Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.). Значение каждого возрастного периода определяется его местом в общем цикле развития ребенка. А. Н. Леонтьев, отмечая специфику внутри- и межстадийного развития, подчеркивает, что внутри стадии реализуются два ведущих направления: от изменения круга жизненных отношений к развитию действий, операций и обратно — от перестройки этих функций и операций к новой деятельности. Между стадиями происходит вхождение предметной деятельности в новый круг общественных отношений. Отсюда берет начало тенденция генетического рассмотрения каждого возраста как этапа целостного развития личности в качестве субъекта познания, общения, труда. При этом, согласно результатам исследований психологической школы Б. Г. Ананьева, само развитие имеет инволюционно-эволюционный характер. Оно осуществляется по основным линиям интеллектуального, личностного и деятельностного становления ребенка.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.34 Кб (Скачать)

 

Введение

Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных  и неоднозначно решаемых проблем  психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.). Значение каждого возрастного периода определяется его местом в общем цикле развития ребенка. А. Н. Леонтьев, отмечая специфику внутри- и межстадийного развития, подчеркивает, что внутри стадии реализуются два ведущих направления: от изменения круга жизненных отношений к развитию действий, операций и обратно — от перестройки этих функций и операций к новой деятельности. Между стадиями происходит вхождение предметной деятельности в новый круг общественных отношений. Отсюда берет начало тенденция генетического рассмотрения каждого возраста как этапа целостного развития личности в качестве субъекта познания, общения, труда. При этом, согласно результатам исследований психологической школы Б. Г. Ананьева, само развитие имеет инволюционно-эволюционный характер. Оно осуществляется по основным линиям интеллектуального, личностного и деятельностного становления ребенка. Эти линии неотделимы друг от друга, что обусловливает и определяет развитие человека в целом как личности, как субъекта деятельности.

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии  подчеркивается то, что он обучается  сам при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми рассмотренными субъектными  качествами, чертами.

Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и  деятельностными особенностями, т. е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности; особенностями выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т. д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью.

В то же время все обучающиеся  на определенной ступени образовательной  системы характеризуются исходными  общими и типическими для них  особенностями, чертами. Это объясняется  тем, что каждая образовательная  ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни  человека. Так, во всем мире учатся в  начальной школе дети не старше 10 лет (хотя в экстремальных социальных ситуациях, например ликвидации безграмотности, в эту ступень образования  включаются взрослые). Кроме того, следует  учитывать специфику (содержание, форму) самих ступеней образования, соотносим  не только с возрастными особенностями, но и с законом кумулятивности, наращивания, увеличения знаний; структурированием  индивидуального опыта. В силу этого  абстрактно-типический субъект «школьник» выделяется общественным сознанием  как определенное обобщение исходя из этих двух (возрастного и социокультурного) оснований.[1,384] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Глава Психологическая характеристика учебной деятельности

Отечественные психологи А.Н.Леонтьев, Д.Б.Давыдов, Л.В.Занков, разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также обеспечивают её равностороннее воспитание. Учебная деятельность — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой .Учебная деятельность,тем не менее это различные явления: усвоение — это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, учебная деятельность — это вид деятельности, особая форма социальной активности личности.Исходя из положений марксизма о роли труда в становлении человека, советская психология утверждает, что предметная деятельность должна менять и меняет тип его поведения. Вместе с тем, для человека характерна одновременно с предметной и внутренняя психологическая деятельность, осуществляемая с помощью словесных, цифровых и других знаков. Эта деятельность ведет к психологическому развитию личности. Различными знаками и материальными орудиями человек особенно активно овладевает во время специального организованного обучения. Социальные "отношения людей, проявленные, в частности, в обучении, ведут к развитию их высших психических функций. Теперь принято кратко передавать эту мысль Л.С.Выготского в виде формулы: "Обучение идет впереди развития". 
Принципиальное отличие советской педагогической психологии от многих зарубежных концепций состоит в том, что она ориентируется на активное формирование психологических функций, а не на пассивную их регистрацию и приспособление имеющемуся уровню. Отсюда весьма важное методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы зону ближайшего развития личности, т.е. необходимо ориентироваться не на имеющийся сегодня уровень развития, а на несколько более высокий, которого ученик может достичь под руководством и с помощью преподавателя.[4,245]

