Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

1. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.
2. Мотивация преступного поведения.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 23.15 Кб (Скачать)

Вариант 4

Задание 1

Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной  деятельности

Каждой науке присущ предмет  и соответствующие ему методы научного исследования, к которым  предъявляются следующие требования: во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами; во-вторых, научное исследование должно быть объективным. Это означает, что  исследователь ничего не должен в  ходе исследования привносить от себя как в процессе наблюдения, так  и в формировании конечных выводов.

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции  и психологии для раскрытия изучаемых  ею объективных закономерностей. Эти  методы можно классифицировать как  по целям, так и по способам исследования.

По целям исследования методы юридической психологии делятся  на три группы:

Методы научного исследования. С их помощью изучаются психические  закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также  разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или  предупреждению преступности.

Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления  его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального  существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных  методах психологии и тесно связаны  с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой  и т. д.

Методы судебно-психологической  экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению  следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего  производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической  психологии относится психологический  анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который  способствует более глубокому и  всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

Применительно к способам исследования юридическая психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что  в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов  необходимо соблюдать ряд условий: 1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют; 2) составить  программу наблюдения; 3) правильно  фиксировать результаты исследования; 4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых  лиц. Для регистрации результатов  наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь  записи речи наблюдаемого на магнитофонную  пленку. В отдельных случаях полезно  применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться  не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую  информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большое значение для получения  информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может быть наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод  характеризуется однородностью  вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения  количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке  и анализу. В области юридической  психологии анкетный метод получил  распространение при исследовании механизма образования преступного  умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими  работниками для исследования некоторых  аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного  мнения». Главное достоинство этого  метода - его полная анонимность. Благодаря  этому на целый ряд «критических»  вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, чем в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как  вспомогательный метод активно  используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и  создания рабочей гипотезы. Его применение характерно для исследования личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой  следователь изучает основные особенности  личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и способствует вступлению в  контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели - получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании  этого метода экспериментатор изучает  зависимость особенностей психических  процессов от особенностей внешних  стимулов, действующих на испытуемого. Эксперимент строится таким образом, что внешняя стимуляция изменяется по строго определенной программе. Отличие  эксперимента от наблюдения в том, что  при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или  иного психического явления, а при  эксперименте он может с помощью  изменения внешней ситуации преднамеренно  вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических  исследований получили распространение  лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент  в основном применим к научным  исследованиям, а также используется при проведении судебно-психологической  экспертизы. К недостаткам лабораторного  эксперимента следует отнести трудность  использования техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных  условиях. Эти недостатки и нивелируются при использовании метода естественного  эксперимента.

В целом, системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет  достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и  системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с  учетом всех участвующих элементов.

Задание 2

Мотивация преступного поведения.

Предпосылкой поведения  человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к  устранению возникшего дефицита. Возникающая  потребность вызывает мотивационное  возбуждение (соответствующих нервных  центров) и побуждает организм к  определенному виду деятельности. При  этом оживляются все необходимые  механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий  и на основе этого формируется  целенаправленное действие. Итак, актуализированная  потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние –  мотивацию.

Таким образом, Мотивация  – обусловленное потребностью возбуждение  определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния  зависит допуск в кору головного  мозга тех или иных сенсорных  возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула  зависит не только от его объективных  качеств, но и от мотивационного состояния  организма (Утолив страсть, организм не станет реагировать на самую  привлекательную  женщину)

Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются  тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности  и схемы деятельности по овладению  требуемым объектом. Эти схемы  программы поведения – могут  быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов  опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения  достигнутых промежуточных и  итоговых результатов с тем, что  было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное  напряжение и, вызывая положительную  эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности  (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим –  поисковой деятельности. Таким образом,  мотивация – индивидуализированный  механизм соотнесения внешних и  внутренних факторов, определяющий способы  поведения данного индивида.

В животном мире способы поведения  определяются рефлекторным соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности  сама внешняя обстановка может актуализировать  различные потребности. Так, в преступно  опасной ситуации один человек руководствуется  только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность  выполнения гражданского долга, у третьего – проявить удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и способы  сознательного поведения человека определяются его отношениями к  различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой – словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека.

К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей  ситуации определенным образом. Эта  готовность к стереотипному поведению  возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой  поведенческих актов, в которых  не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются  следующие виды установок

1.Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность  шейного отдела позвонков к  движению головы)

2.Сенсорно-перцептивная установка  (ожидание звонка, выделение значимого  сигнала из общего звукового  фона)

3.Социально-перцептивная  установка – стереотипы восприятия  социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется  как признак криминализованной  личности)

4.Когнитивная – познавательная  установка (предубеждение следователя  в отношении виновности подозреваемого  ведет к доминированию в его  сознании обвинительных доказательств,  оправдательные доказательства  отступают на второй план)

5.Мнемическая установка  – установка на запоминание  значимого материала.

Мотивационное состояние  человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности  человека как организма, индивида и  личности. Это отражение необходимых  условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес – избирательное  отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь  интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями  интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные) по широте (ограниченные и разносторонние) и  устойчивости (кратковременные и  устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом  является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются  в ней. С интересами человека тесно  связаны его желания.

Желания – мотивационное  состояние, при котором потребности  соотнесены с конкретным предметом  их удовлетворения. Если потребность  не может быть удовлетворена в  данной ситуации, но эта ситуация может  быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств  и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть  – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность  в котором доминирует над всеми  остальными потребностями и придает  соответствующую направленность всей деятельности человека.

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние  навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечениями.

Мотивационные состояния  мобилизуют сознание на поиск соответствующих  целей и принятие конкретного  решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата.             Мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый  элемент сознательного, волевого, преднамеренного  действия.

Итак, понятие мотивации  включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив  – сознательный элемент мотивации.         

В основе всех уголовно-правовых построений, в основе самого понятия  преступления лежит понятие волевого действия. Психологический анализ преступного  деяния – это анализ психологического содержания структурных элементов  преступного деяния.

Сознательное поведение  характеризуется сознательной его  регуляцией, пониманием сущности его  явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.

Осознать явление –  это значит увидеть его действительные связи в объективном мире. Сознательная регуляция основана на знании –  понятийном отражении явлений реального  мира. Волевое, сознательное действие характеризуется предвосхищением  будущего результата действия – его  цели. Целеобразование – важнейшая сфера сознательной деятельности человека. Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"