Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 20:14, контрольная работа
Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений. Характеризуется:
- взаимной привязанностью участников;
- усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе
других людей);
- взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тверской государственный университет
Филологический
факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Психология»
Руководитель работы – Калинина С. Б.
Исполнитель - студент
Филологического факультета
Пашутина
Т. В.
Тверь
2011
ДРУЖБА
Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений. Характеризуется:
- взаимной привязанностью участников;
- усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе
других людей);
- взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.
Отношения дружбы предполагают необходимость:
- взаимопонимания;
- взаимной откровенности и открытости;
- доверительности;
- активной взаимопомощи;
- взаимного интереса к делам и переживаниям другого;
- искренности;
- бескорыстия чувств.
Дружба подразумевает
реализацию этих отношений. Обычно им
следуют как своеобразному «неписаному»
кодексу. Нарушения этого кодекса, особенно
серьезные (например, злоупотребление
доверием, откровенностью и искренностью),
могут привести к прекращению дружбы или
даже к превращению отношений дружбы в
отношения прямо противоположные — вражды.
Менее серьезные нарушения «кодекса»
обычно переводят отношения дружбы s приятельские,
более поверхностные.
Дружба зависит от общности целей, интересов, идеалов, ценностей. Богатство дружеских отношений определяется социальной ценностью совместной деятельности, которой посвятили себя друзья, а также тех идей и интересов, на которых основался их союз.
Для дружеских отношений
характерен глубокий эмоциональный
контакт, закономерности их развития и
угасания существенно меняются на разных
этапах жизни и обладают спецификой по
полу.
Дружба - один из важных
факторов формирования личности и поддержания
стабильности Я-концепции. [Мокшанцев,
76-77].
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Понятие «межличностные отношения». Межличностные отношениия внутри различных форм общественных отношений - реализация обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия.
Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность.
Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях от конвенциональных, т.е. позитивных, сближающих к индифферентным, т. е. нейтральным и негативным, разделяющим, и наоборот. Варианты проявлений отношений огромны. Позитивные чувства проявляются в различных формах эмоции и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. К проявлению нейтрального отношения к партнеру можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Негативные эмоции и состояния расцениваются партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению.
Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.
Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования: равенства - подчинения и зависимости - независимости.
Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит к конфликтам.
Психологическая
дистанция характеризует
ОДИНОЧЕСТВО
Одиночество
учеными трактуется как форма
межличностных отношений, сознательная
или бессознательная, не осознаваемая
как управляемая самим
НАСИЛИЕ
Насилие
– одно из проявлений межличностных
отношений по типу «против людей».
Насилие характеризуется
ЛЮБОВЬ
Любовь - чрезвычайно сложное чувство индивида, выражающее:
- высокую степень эмоционального положительного отношения к объекту. В этом случае объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Обычно в такой интепретации под объектами любви понимают родину, город, деревню, даже улицу, науку, искусство (в их конкретных проявлениях: математика, музыка и др.), предметы или вещи;
- напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта к другому человеку. Это чувство выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности этого другого, имея целью пробудить у объекта любви ответное чувство той же интенсивности, направленности и устойчивости. Выступает в двух формах: физиологически не обусловленное сексуальными потребностями (любовь к родителям, к членам семьи, к старикам или детям) и физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Особое, может быть, промежуточное место занимает указанное чувство к домашним животным — собаке, кошке, птицам, которые, в силу специфически сложившихся в данной семье отношений, приобрели полноценный в психологическом смысле слова статус членов семьи.
Любовь —
Э. Фромм рассматривает любовь как установку, ориентацию характера, которая определяет отношение человека к миру вообще, а также формы проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви.
Любовь — наука
и искусство, требующие разнообразных
знаний и
умений, в том числе дисциплины, сосредоточенности,
терпения, заинтересованности, активности
и веры.
Психологи установили
наличие тесной связи между способностью
к любви и отношением субъекта к самому
себе. [Мокшанцев, 75-76].
ЛИДЕРСТВО
Лидерство - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Основными признаками лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
Выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер -организатор, лидер - специалист, лидер - мотиватор, лидер - генератор эмоционального настроя и т д.
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.
К числу личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.
Лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. Существуют автократический, демократический и либеральный стили лидерства; стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека.
Эффективность
лидерства определяется соответствием
качеств лидера и особенностей его поведения
ситуации, в которой находится группа
(характеру решаемой задачи, сложившимся
условиям степени благоприятности отношении
лидера с членами группы, величине реальной
власти, которой обладает лидер в группе).
[Журавлев, 263-265].
ТЕРРОР
Террор
– социально опасное явление,
несущее угрозу, прежде всего, физическому
существованию индивида или группы
лиц, непричастных к исполнению воли
активной стороны. Источник террористических
актов называется адресантом. Он не
существует в изоляции, его деятельность
имеет значение при огласке, при
привлечении общественного