Контрольная работа по "Психологии общения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Виды общения по Леонтьеву
- Личностно ориентированное общение (связанное с влиянием на личность или на отдельного человека)
«Суетливость незнакомца представляла резкий контраст с невозмутимым спокойствием майора. Он вертелся вокруг Мак-Наббса, рассматривал его со всех сторон, кидал на него вопросительные взгляды, а тот, казалось, нисколько не интересовался ни тем, откуда взялся этот господин, ни тем, куда он направляется, ни тем, почему он оказался на борту "Дункана".»

Работа содержит 1 файл

Контрольная по общению.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И  ПЕДАГОГИКИ

Кафедра общей и социальной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая контрольная (зачетная) работа

по курсу «Психология  общения»

 

 

 

 

 

                                                                                                                              

                                                                                                                       

                                                                                                              Выполнила:          

Плеханова А. Е.

                                                                                                        Гр. 29П113

                                                                                      Проверила:

                                                                       Андреева О.С.

 

 

 

Тюмень. 2012

Сделайте анализ отрывка  из литературного произведения, содержащего описание знакомства героев, по предложенному плану.

Подтвердите свои ответы выдержками из текста.

 

  1. Определите виды общения по всем известным вам классификациям. Обоснуйте свое мнение.

 

Виды общения по Леонтьеву

- Личностно ориентированное общение  (связанное с влиянием на личность или на отдельного человека)

«Суетливость незнакомца представляла резкий контраст с невозмутимым спокойствием майора. Он вертелся вокруг Мак-Наббса, рассматривал его со всех сторон, кидал на него вопросительные взгляды, а тот, казалось, нисколько  не интересовался ни тем, откуда взялся этот господин, ни тем, куда он направляется, ни тем, почему он оказался на борту "Дункана".»

 

Виды общения по Каган М. С.

- Общение с реальным партнёром

     «- Миссис... - сказал он мисс Грант. - Мисс... - сказал он Элен. - Сэр... - прибавил он, обращаясь к лорду Гленарвану.

      - Лорд  Гленарван, - пояснил Джон Манглс.

      - Сэр, - продолжал незнакомец, - я прошу  извинить меня за то, что представляюсь  вам сам, но в море приходится  несколько уклоняться от светского этикета. Надеюсь, мы быстро познакомимся и в обществе дам путешествие на пароходе "Шотландия" покажется нам столь же коротким, сколь и приятным.»

 

Виды общения в зависимости от восприятия партнёра

- Субъект + Объект 

Другие люди воспринимаются только, как объект влияния, его интересы не учитываются.

     « - Вы стюард этого судна? - спросил тот.

      - Да  сэр, но я не имею чести...

      - Я пассажир  каюты номер шесть, - не дал  договорить ему незнакомец.

      - Каюты  номер шесть? - повторил Олбинет.

      - Ну  да. А как ваше имя? 

      - Олбинет. 

      - Хорошо, друг мой Олбинет, - сказал незнакомец  из каюты номер шесть, - позаботьтесь  о завтраке, да поживее. Вот  уже тридцать шесть часов, как  я не ел. Собственно говоря, я  проспал тридцать шесть часов, что вполне простительно человеку, без единой остановки примчавшемуся из Парижа в Глазго. Скажите, пожалуйста, в котором часу здесь завтракают?

      - В девять, - машинально ответил Олбинет. 

      Незнакомец  пожелал взглянуть на свои  часы, это заняло немало времени, ибо он обнаружил часы лишь в девятом кармане.

      - Хорошо. Но сейчас нет еще и восьми! Ну вот что, Олбинет, дайте-ка  мне пока что бисквиты и  стакан шерри, а то я упаду  от истощения. 

      Олбинет  слушал, ничего не понимая, а  незнакомец продолжал болтать, перескакивая с поразительной быстротой с предмета на предмет.»

 

 

  1. Ответьте на вопрос: является ли общение в данном случае самоцелью (выступает как самостоятельная потребность) или служит средством для достижения других целей (удовлетворяет другие потребности)? Если да, то каких именно.

 

Для Жака Паганеля общение является как самоцелью,

«- Теперь мы познакомились с вами, дорогой капитан, - продолжал незнакомец, - и стали старыми друзьями. Давайте поболтаем. Скажите, довольны ли вы своей "Шотландией"?»

так и средством для достижения принятия в группе (капитан, пассажиры) и формирования хорошего впечатления.

«- Теперь, когда мы представились друг другу, - сказал он, - позвольте мне, господин Паганель, задать вам один вопрос?

      - Хоть двадцать, сэр, - ответил Жак Паганель, - беседа с вами всегда будет для меня удовольствием.»

 

  1. Укажите эффекты восприятия, описанные в тексте; объясните, в чем они проявились и почему они возникли (из-за каких свойств воспринимаемого объекта).

 

Эффект «Ореола»

Предварительные данные, которые Жак Паганель получил о судне и капитане, сильнейшим образом повлияли на их оценку. Это видно особенно ярко учитывая то, что географ находится на совершенно другом судне, нежели «Шотландия».

«- Вот капитан, - объявил  Олбинет.

      - Ах, я  очень рад! - воскликнул незнакомец. - Очень рад познакомиться с  вами, капитан Бертон!

      <…>

      А тот  продолжал рассыпаться в любезностях. 

      - Позвольте  пожать вам руку, - сказал он. - Если я не сделал этого третьего  дня вечером, то лишь потому, что не следует никого беспокоить в момент отплытия. Но сегодня, капитан, я счастлив познакомиться с вами.

      <…> 

- О какой "Шотландии"  вы говорите? - спросил, наконец,  Джон Манглс.

      - О пароходе "Шотландия", на котором мы находимся. Прекрасное судно. Мне расхвалили его за внешние качества и за высокие моральные, достоинства его командира, славного капитана Бертона! Вы не родственник великого африканского путешественника Бертона? Отважный человек! Если он ваш родственник, примите мои горячие поздравления!»

«Презумпция взаимности»

Жак Паганель с самого начала знакомства считает, что капитан должен отнестись к нему так же, как и он: приветливо, вежливо и с выражением симпатии.

«- Теперь мы познакомились с вами, дорогой капитан, - продолжал незнакомец, - и стали старыми друзьями. Давайте поболтаем. Скажите, довольны ли вы своей "Шотландией"?»

 

  1. Укажите механизмы социальной перцепции, описанные в тексте.

 

Идентификация

«- Теперь мы познакомились  с вами, дорогой капитан, - продолжал незнакомец, - и стали старыми друзьями.»

 

  1. Укажите (если возможно) ведущую модальность (канал восприятия) каждого из персонажей.

 

Можно предположить, что у Паганеля визуальная модальность, так как  он практически не мог находиться в статическом состоянии

     «Суетливость незнакомца представляла резкий контраст с невозмутимым спокойствием майора. Он вертелся вокруг Мак-Наббса, рассматривал его со всех сторон, кидал на него вопросительные взгляды, а тот, казалось, нисколько не интересовался ни тем, откуда взялся этот господин, ни тем, куда он направляется, ни тем, почему он оказался на борту "Дункана".

      Когда загадочный  незнакомец увидел, что все его  попытки разбиваются о равнодушие  майора, он схватил свою подзорную  трубу - раздвинутая в длину,  она имела четыре фута - и, расставив ноги, неподвижный, похожий на дорожный столб, направил ее на линию горизонта, а минут через пять опустил ее и оперся на нее, словно на трость; но вдруг труба сложилась, колена ее скользнули одно в другое, и новый пассажир, потерявший точку опоры, чуть не растянулся у грот-мачты."

А так же

«… незнакомец говорил  без умолку, с необыкновенной быстротой  перескакивая с предмета на предмет.»

Ведущие модальности других персонажей установить невозможно.

 

  1. Проанализируйте процесс коммуникации между персонажами. Оцените эффективность коммуникации. Укажите ошибки коммуникации.

 

Коммуникация была эффективна только со стороны членов экспедиции, так как они поняли, каким образом географ попал на их судно до того, как он сам узнал, что ошибся.

