Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:20, контрольная работа
Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.). Значение каждого возрастного периода определяется его местом в общем цикле развития ребенка. А. Н. Леонтьев, отмечая специфику внутри- и межстадийного развития, подчеркивает, что внутри стадии реализуются два ведущих направления: от изменения круга жизненных отношений к развитию действий, операций и обратно — от перестройки этих функций и операций к новой деятельности. Между стадиями происходит вхождение предметной деятельности в новый круг общественных отношений. Отсюда берет начало тенденция генетического рассмотрения каждого возраста как этапа целостного развития личности в качестве субъекта познания, общения, труда. При этом, согласно результатам исследований психологической школы Б. Г. Ананьева, само развитие имеет инволюционно-эволюционный характер. Оно осуществляется по основным линиям интеллектуального, личностного и деятельностного становления ребенка.
Введение
Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.). Значение каждого возрастного периода определяется его местом в общем цикле развития ребенка. А. Н. Леонтьев, отмечая специфику внутри- и межстадийного развития, подчеркивает, что внутри стадии реализуются два ведущих направления: от изменения круга жизненных отношений к развитию действий, операций и обратно — от перестройки этих функций и операций к новой деятельности. Между стадиями происходит вхождение предметной деятельности в новый круг общественных отношений. Отсюда берет начало тенденция генетического рассмотрения каждого возраста как этапа целостного развития личности в качестве субъекта познания, общения, труда. При этом, согласно результатам исследований психологической школы Б. Г. Ананьева, само развитие имеет инволюционно-эволюционный характер. Оно осуществляется по основным линиям интеллектуального, личностного и деятельностного становления ребенка. Эти линии неотделимы друг от друга, что обусловливает и определяет развитие человека в целом как личности, как субъекта деятельности.
Человек, получающий знания
в любой образовательной
Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т. е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности; особенностями выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т. д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью.
В то же время все обучающиеся
на определенной ступени образовательной
системы характеризуются
Отечественные психологи А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Давыдов, Л.В.Занков, разработали теоретические
основы учебной деятельности, которые
особенно благоприятно влияют на развитие
интеллектуальной, волевой, эмоциональной
и мотивационной сфер личности, а также
обеспечивают её равностороннее воспитание. Учебная деятельность — один из основных (наряду
с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на
овладение способами предметных и познавательных
действий, обобщенных теоретических знаний.
Усвоение (учение) является существенной
характеристикой .Учебная деятельность,тем
не менее это различные явления: усвоение
— это процесс, осуществляющийся в любой
деятельности, учебная деятельность —
это вид деятельности, особая форма социальной
активности личности.Исходя из положений
марксизма о роли труда в становлении
человека, советская психология утверждает,
что предметная деятельность должна менять
и меняет тип его поведения. Вместе с тем,
для человека характерна одновременно
с предметной и внутренняя психологическая
деятельность, осуществляемая с помощью
словесных, цифровых и других знаков. Эта
деятельность ведет к психологическому
развитию личности. Различными знаками
и материальными орудиями человек особенно
активно овладевает во время специального
организованного обучения. Социальные
"отношения людей, проявленные, в частности,
в обучении, ведут к развитию их высших
психических функций. Теперь принято кратко
передавать эту мысль Л.С.Выготского в
виде формулы: "Обучение идет впереди
развития".
Принципиальное отличие советской педагогической
психологии от многих зарубежных концепций
состоит в том, что она ориентируется на
активное формирование психологических
функций, а не на пассивную их регистрацию
и приспособление имеющемуся уровню. Отсюда
весьма важное методологическое значение
имеет идея такого построения обучения,
которое учитывало бы зону ближайшего
развития личности, т.е. необходимо ориентироваться
не на имеющийся сегодня уровень развития,
а на несколько более высокий, которого
ученик может достичь под руководством
и с помощью преподавателя.[4,245]
Учебная деятельность вооружает
человека знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для различных видов
общественно – полезной активности,
она формирует у человека также
умение управлять своими психическими
процессами, умение выбирать, организовывать
и направлять свои действия и операции,
навыки и опыт в соответствии с
решаемой задачей. Таким образом, она
подготавливает человека к труду. Современная
педагогическая психология считает, что
для каждого возрастного
Анализ любого типа деятельности
предполагает вычленение и описание
взаимосвязи следующих
Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, учебной).
Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот).
В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны друг с другом в едином потоке человеческого поведения (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязи с игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями и т.д.)
В-четвертых, каждый тип деятельности
первоначально возникает и
Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо:
o чтобы они овладели учебными действиями;o чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий".
o так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б. Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя".
Действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. "установление того, усвоено ли или еще не усвоено то или иное учебное действие".[2,189]
На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры учебной деятельности (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте (7-11 лет) Учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками учебная деятельность способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста.
Уже в 1-м классе в содержание
учебной деятельности необходимо вводить
элементарные теоретические знания - понятия
числа и слова, отсутствовавшие в опыте
дошкольной жизни детей, а также понятие
композиции, важное для последующего овладения
детьми основами изобразительного искусства.
Усвоение этих и других понятий в процессе
коллективного решения учебных задач
способствует вхождению детей в систему
учебных действий, позволяет им осваивать
способы и нормы участия в спорах и дискуссиях,
проявлять инициативность в приглашении
к учебному диалогу сверстников и учителя.
На протяжении всего начального образования
в условиях полноценной и развёрнутой
учебной деятельности она остаётся коллективно
распределённой, но при этом у большинства
младших школьников складываются умения по собственной инициативе
ставить различные содержательные вопросы
сверстникам и учителям, умения не только
участвовать в дискуссиях, но и быть их
инициаторами и даже организаторами. У
детей появляются устойчивые и обобщённые
учебно-познавательные мотивы (
На втором этапе формирования учебной деятельности (11-15 лет) теряет свой ведущий характер, но сохраняет существенное значение в развитии теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе рефлексивного усвоения и т.п., позволяя им при этом наряду с учителями принимать определенное участие в организации учебной деятельности своих сверстников. В этом возрасте усложняется содержание учебной деятельности- предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого уровня теоретического мышления, достигнутого подростками ещё в младших классах, способствует усвоению ими сложного материала. В выполнении учебной деятельности происходят значительные изменения. В 5-7-х классах учащиеся ещё коллективно решают учебные задачи и вместе с тем осваивают различные знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно, для индивидуального решения задач. В 8-9-х классах учащиеся постепенно приступают к самостоятельной постановке учебных задач и к самостоятельной оценке своих решений. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы её решения.
В процессе формирования учебной деятельности у подростков при усвоении ими теоретического материала отрабатываются и шлифуются все учебные действия (особое значение при этом имеют контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку) и развиваются все функционирующие в них содержательные мыслительные действия, среди которых особую роль приобретает рефлексия. Таким образом, в подростковом возрасте продолжается процесс развития теоретического мышления, начало которому было положено в начальных классах. В этом возрасте учебная деятельность теряет свой ведущий характер; главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность во всех видах (художественная, спортивная, трудовая). Но в сфере умственного развития в подростковом возрасте решающее значение принадлежит именно учебной деятельности.
Третий этап. В старшем школьном возрасте (15-18 лет) ведущей вновь становится учебная деятельность, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь.
В студенческие годы учебная деятельность приобретает собственно исследовательский характер и может быть названа как учебно-познавательная деятельность. Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т.п. Учебная деятельность для студентов становится основой развития прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления.[7,576]
Особенности учебной деятельности | |
Знаменуется введением учащегося в учебную деятельность, овладением всеми ее компонентами; учебная деятельность имеет здесь ведущее значение | |
Идет становление | |
Характеризуется использованием учебной деятельности как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной учебной деятельности и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта учебной деятельности к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности |