Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений. Характеризуется:

- взаимной привязанностью участников;

- усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе

других людей);

- взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Работа содержит 1 файл

Психология Пашутина.docx

— 37.55 Кб (Скачать)

ВРАЖДА

         Вражда – несовместимость интересов, целей, действий индивидов.

Обычно  участники (или один из них) твердо стоят  на позиции силы. Каждый рассматривает  другого как противника. Цель враждебного поведения - победа любой ценой. Средства, используемые для достижения поставленной цели, - любые («любые средства хороши»), в частности:

-  требование уступок в качестве условий для продолжения от ношений;

- недоверие;

- твердое отстаивание своей позиции;

- угрозы;

- сокрытие своих истинных намерений;

-  требование односторонних преимуществ в качестве платы за соглашение;

- стремление выиграть состязание воли;

- применение давления;

- нападения на личность;

- эмоциональная враждебность, агрессивность;

- поиск единственного ответа, который примет противоположная сторона.

         Враждебное поведение — это поведение, направленное на демонстрацию неприязни, на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другому человеку, группе людей либо на уничтожение их. Часто такое поведение возникает как реакция субъекта на препятствия достижению цели и сопровождается гневом и ненавистью.

         Враждебная агрессия характеризуется, прежде всего, намеренным целенаправленным осознанным намерением нанесения вреда другому.

         Существуют три  формы выражения враждебности:

- вербальная;

- физическая;

- комбинированная. 
                Вражда - форма проявления агрессий, развивающихся в массовых социальных явлениях (террор, геноцид, расовые, религиозные, идеологические столкновения), типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага». Не менее опасна и вражда, исходящая от индивида. [Мокшанцев, 81-83].
 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ

         Социальная роль — социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости  от их статуса или позиции в  обществе, в системе межличностных  отношений.                               

         Социальная роль — это нормативно одобренный и  предписанный обществом или социальной группой способ, алгоритм, шаблон деятельности и поведения личности, добровольно  или принудительно ею принимаемый  при реализации определенных социальных функций. Социальная роль — это модель поведения личности, обусловленная  ее статусом.

         Американский психолог Т. Парсонс считал, что любую роль можно описать пятью основными характеристиками: эмоциональностью: различные роли требуют различной степени проявления эмоциональности; способом получения: одни роли предписываются, другие завоевываются; структурированностью: часть ролей сформирована и строго ограничена, другая - размыта; формализацией: часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, заданных извне или самим субъектом, другая — реализуется спонтанно, творчески; мотивацией: системой личностных потребностей, которые удовлетворяются самим фактом исполнения ролей.

         Между ролевым ожиданием  и ролевым исполнением практически  не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества  условий, особенно важно соответствие роли интересам и потребностям личности. Индивид, не оправдавший ожиданий, вступает в конфликте обществом и навлекает  на себя общественные и групповые  санкции.

         Поскольку каждый человек  исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники, например, ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Ролевой конфликт — это переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является.

         Каждый человек  имеет определенное представление  о том, как он будет исполнять  ту или иную свою роль. Различные  роли по-разному важны для личности.

         В зависимости от норм и ожиданий, приписываемых той  или иной социальной роли, последние могут быть:

—   представляемыми ролями (система  ожиданий индивида и определенных групп);

— субъективными  ролями (ожидания, которые связывает  человек 
со своим статусом, т.е. его субъективные представления о том, как 
он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами);

—   играемые роли (наблюдаемое поведение  личности, имеющей 
данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом).

         Различные роли осваиваются  в процессе социализации. В качестве примера приведем ролевой репертуар семьи:

—  лидер: член группы, за которым остальные   признают право принимать ответственные  решения в значимых для нее  ситуациях, решения, затрагивающие  интересы членов группы и определяющие направление и характер деятельности и поведения всей группы;

— эксперт: член группы, имеющий специальные  знания, способности, навыки, которые  группе требуются или которые  группа просто уважает;

— пассивно и легко приспосабливающиеся  члены: они стремятся сохранить  свою анонимность;

— «крайний»  член группы: отстает от всех из-за личностных ограничений или страхов;

— противник: оппозиционер, активно выступающий  против лидера;

— мученик: взывающий о помощи и отказывающийся от нее;

— моралист: член группы, который всегда прав;

— любимчик: член группы, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите и т.д.

         Индивидуальное исполнение роли человеком имеет личностную  окраску, которая зависит от его  знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать  ожиданиям окружающих (например, стать  отцом легко, трудно быть отцом). [Мокшанцев, 60-62].

                                                                                                                                  

ОБЩЕСТВЕННЫЕ  СТЕРЕОТИПЫ (МИФЫ)

         Стереотипом считается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта — группы, человека, события, явления и т.п. Стереотипы - это общие мнения о распределении 
тex или иных черт в группах людей. Например, «Уверенность в себе чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин», «Политики — лгуны»  Итальянцы эмоциональные».

         Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного  опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой  люди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами. Или чем меньше группа, чем менее она влиятельна, тем больше се члены оперируют стереотипами.

         Общественный стереотип далеко не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль, 
искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.

         Наличие стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Он  позволяет сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс познания. Основные свойства стереотипов:

- они  способны влиять на принятие  человеком решения, нередко самым  нелогичным образом;

-  в зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении какого-то события, явления и вытесняют из сознания другие, противоположные первым;

- стереотип обладает выраженной конкретностью 
Стереотипы бывают:

  1. позитивные;
  2. негативные;
  3. нейтральные;
  4. чрезмерно обобщенные;
  5. чрезмерно упрощенные;
  6. точные;
  7. приблизительные.

         Определение истинности или ложности социального стереотипа обычно строится на анализе конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным в одном случае, в другом может оказаться ложным.

 

         

         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002.   

Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. – Изд-во: Инфра-М, 2001.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"