 

Ошибки на уровне установок

Паганель не замечал и не хотел  замечать странности в поведении  окружающих его людей, так как  был уверен в том, что находится  на борту «Шотландии».

 

  1. Приведите из текста примеры использования различных средств общения: вербальных, паралингвистических, экстралингвистических, опто-кинетических, проксемических, предметно(контактно)-действенных, ольфакторных.

 

Вербальные

«   - Итак, господин Паганель, вы избрали Калькутту исходным пунктом ваших сухопутных путешествий? - спросил Гленарван.

      - Да, сэр.  Всю свою жизнь я лелеял  мечту увидеть Индию! И эта  заветная мечта наконец осуществится! Я попаду на родину слонов  и...

      - Значит, господин Паганель, вы были бы  огорчены, попав не в Индию, а в какую-нибудь иную страну?

      - Я был  бы очень огорчен, сэр, у  меня есть рекомендательные письма  к лорду Соммерсету, генерал-губернатору  Индии, и поручение Географического  общества, которое необходимо выполнить.»

 

Паралингвистические

«- "Дункан!" "Дункан"! - крикнул Паганель в отчаянии» - интонация

Экстралингвистические

«- А-а... - протянул незнакомец.»

Опто-кинетические

«Он вертелся вокруг Мак-Наббса, рассматривал его со всех сторон, кидал на него вопросительные взгляды»

«Он посмотрел поочередно то на лорда Гленарвана, сохранявшего полную серьезность, то на леди Элен и Мери Грант, лица которых выражали огорчение и сочувствие, то на улыбавшегося Джона Манглса, на невозмутимого майора.»

«Но в этот момент глаза его остановились на штурвале, он прочел надпись: "ДУНКАН. ГЛАЗГО".»

 

  1. Назовите контексты, в рамках которых действуют участники общения.

 

Микросоциальный контекст

Знакомство с капитаном судна, помощником капитана и пассажирами (со стороны Жака Паганеля)

     « - Ну, а где же капитан? Он еще не встал? А его помощник? Тот что, тоже спит? - трещал незнакомец. - К счастью, погода хорошая, ветер попутный, судно идет само собой.

      Как  раз в эту минуту на трапе  показался Джон Манглс.

      - Вот  капитан, - объявил Олбинет. 

      - Ах, я очень рад! - воскликнул незнакомец. - Очень рад познакомиться с вами, капитан Бертон!

      <…>

      А тот  продолжал рассыпаться в любезностях. 

      - Позвольте  пожать вам руку, - сказал он. - Если я не сделал этого третьего  дня вечером, то лишь потому, что не следует никого беспокоить в момент отплытия. Но сегодня, капитан, я счастлив познакомиться с вами.»

 

  1. Оцените эффективность согласований между партнерами по различным параметрам (цели взаимодействия, характеру привлекаемых контекстов, плотности и полноте контакта, параметрам межличностного пространства взаимодействия).

 

Цели взаимодействия у географа и участников экспедиции разные.

У Паганеля – конструктивное знакомство и общение с окружающими людьми.

У членов экспедиции – узнать причину  возникновения постороннего человека на палубе судна и то, кем он является.

Характер привлекаемых контекстов частично совпадает (из-за деформации на смысловом уровне).

Несовпадение по плотности, полноте  контакта, так как Паганель посчитал Джона Манглса (капитана) другим человеком и разговаривал с ним на соответствующие темы.

 По параметрам межличностного  пространства: без пересечений интимной  зоны. О большем судить сложно, т.к. в тексте не указывается  расстояние между персонажами.

 

  1. Назовите роли, которые выполняет каждый участник общения:

 

    • Социальную

Гендерные роли

Джон Манглс – капитан

    • Групповую (если есть)

Лорд Гленарван, его жена и мисс Грант – «пассажиры»

    • Межличностную
    • Индивидуальную

Жак Паганель – рассеянный ученый

 

  1. Определите пристройку, используемую собеседниками (сверху, снизу, на равных).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии общения"