Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Задание: Дайте определение и охарактеризуйте следующие свойства личности: эмоции, чувства, воля. Раскройте связь чувств и эмоций, их функции в поведении. Раскройте формы переживания чувств

Работа содержит 1 файл

Реферат .doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды, когда в течение  длительного времени человек  остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, тревоги, беспокойства, появляется болезненная  мнительность, исчезает ощущение здоровья, ухудшается сон, изменяются личностные особенности, возможно появление депрессии, эмоциональных взрывов.

В развитии стресса  можно выделить три этапа:

реакция тревоги, фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач;

этап стабилизации, на котором все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение не отличается от нормы, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов;

стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия, подверженностью различным  заболеваниям и даже смерти.

Выделенные этапы  совпадают в обоих проявлениях. Физиологическая и психологическая энергия неразрывно связаны. Чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошенными мы чувствуем себя психологически, и наоборот, сильное длительное переживание способно вызвать физиологические недуги. Поведение человека в стрессовых ситуациях зависит от многих факторов, но прежде всего от психологической подготовки, включающей умение быстро оценить обстановку, навыки мгновенной ориентировки в сложившихся обстоятельствах, волевую собранность, решительность, волю, опыт поведения в сходных ситуациях

и т.д.

Фрустрация - состояние  человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к  достижению цели. Фрустрация может  быть вызвана множеством причин, но особенно часто ее источником выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.

Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В этом состоянии  человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Исходом этого состояния являются депрессии и гнев. Устойчивость (толерантность) к фрустирующим факторам зависит от степени эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с подобными факторами.

Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее  чувство, определяющее направление  мыслей и поступков человека. Страсть  органически связана с потребностями  и другими свойствами личности, избирательна и всегда предметна. Страсть охватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представлять и обдумывать пути достижения потребности. Все, что не связано с предметом страсти, кажется не имеющим значения, и часто упускается из виду или забывается. Страсть обладает большой силой и выступает одним из существенных побуждений к действию, поэтому важно знать ее направленность. Страсть ожжет быть принята и одобрена личностью, а может осуждаться, переживаться как что-то нежелательное. В этом случае большую роль играет общественное мнение. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

Высшие чувства - особая форма переживаний, связанная  с более сложными духовными потребностями, в которых заключено все богатство человеческих отношений. Объектами высших чувств являются отдельные люди, группы людей, предметы культуры, произведения искусства, литературы.

В зависимости  от сферы, к которой они относятся, высшие чувства делятся на нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности в сравнении с их нормами, выработанными  обществом. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества, в зависимости от его традиций, обычаев, религии, политического устройства и т.д.

Действия и  поступки людей, соответствующие взглядам на моральные устои в данном обществе, считаются нравственными; не соответствующие  им - считаются аморальными, безнравственными. Моральные чувства выражают представления людей о том, что можно делать, а что нельзя. В них всегда содержатся нравственные требования, в которых заключается отношение человека к другим, к государству. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, зависть и т.д. Важной чертой нравственных чувств является то, что они являются побудительными силами многих героических дел и поступков.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность, но и стимулируют, усиливают ее. Существование интеллектуальных чувств является доказательством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового, которое выражается в постоянном поиске и борьбе за прогрессивное, революционное в области познания и в практической деятельности.

Эстетические  чувства представляют собой эмоциональное  отношение человека к прекрасному  в природе, в жизни людей и  в искусстве. Эстетические чувства  позволяют человеку разобраться  в том, какие картины ему нравятся, какая музыка его волнует, в какую погоду он любит гулять и т.д. Эстетические чувства обогащают личность, придавая ей индивидуальное своеобразие и колорит.

В отличие от других эмоциональных переживаний, чувства человека не являются врожденными, они приобретаются в процессе жизнедеятельности. По мере психологического развития индивида как личности чувства его тоже меняются - становятся более утонченными и возвышенными. Если же человек деградирует как личность, то и чувства его становятся низменными.

