Разновидностью стремления является страсть
– стойкое эмоциональное
Преобладающие стремления человека
к определенным видам деятельности
являются его склонностями, а состояние
навязчивого тяготения к
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив – сознательный элемент мотивации.
В основе всех уголовно-правовых построений, в основе самого понятия преступления лежит понятие волевого действия. Психологический анализ преступного деяния – это анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния.
Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.
Осознать явление –
это значит увидеть его действительные
связи в объективном мире. Сознательная
регуляция основана на знании –
понятийном отражении явлений реального
мира. Волевое, сознательное действие
характеризуется