Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений. Характеризуется:

- взаимной привязанностью участников;

- усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе

других людей);

- взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Работа содержит 1 файл

Психология Пашутина.docx

— 37.55 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Тверской  государственный университет

Филологический  факультет  
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Психология» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель  работы – Калинина С. Б.

Исполнитель -  студент 

Филологического факультета 

 Пашутина  Т. В. 
 
 
 

Тверь

2011 
 

ДРУЖБА

         Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений. Характеризуется:

- взаимной привязанностью участников;

-  усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе

других  людей);

- взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

     Отношения дружбы предполагают необходимость:

-  взаимопонимания;

-  взаимной откровенности и открытости;

- доверительности;

-  активной взаимопомощи;

-  взаимного интереса к делам и переживаниям другого;

-  искренности;

-  бескорыстия чувств.

         Дружба подразумевает  реализацию этих отношений. Обычно им 
следуют как своеобразному «неписаному» кодексу. Нарушения этого кодекса, особенно серьезные (например, злоупотребление доверием, откровенностью и искренностью), могут привести к прекращению дружбы или даже к превращению отношений дружбы в отношения прямо противоположные — вражды. Менее серьезные нарушения «кодекса» обычно переводят отношения дружбы s приятельские, более поверхностные.

         Дружба зависит  от общности целей, интересов, идеалов, ценностей. Богатство дружеских  отношений определяется социальной ценностью совместной деятельности, которой посвятили себя друзья, а  также тех идей и интересов, на которых основался их союз.

         Для дружеских отношений  характерен глубокий эмоциональный 
контакт, закономерности их развития и угасания существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу.

         Дружба - один из важных факторов формирования личности и поддержания  стабильности Я-концепции. [Мокшанцев, 76-77]. 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

     Понятие «межличностные отношения». Межличностные отношениия внутри различных форм общественных отношений - реализация обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия.

     Общественные  отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.

     Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность.

     Эмоциональное содержание межличностных отношений  изменяется в двух противоположных  направлениях от конвенциональных, т.е. позитивных, сближающих к индифферентным, т. е. нейтральным и негативным, разделяющим, и наоборот. Варианты проявлений отношений огромны. Позитивные чувства проявляются в различных формах эмоции и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. К проявлению нейтрального отношения к партнеру можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Негативные эмоции и состояния расцениваются партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению.

     Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

     Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования: равенства - подчинения и зависимости - независимости.

     Социальная  дистанция предполагает такое сочетание  официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит к конфликтам.

     Психологическая дистанция характеризует степень  близости межличностных отношений  между партнерами по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные). [Журавлев, 164-165].

  

ОДИНОЧЕСТВО

Одиночество учеными трактуется как форма  межличностных отношений, сознательная или бессознательная, не осознаваемая как управляемая самим индивидом. Суть явления – нарушение, минимизация каналов межличностного общения. Общение индивида с другими людьми для гармоничного пребывания в социуме – лишь часть проблемы. Аспектами изучения становятся ширина личного пространства, самодостаточность и уязвимость личности одинокого человека. Так как общение и взаимодействие осознается индивидом как важнейшая сторона его образа жизни, одиночество, вынужденное или добровольное, вызывает дискомфорт, он разрушает стабильность внутреннего мира, появляется неизбывное ощущение тревоги. Последствия одиночества как одной из форм межличностных отношений – ущербность личности. На этом уровне процесс одиночества изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Одиночество здесь выступает как стимул в сложной развивающейся сети взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами. 