Учебная деятельность вооружает  человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми для различных видов  общественно – полезной активности, она формирует у человека также  умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с  решаемой задачей. Таким образом, она  подготавливает человека к труду. Современная  педагогическая психология считает, что  для каждого возрастного периода  имеется свой, наиболее характерный  ведущий вид деятельности: в дошкольном – игра, в младшем школьном –  учение, в среднем школьном возрасте – развернутая общественно –  полезная деятельность во всех ее вариантах (учебная, трудовая, общественно –  организационная, художественная, спортивная, и др.). В этот период ученики активно  овладевают различными формами общения. В старшем школьном возрасте ведущей  становится особая форма учебной  деятельности, которая носит уже  более профориентационный и окрашенный самостоятельными нравственными суждениями и оценками характер. Сказанное не означает, что в каждом возрасте ученик должен заниматься именно ведущим  видом деятельности. Важно постоянно  развивать все богатство видов  деятельности, обеспечивающей всестороннее развитие личности. Вместе с тем, признание  ведущих видов деятельности позволяет  педагогам более активно использовать и формировать их в общении  и воспитании.[6,340] 

 

 

 

 

 

  1. Глава  Особенности формирования учебной деятельности

 

 Анализ любого типа деятельности предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих структурных  компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий и операций. При этом психология установила следующие закономерности формирования и функционирования различных  видов деятельности:[3,165]

Во-первых, существует процесс  возникновения, формирования и распада  любого конкретного вида деятельности (например, учебной).

Во-вторых, ее структурные  компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в  мотивах, действие может стать операцией  и наоборот).

В-третьих, различные частные  виды деятельности взаимосвязаны друг с другом в едином потоке человеческого  поведения (поэтому, например, подлинное  понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязи  с игрой и трудом, со спортом  и общественно-организационными занятиями  и т.д.)

В-четвертых, каждый тип деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме как  сеть развернутых взаимоотношений  между людьми, использующими различные  материальные и материализованные  средства организации своего общения  и обмена опытом; лишь на этой основе формируются внутренние формы деятельности отдельного человека, свернутые в  своей структуре и опирающиеся  на образы и понятия.

Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо:

o  чтобы они овладели  учебными действиями;o чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий".

o так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б. Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя".

Действие, которое должно быть передано самим учащимся для  самостоятельного выполнения, - это  оценка, т.е. "установление того, усвоено  ли или еще не усвоено то или  иное учебное действие".[2,189] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Глава  Этапы формирования учебной деятельности

 

 На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры учебной деятельности (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте (7-11 лет) Учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками учебная деятельность способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста.

Уже в 1-м классе в содержание учебной деятельности необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой учебной деятельности она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы (основным показателем этого является ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения), что свидетельствует о формировании самой потребности вучебной деятельности. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.[5,342]

На втором этапе формирования учебной деятельности (11-15 лет) теряет свой ведущий характер, но сохраняет существенное значение в развитии теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе рефлексивного усвоения и т.п., позволяя им при этом наряду с учителями принимать определенное участие в организации учебной деятельности своих сверстников. В этом возрасте усложняется содержание учебной деятельности- предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого уровня теоретического мышления, достигнутого подростками ещё в младших классах, способствует усвоению ими сложного материала. В выполнении учебной деятельности происходят значительные изменения. В 5-7-х классах учащиеся ещё коллективно решают учебные задачи и вместе с тем осваивают различные знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно, для индивидуального решения задач. В 8-9-х классах учащиеся постепенно приступают к самостоятельной постановке учебных задач и к самостоятельной оценке своих решений. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы её решения.

В процессе формирования учебной деятельности у подростков при усвоении ими теоретического материала отрабатываются и шлифуются все учебные действия (особое значение при этом имеют контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку) и развиваются все функционирующие в них содержательные мыслительные действия, среди которых особую роль приобретает рефлексия. Таким образом, в подростковом возрасте продолжается процесс развития теоретического мышления, начало которому было положено в начальных классах. В этом возрасте учебная деятельность теряет свой ведущий характер; главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность во всех видах (художественная, спортивная, трудовая). Но в сфере умственного развития в подростковом возрасте решающее значение принадлежит именно учебной деятельности.

Третий этап. В старшем школьном возрасте (15-18 лет) ведущей вновь становится учебная деятельность, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь.

В студенческие годы учебная деятельность приобретает собственно исследовательский характер и может быть названа как учебно-познавательная деятельность. Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т.п. Учебная деятельность для студентов становится основой развития прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления.[7,576]

 
 

Особенности учебной  деятельности

 

Знаменуется введением учащегося  в учебную деятельность, овладением всеми ее компонентами; учебная деятельность имеет здесь ведущее значение

 

Идет становление произвольности учебной деятельности, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование учебной деятельности как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками.

 

Характеризуется использованием учебной деятельности как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной учебной деятельности и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта учебной деятельности к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"