Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

1. Центральное понятие античной психологии - душа.
2)«Первый философ» милетской школы, признаваемый родоначальником европейской науки – Фалес
3. Отец ботаники, автор учения о характерах человека – Теофраст
4. Античный мыслитель, определивший душу как единство противоположностей – Гераклит
5. Идея о том. что душа человека служит источником не только активности, но и нравственности и разума прослеживается в теории Сократа, а затем в концепциях Платона и Аристотеля. (Б, Г)

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа№1 Борисова Н..docx

— 236.85 Кб (Скачать)

Контрольная работа №1

  1. Центральное понятие античной психологии - душа.

На протяжении длительного времени  предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» - первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки. В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновенной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

2)«Первый философ» милетской школы, признаваемый родоначальником европейской науки – Фалес

Фале́с (625-547дон.э.)— древнегреческий  философ. И матема -ти к .  Из Милета.  Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Фалеса считают родоначальником европейской науки. Его воззрения были тесно связаны с естествознанием. Объяснение объективного мира, по его мнению, следует искать в изучении реальной действительности. Он первым в истории человечества поставил вопрос: «Что есть все?». Он предлагает за первоначало принять воду – основу всего сущего.

  1. Отец ботаники, автор учения о характерах человека – Теофраст

Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам ( ок. 370 до н. э., в г. Эрес, остров Лесбос — ум. между 288 до н. э. и 285 до н.э.в Афинах) — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки. Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания). Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. — преемником на посту главы школыперипатетиков. Теофраста называют «отцом ботаники». Ботанические труды Теофраста можно рассматривать как свод в единую систему познаний практиков сельского хозяйства, медицины и работ учёных античного мира в этой области. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Влияние трудов Теофраста на последующее развитие ботаники в течение многих столетий было огромным, так как учёные Древнего мира не поднимались выше него ни в понимании природы растений, ни в описаниях их форм. В соответствии с современным ему уровнем знаний отдельные положения Теофраста были наивны и не научны. Учёные того времени ещё не имели высокой техники исследования, не было и научных экспериментов. Но при всём этом уровень знаний, достигнутый «отцом ботаники», был весьма значительным.

 

  1. Античный мыслитель, определивший душу как единство противоположностей – Гераклит

 

   Гераклит Эфесский (около 520=460 до н.э.) Он из династии царей. От его произведений осталось около 130 фрагментов. Прозвище – «темный» - из-за непонимания его высказываний.

В основе мироздания, человека и его  души, по Гераклиту лежит объективный  закон –логос (разумное основание) – Все превращения огня происходят не как попало, а по закону логоса. Он никем не установлен, этот объективный закон, присущий материи. Этот закон – абсолютная необходимость, даже солнце подчиняется этому закону, даже бог не может его нарушить. Что  это за закон? «Все изменения в мире происходят согласно борьбе противоположностей»

Впервые поставил вопрос об отличии  человеческой души от окружающей природы. «Всем людям свойственно познавать  самих себя и мыслить». Отмечается зависимость качеств души человека от физических изменений в организме. «Сухое сияние – психея мудрейшая  и наилучшая», «У опьяневшего мужа психея его влажна» - идея материальной детерминации и дифференциации психики  человека.

Впервые поставил вопрос об отличии  более утонченных душ от более  варварских грубых психей. И в связи  с этим развивает начатки учения о познании, как различение деятельности  чувств и деятельности ума (деятельность ума характерна для более тонких психей). То есть он различает чувственное  и рациональное познание «Плохие  свидетели для людей- глаза и  уши тех, кто имеет грубые психеи». 

 

  1. Идея о том. что душа человека служит источником не только активности, но и нравственности и разума прослеживается в теории Сократа, а затем в концепциях Платона и Аристотеля. (Б, Г)

Сократ (469- 399гг. до н.э.).  Совершенно иной подход к психике человека начал складываться с появлением теорий Сократа и Платона. Сократ впервые поставил под сомнение истинность прежней точки зрения на человека, рассматривающей его как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей, и доказывал, что ничего важнее исследования именно человека, его души быть не может.

Одним из важнейших положений Сократа  была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую  человек в своем размышлении  о природе вещей может познать  и передать другим.

Однако абсолютное знание хотя и  существует объективно, но не может  быть дано человеку в готовом виде. По мнению Сократа, истина существует в душе человека с самого рождения, хотя разум и не осознает этого. Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения. Таким внешним  побуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение. Сократ первым поднял вопрос о необходимости  разработать метод, при помощи которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека. Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая  ему осознать необходимые для  решения конкретной проблемы знания.

Этот метод, открытый Сократом и  применявшийся им в его размышлениях, его знаменитая диалектика, получил  название метода сократической беседы. В основе этого метода лежал разработанный  Сократом диалог, основанный на способе  наводящих размышлений, при помощи которых ученика подводят к определенному  знанию. Сократ никогда не предъявлял собеседнику знание в конечной форме, считая, что самое главное –  привести человека к самостоятельному открытию истины. Главное открытие, к которому подводил Сократ своих  собеседников, заключалось в том, что всеобщее, абсолютное находится  в уме и только из него должно выводиться. Сам Сократ говорил о  себе, что он является «акушером  мысли», помогая человеку самому придти к правильной идее, найти, «родить» ее в собственной душе. Майевтика (родовспоможение).