НАСИЛИЕ

Насилие – одно из проявлений межличностных  отношений по типу «против людей». Насилие характеризуется агрессивным  нарушением личностного суверенитета, вторжение индивида в личное пространство объекта. Насилие – применение индивидом, группой, определенным классом мер принуждения в отношении других индивидов, групп, классов с целью достижения желаемого (удовлетворения физических и моральных потребностей, получения морального и материального преимущества, утверждения межличностного господства (самоутверждения), проявления враждебности и др.). Среди форм проявления насилия – целый спектр: от принуждения, угрозы до диктата и террора. Различают насилие социально-оправданное (правомерное): насилие как мера воздействия (принуждения) на хулиганов, преступников  и др. Причинами насилия является искаженное представление нормы в достижении цели. Насилие зачастую облекается в доктрину, предполагающую исключительность индивида, ничтожности объекта и т. д. Явления насилия (принуждения) трактуются по-разному  в зависимости от принадлежности индивида к той или иной группе, к тому или иному сообществу. Чаще всего насилие как явление осуждается обществом и его индивидами. Жертвы насилия нуждаются в специальных мерах посткризисной адаптации. Различают политическое насилие, бытовое, семейное и др. Даже в интерпретации процессов социализации в западной психологии упоминают «принуждение», «насильственное навязывание» взглядов. Иными словами, насилие – процесс, в котором индивиду отводится пассивная роль в противодействие активному действию агресанта, который по самим собой заданным нормам и стандартам формирует ситуацию, куда вовлекает второго индивида.  

ЛЮБОВЬ

         Любовь - чрезвычайно сложное чувство индивида, выражающее:

- высокую степень эмоционального положительного отношения к объекту. В этом случае объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Обычно в такой интепретации под объектами любви понимают родину, город, деревню, даже улицу, науку, искусство (в их конкретных проявлениях: математика, музыка и др.), предметы или вещи;

- напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта к другому человеку. Это чувство выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности этого другого, имея целью пробудить у объекта любви ответное чувство той же интенсивности, направленности и устойчивости. Выступает в двух формах:  физиологически  не  обусловленное  сексуальными потребностями (любовь к родителям, к членам семьи, к старикам или детям) и физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Особое, может быть, промежуточное место занимает указанное чувство к домашним животным — собаке, кошке, птицам, которые, в силу специфически сложившихся в данной семье отношений, приобрели полноценный в психологическом смысле слова статус членов семьи.

         Любовь — эмоциональное  чувство, отличающееся глубиной, силой, от сравнительно слабо выраженных одобрительных  отношений (симпатии) до целиком захватывающих  человека переживаний, достигающих  силы страсти.

         Э. Фромм рассматривает любовь как установку, ориентацию характера, которая определяет отношение человека к миру вообще, а также формы проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви.

         Любовь — наука  и искусство, требующие разнообразных  знаний и 
умений, в том числе дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры.

         Психологи установили наличие тесной связи между способностью 
к любви и отношением субъекта к самому себе. [Мокшанцев, 75-76].
 

ЛИДЕРСТВО

     Лидерство - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Основными признаками лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

     Основные  функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

     Выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер -организатор, лидер - специалист, лидер - мотиватор, лидер - генератор эмоционального настроя и т д.

     Феномен лидерства определяется взаимодействием  ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.

     К числу личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность. 

     Лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. Существуют автократический, демократический и либеральный стили лидерства; стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека.

     Эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям степени благоприятности отношении лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе). [Журавлев, 263-265]. 

ТЕРРОР

     Террор  – социально опасное явление, несущее угрозу, прежде всего,  физическому  существованию индивида или группы лиц, непричастных к исполнению воли активной стороны. Источник террористических актов называется адресантом. Он не существует в изоляции, его деятельность имеет значение при огласке, при  привлечении общественного мнения. Индивид – в частном смысле, структура или социальный институт – в широком смысле, на которых направлена демонстрация чаще всего противозаконных с точки зрения юрисдикции и морали намерений, является адресатом террористических прокламаций. Террор предполагает активизацию ранее неприемлемых для адресата алгоритмов поведения. Можно рассматривать террор как проявление политической активности, можно понимать либо как просто проявление личного интереса к жизни общества. Первым условием проявления террора и в том, и в другом случае должна быть соответствующая потребность личности. Теория терроризма стали популярны в последнее время, террор рассматривают как межгосударственную задачу макроуровня. Согласно одной из теорий, потребности террористических деяний происходят из искаженной самоактуализации, они могут возникнуть лишь при условии удовлетворения самых низших потребностей, связанных с жизнеобеспечением человека.  

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"