Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Задание: Дайте определение и охарактеризуйте следующие свойства личности: эмоции, чувства, воля. Раскройте связь чувств и эмоций, их функции в поведении. Раскройте формы переживания чувств

Работа содержит 1 файл

Реферат .doc

— 108.50 Кб (Скачать)

«Понятие переживания  выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в нем более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом — знания, особенно существенного для сознания»6. Переоценить эту представленность переживания в каждом конкретном психическом явлении невозможно, ибо переживание превращает сознание в живое явление. Сознание — это не осознанное знание о предметном мире, а живое знание — знание, проникнутое переживанием. Понимая огромную важность этого факта, Рубинштейн поставил принцип единства переживания и знания на первое место среди других принципов познания природы психического. Как отмечалось выше, с общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в их подкрепляющей и закрепляющей функции. С общепсихологической точки зрения роль эмоций заключается в формировании всей внутренней психической жизни субъекта.

Переживания интимно  входят в любой психический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для ее проявления в личностном «я». По всей вероятности, именно поэтому патологические нарушения прежде всего обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной сферы личности. 

- Формы переживания эмоций и чувств 

Эмоциональные состояния и формы их выявления  детерминируются преимущественно  социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.

Настроение —  это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус.

Различают положительные  настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

Настроение —  это такое общее эмоциональное  состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно  самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива.

Аффекты — это  сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.

В состоянии  аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.

Особенно резко  проявляется аффективное состояние  при опьянении, так как тормозные  процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.

Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции.

Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает  в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.

В стрессовом состоянии  поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.

Фрустрация возникает  в результате конфликтов человека с  другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей.

Страсти — сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.

Страсть — существенная сила человека, который энергично  стремится к своей цели. Она  порождает неослабевающую энергию  в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.

Страсть имеет  избирательный характер и проявляется  не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.

Страсти бывают положительные и негативные. Положительные  страсти — увлечение работой, обучением — являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.

  • Раскройте формы переживания чувств

Несмотря на то, что внутренний мир человека богат и разнообразен, психологи всегда стремились классифицировать чувства. При этом выделялись две категории чувств:

чувства положительного порядка, связанные с удовлетворением  потребностей и доставляющие удовольствие;

чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением  потребностей и доставляющие неудовольствие.

При этом выделяют простые чувства (гнев, зависть, страх, радость) и более сложные (эстетическое чувство, чувство патриотизма).

По форме протекания в эмоциональных состояниях выделяют:

чувственный, или  эмоциональный, тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный, или  эмоциональный тон является простейшей формой эмоционального переживания. Под  ним понимают эмоциональную окраску, оттенок психического процесса. Чувственный тон объединяет в себе отражение наиболее общих факторов окружающей среды, помогает принять быстрое предварительное решение и носит субъективную окраску: то, что у одного человека вызывает положительные эмоции, у другого может вызвать отрицательные. Несмотря на внешнюю незначительность, правильное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда и т.д.

О настроении говорят, когда чувства надолго овладевают человеком и превращаются в общий  фон психических состояний, создавая благоприятную почву для одних эмоциональных впечатлений и неблагоприятную для других. Настроение может быть очень разнообразным, но при этом оно всегда не предметно, а личностно, и является общим, размытым состоянием. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, и, особенно, от тонуса нервной системы, то есть от самочувствия. На настроение также оказывают влияние природа, социальные и личностные события, работа, отношения между людьми. Устойчивость настроения зависит от множества причин: возраста человека, особенностей его характера и темперамента, силы воли, умственного развития. Чем старше человек, тем устойчивее его настроение. Часто повторяющееся настроение может стать устойчивой чертой личности. Настроение откладывает отпечаток на поведение, поэтому его необходимо контролировать.

Эмоции - это  процесс переживания какого-либо чувства. В зависимости от влияния  на продуктивность эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические стимулируют деятельность человека, увеличивают энергию и напряжение его сил, побуждают его к поступкам и высказываниям. Астенические эмоции расслабляют, делают человека пассивным, скованным.

Выделяют фундаментальные  эмоции, определяющие все остальные. К ним относят:

Интерес - положительное  эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость - положительное  эмоциональное состояние, связанное  с возможностью удовлетворить актуальную потребность.

Удивление - эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, которая может быть как положительной, так и отрицательной.

Страдание - отрицательное  эмоциональное состояние, связанное  с полученной информацией о неудовлетворении важнейших жизненных потребностей; чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - отрицательное  эмоциональное состояние, протекающее  в форме аффекта и связанное  с внезапным возникновением препятствия  на пути удовлетворения важной потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с принципами и установками субъекта.

Презрение - отрицательное  эмоциональное состояние, возникающее  в межличностных взаимоотношениях и порождаемое несовпадением жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта и объекта чувства.

Страх - отрицательное  эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию.

Стыд - отрицательное  эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности собственным ожиданиям и ожиданиям окружающих.

Аффект - сильное  и относительно кратковременное  эмоциональное состояние, связанное  с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает как уже произошедшее событие. Если эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря, шквал. Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение. При этом человек не в состоянии, или не хочет осознать эту возможность, или не может с ней примириться.

Аффект возникает  резко, в виде вспышки, порыва. При  этом изменяются внимание и восприятие. Человек удерживает в поле зрения только те объекты, которые связаны  с его переживаниями, все остальное  осознается недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости состоянием аффекта. Таким образом, для состояния аффекта характерны ослабление контроля, узость мышления. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью. Такое состояние вызвано сильным возбуждением определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется торможением, возникает эмоциональный шок, который заканчивается упадком сил, усталостью, даже обмороком. Нарушение сознания может привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже к полной потери памяти случившегося.

Стресс - эмоциональное  состояние, возникающее в ответ  на экстремальное воздействие. Различные  негативные факторы - усталость, страх, обида, боль, унижение - вызывают в организме однотипную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент, причем этот раздражитель необязательно должен существовать в реальности, он может быть воображаемым.

Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен  нулю. При этом стресс, превышающий  возможности организма, истощает энергию, нарушает деятельность, заставляет его  чувствовать себя бесполезным. В  настоящее время различают: эустресс - положительный стресс, который сочетается с желаемым эффектом и мобилизует организм, и дистресс - отрицательный стресс с нежелательным, вредоносным эффектом.

В зависимости  от стрессора можно выделить физиологический  и психологический виды стресса.

Физиологические механизмы мобилизуют организм в  ответ на воздействие, которому он подвергся. Такие реакции формируются на уровне автономной нервной системы  автоматически и осуществляются без нашего указания. Проблема заключается  в том, что любая реакция может принести вред нашему организму в целом, если позволить ей длиться слишком долго. Таким образом, постоянное пребывание в состоянии стресса очень вредно и может привести к сокращению продолжительности жизни.

Психологический стресс можно условно подразделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, то есть при возникновении информационной перегрузки, может развиться информационный стресс, для которого характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, мышление становится путанным, не способным правильно оценивать ситуацию и прогнозировать последствия.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"