Фактически это было первой попыткой разработать технологи проблемного  обучения, так как перед учеником ставили определенную проблему в  виде вопроса-утверждения, а затем  помогали доказать данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответ системой вопросов, помогающих  выстроить алгоритм решения данной проблемы.

Таким образом,  Сократ заложил  основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с  разумом и нравственностью человека. Это открывало путь к теории объективного идеализма Платона.

 

  1. «Майевтика» как способ отыскания истины путем диалога, в процессе которого раскрываются противоречия в знаниях человека, использовалась древнегреческим мыслителем Сократом.

Сокра́т(около 470 — 399 до н. э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путём постановки наводящих вопросов — так называемого сократического метода. Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.

Он говорил, что как бы помогает своим слушателям родиться заново, познание «всеобщего» как основы истинной морали. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям. Основная задача «сократического» метода - найти «всеобщее» в нравственности, установить нравственную всеобщую основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной «индукции» и «определения». «Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.

 

 

  1. Основоположник диалектики – Гераклит

 

Гераклит Эфесский (ок. 540 - 480 г. до н.э.) - древнегреческий мыслитель, один из родоначальников диалектики. Его мировоззрение характеризует ряд моментов (изложены в виде "как понято"): 

♦ мир, все его многообразие существовали всегда; 
♦ мир един, в основе его образования и существования лежит определенный порядок (логос, огонь, справедливость и т.д.); 
♦ основа (одна из основ) мира - противоположности, которые пребывают в вечной борьбе друг с другом, но и едины в этой борьбе; 
♦ противоположности эти не застывшие, они переходят друг в друга, они подвижны,  как подвижно все в мире; 
♦ человеку трудно, но необходимо усвоить, что мир образуют противоположности, борющиеся и составляющие единство, - переходящие друг в друга противоположности

  1. Автор трактата  " О душе " – Аристотель

 

Аристотель -  вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля. Он автор трактата о душе, первого в мире систематического исследования по проблемам души В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехни. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела" (II, 1, с. 394) 1 /Аристотель. О душе, кн. II, гл. 1./, или: "Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью" (там же, с. 395), или: "Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого стественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя" (там же). Эти, на первый взгляд, трудные формулировки не должны нас пугать. Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершенности способного к жизни естественного тела. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Но это значит, что Аристотель понимает жизнь очень широко.

 

  1. Способ познания по Платону – припоминание

 

 

Психологические взгляды Платона (427-347 до н.э.) изложены в трактате «Государство», диалогах «Федон», «Законы», «Тиней», «Парменид», «Менон», «Пир», «Софист» и «Филеб». Они проникнуты духом космизма: космос - живое существо, наделенное разумом. Платону принадлежит идея телесной локализации бессмертной души. Индивидуальная душа представляет собой «истечение» («эманацию») мировой души, она возникает раньше тела и выступает «посредником» между миром идей и миром вещей.

Души находятся на небе и питаются созерцанием идеального мира. Вселяясь в тело, они забывают о небесном: отныне их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие. Несмотря на то, что Платон описывает особенности зрения, обоняния, осязания и слуха, значение чувственного знания, по его мнению, не более чем забава: сами чувства не могут быть источником знания. Познание, по Платону, есть припоминание, которое основано на искусстве логического рассуждения, философской беседе, методе вопросов и ответов.

Таким образом, в теории познания Платона имеют место два вида знания. Во-первых, знания совершенно достоверные без примеси лжи и заблуждения, знания идей, которые человек получает до вселения души в тело непосредственно умозрением идей, а после вселения – путем диалектического припоминания. И, во-вторых, знания мнимые, смесь истины и заблуждений, эмпирические и физические «знания» вещей как результат чувственного восприятия.

Идея бессмертия души Платона имеет глубокий нравственно-этический смысл: согласно ей духовный опыт не исчезает со смертью человека, он вечен и нуждается в освоении, преемственности и продолжении.

 

  1. Ученики Аристотеля – перипатетики

Перипатетики (прогуливаться,проха живаться) —ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

Другое название школы — Лике́й (в средневековом или традиционном латинском произношении — Лице́й) — по названию расположенного вблизи от гимнасия, где преподавал Аристотель, храма Аполлона Ликейского, в восточной части древних Афин.   Наиболее известные перипатетики: Аристотель, Теофраст, Дикеарх и др.

 

  1. Основатель учения о внутреннем мире человека – Сократ

Сократ (469- 399гг. до н.э.). Совершенно иной подход к психике человека начал складываться с появлением теорий Сократа и Платона. Сократ впервые поставил под сомнение истинность прежней точки зрения на человека, рассматривающей его как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей, и доказывал, что ничего важнее исследования именно человека, его души быть не может.

По мнению Сократа, истина существует в душе человека с самого рождения, хотя разум и  не осознает этого. Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или  внешнего побуждения. Таким внешним  побуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение. Сократ первым поднял вопрос о необходимости  разработать метод, при помощи которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека. Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая  ему осознать необходимые для  решения конкретной проблемы знания.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"