  • Воля – как способность человека руководить желаниями, потребностями мотивами

На всякое живое  существо известные предметы действуют  привлекательным, другие отталкивающим  образом: первых оно хочет и стремится  к ним, вторых не хочет и удаляется. Но для того, чтобы хотеть или  не хотеть именно этого предмета, хотящее  существо, очевидно, должно различать его от других, так или иначе воспринимать его. Всякое волевое отношение непременно связано с некоторым познавательным. Ignoti nulla cupido. Поэтому спор о первенстве воли над умом или наоборот, разделявший некогда томистов и скотистов, а ныне возобновленный Шопенгауэром, лишен реального основания. Хотение или воля в широком смысле имеет различные степени соответственно степеням развития познавательной сферы. Существа, для которых познание останавливается на смутных ощущениях, – которые воспринимают лишь наличность окружающих чувственных явлений (как это бывает у низших животных, а также, вероятно, и растений), – имеют и волю лишь в виде непосредственного безотчетного влечения или стремления, возбуждаемого данною реальностью. Там, где познание, кроме ощутительных впечатлений от наличной феноменальной действительности содержит в себе воспоминание прошедших, пережитых, состояний и представления предметов отсутствующих, там и волевое отношение возвышается над простым чувственным влечением или стремлением и переходит в более идеальное состояние, называемое желанием. Ближайший, непосредственный предмет желания, как такового, есть не реальное, а идеальное явление, не чувственно воспринимаемое, а умопредставляемое. Желается то, чего нет в действительности, что мыслится. У птиц и других высших животных самцы и самки тоскуют в разлуке друг с другом; собака тоскует по умершем, или уехавшем хозяине: она его желает, и это желание, относясь к отсутствующему, предполагает у животного определенное умственное представление, которое собственно и есть прямой объект желания и вытекающих из него действий (собака ищет невидимого ею, но умопредставляемого хозяина, отправляется на его могилу и т. п.). Наконец, у человека, мыслящего не только в индивидуальных представлениях, но и в универсальных понятиях, и волевое отношение может определяться этими понятиями, как общими и постоянными правилами и принципами действия. Если уже в мире животном мотивы чувственного влечения подчиняются высшим мотивам желания (так тоскующая собака отказывается от пищи; сюда же относятся более обыкновенные случаи, когда то или другое чувственное влечение побеждается страхом умопредстаеляемого наказания – мотив высший, если не в этическом, то в психологическом смысле), – то человек может подчинять не только чувственные влечения, но и все свои желания высшей нравственной идее, может из многих предстоящих действий выбирать то, которое соответствует принятому или решенному принципу деятельности. Способность к такому выбору и принципиальному решению есть бесспорный психологический факт, но с этим фактом связан самый трудный и сложный метафизический вопрос о свободе воли. Спрашивается: в каждом данном случае зависит ли выбор одного мотива воли предпочтительно перед другими от того, что именно этот мотив оказывается при данных условиях наиболее сильным или действительным для данного субъекта с его данным, унаследованным и воспитанным характером, или же выбор может зависеть окончательно от особого, простого и внезапного ничем с необходимостью не обусловленного решения самого субъекта? Такова простейшая постановка этого вопроса (различные его решения будут изложены и оценены в ст. Свобода воли). Хотение и познание, воля и ум, отвлеченно противополагаемые друг другу, в действительности неразрывно между собою связаны. Если, как было сказано, воля невозможна без познания, то и это последнее невозможно без воли. Чтобы познать или понять какой-нибудь предмет или отношение, необходимо прежде всего на нем остановить свою мысль, выделить его умственно изо всей совокупности предметов и отношений. Такая остановка и выделение есть волевой акт, называемый произвольным вниманием. Но необходимость волевого элемента в происхождении (генезисе) познания нисколько не сообщает субъективно-произвольного характера результатам познавательного процесса. Участие воли в создании истинной науки состоит не в том, что мы познаем только то, чего нам хочется, а в том, что мы хотим познавать те или другие существенные стороны действительных предметов. 
 

  
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"