Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

1. Центральное понятие античной психологии - душа.
2)«Первый философ» милетской школы, признаваемый родоначальником европейской науки – Фалес
3. Отец ботаники, автор учения о характерах человека – Теофраст
4. Античный мыслитель, определивший душу как единство противоположностей – Гераклит
5. Идея о том. что душа человека служит источником не только активности, но и нравственности и разума прослеживается в теории Сократа, а затем в концепциях Платона и Аристотеля. (Б, Г)

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа№1 Борисова Н..docx

— 236.85 Кб (Скачать)

 

  1. Ученый, синтезировавший  опыт  и  достижения античных врачей – Гален 

Использовав опыт александрийских врачей и последующей  медицины, Гален синтезировал достижения античной философии, биологии и медицины в детально разработанную систему. Гален синтезировал достижения античной психофизиологии в детально разработанную систему, служившую основой представлений об организме человека на протяжении последующих столетий. В Александрии к тому времени было запрещено анатомирование человеческих тел. Строение и функции органов изучались на обезьянах и других млекопитающих. Став хирургом у гладиаторов, Гален смог существенно расширить свои анатомические познания. Органами души он считал мозг, сердце и печень. Каждому из них приписывалась одна из психических функций соответственно разделению частей души, предложенному Платоном. Нервная система представляет ветвистый ствол, каждая из ветвей которого живет самостоятельной жизнью. Нервы построены из того же вещества, что и мозг. Они служат ощущению и движению. Галеном различались: чувствительные, «мягкие» нервы, идущие к органам, и связанные с мышцами «твердые» нервы, посредством которых выполняются произвольные движения. Дальнейшее развитие получило у Галена учение о темпераментах.

 

  1. Цель учения Сократа - достижение истины

Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя». Сократ определял стремление помочь своим слушателям обрести новое познание как основу истинной нравственности. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника.

 

  1. Платон утверждал, что индивидуальная душа - истечение мировой души

Мир идей - первообразов, вечно неподвижных, изливает свое осмысление на всю материальную действительность, включая жизненную  линию человеческой жизни. Таким  образом, модель жизненного пути (идея судьбы) задана свыше. Если идеальный  мир вечно неподвижен, а материальный вечно движется, то такое противопоставление возможно для Платона только потому, что имеется начало одинаково  и неподвижное, и вечно движущее. Это - душа космоса и душа всего, что  в него входит, она и есть то идеальное, которое дает способность двигаться  и жить всему живому и неживому. Движение, развитие всего живого предполагает определенную способность к самополаганию, т.е. определенную степень свободы, которую Платон приписывает "мировой  душе". Индивидуальная душа у Платона  является образом и истечением "мировой  души" и обладает тремя способностями: идеально-умственной, целесообразно  волевой и инстинктивно-аффективной, с приматом первой над всеми остальными. В этом состоит смысл знаменательного образа души в виде крылатой колесницы (страсти), двух коней (воля) и возничего (ум), что в этике Платона соответсвует трем добродетелям - мудрость, мужество и просветленное состояние чувств. Эти три добродетели объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, - справедливость. Так Платон онтологически обосновывает свободу воли человека. Утверждая свободу воли, Платон утверждает нравственную ответственность человека вне зависимости от его судьбы. По мысли Платона, всякая душа должна быть судима в подземном мире после ее отречения от тела.

 

  1. Учителя мудрости ("мыслить, говорить и делать") – софисты

Во второй половине 5 века до н.э. в Греции появляются учителя «мыслить, говорить и делать» - софисты. Оценки их научной и просветительской деятельности противоречивы. Сократ был ярым противником софистов. Платон выражал неприязнь к вождям «толпы».Аристотель называл софистику «мнимой мудростью», а Гегель отвел им роль «первых просветителей, энциклопедистов-педагогов». Их интересовала не природа, с ее независящими от человека законами, но сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора «есть мера всех вещей». Впоследствии прозвище «софист»  стало применяться к лжемудрецам, выдающим с помощью различных уловок мнимые доказательства за истинные. Софизм в переводе с греческого – хитрая уловка, измышление, логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное.

  1. Основатель томизма, утвердивший структурность и иерархичность в учении средневековья о душе – Фома Аквинский

Фома́ Акви́нский (родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) —философ и теолог, систематизатор ортодоксальнойсхоластики, учитель церкви, основатель томизма. Томизм (от лат. Thomas — Фома) — учение в схоластической философии и теологии католицизма.

 

  1. Большое значение в становлении психологического знания имеет тот факт, что Гераклит внес в психологию идею постоянного  развития и изменения.

Гераклит (6-5 вв. до н.э.) считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний -ощущения и разум. Разум выше. Гераклит считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и наконец умирает.

 

  1. Выдающийся врач, "староста и глава" естествоиспытателей мусульманского Востока - Авиценна

Ибн Сина – лат. Авиценна (980–1037), врач, естествоиспытатель, философ, энциклопедист. Его популярность и авторитет выразились в почтительном прозвище «Староста и Глава». Ибн Синой написаны многочисленные труды по разным отраслям знаний: философии, медицине, лингвистике, логике, математике, физике, космологии, химии, этике и т.д. – всего 456 работ на арабском и 23 сочинения на языке фарси.

 

  1. Родоначальник перипатетических традиций в учении о душе мусульманского Востока - Аль - Кинди

Аль-Ки́нди — арабский философ, математик, теоретик музыки, астроном. Аль-Кинди первым в исламском мире обратился к философским трудам  Аристотеля, став основоположником перипатетизма на мусульманском Востоке. Ему принадлежат «Обзор сочинений Аристотеля», «О пяти сущностях», «О ближайшей причине возникновения и уничтожения», «Об определениях и описаниях вещей».

Следуя Аристотелю, Аль-Кинди  утверждал, что «извечное — это то, что вообще никогда не могло быть несуществующим». Существование извечного не обусловлено чем-то иным; не имеющее причины извечное не уничтожается и не изменяется, поскольку не является телом. В качестве такого не имеющего определения начала Аль-Кинди называл материю, которая выступает как первичное по отношению к форме, порождающей видовые различия, творящей вещи, являющейся их потенцией. Не имеющее ни субстрата, ни атрибута, ни причины, ни рода, неизменное вневременное начало не постигается человеческим умом, не может стать предметом исследования, а значит и предметом философии, изучающей лишь такие вещи, природу которых она может познать.

 

  1.  Первый арабский исследователь зрительного ощущения как механизма психической жизни - Альгазен

 Альгазену (965-1038) принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм ощущений и восприятий, механизм построения зрительного образа. Альгазен впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются законы отражения и преломления света. Альгазеном были изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст .


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"