Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Содержание

1.Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека.
2.Рассмотрите отрицательные психические состояния.
3. Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как -«эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд».
а) аффект;
б) фрустрация;
в) стеническая эмоция.
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Психология и педогогика.docx

— 27.19 Кб (Скачать)

Фрустрация - психическое  состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или  воспринимаются им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации подкорковых  образований, возникает сильный  эмоциональный дискомфорт. При высокой  толерантности (устойчивости) по отношению  к фрустраторам поведение человека остается в пределах адаптивной нормы, человек демонстрирует конструктивное, разрешающее ситуацию поведение. При  низкой толерантности могут проявляться  различные формы неконструктивного  поведения. Наиболее частой реакцией является агрессия, которая имеет разное направление. Агрессия, направленная на внешние  объекты: словесный отпор, обвинения, оскорбление, физические нападки на человека, который вызвал фрустрацию. Агрессия, направленная на себя: самообвинение, самобичевание, чувство вины. Может  происходить смещение агрессии на других лиц или на неодушевленные предметы, тогда человек "выливает свой гнев" на ни в чем не повинных членов семьи или бьет посуду.

Состояние тревоги возникает  в ситуациях неопределенности, когда  характер или время возникновения  угрозы не поддается предсказанию. Тревога - сигнал опасности, которая  еще не реализована. Состояние тревоги  переживается как чувство диффузного опасения, как неопределенное беспокойство - "свободноплавающая тревога". Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой  активности, побуждает к более  интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет  адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, это  препятствует формированию адаптивного  поведения и ведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и поведения. При изучении тревоги выделяют тревогу, как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, проявляющимся  в неуверенности в будущем, и  актуальную тревогу, входящую в структуру  психического состояния в данный конкретный момент (Спилбергер, Ханин). Березин, основываясь на экспериментальных  исследованиях и клинических  наблюдениях, развивает представление  о существовании тревожного ряда. Этот ряд включает в себя следующие  аффективные феномены.

1. Ощущение внутренней  напряженности. Создавая напряженность,  настороженность, этот уровень  тревоги имеет наиболее адаптивное  значение, поскольку включает механизмы  адаптации, модифицирует активность  личности и не сопровождается  нарушениями интеграции поведения.

2. Гиперестезические реакции.  При нарастании тревоги ранее  нейтральные стимулы приобретают  значимость, им придается отрицательная  эмоциональная окраска, утрачивается  дифференциация значимых и незначимых  стимулов, в результате чего множество событий внешней среды становятся значимыми для субъекта, а это, в свою очередь, еще больше усиливает тревогу).

3. Собственно тревога  характеризуется появлением ощущения  неопределенной угрозы, неясной  опасности. Признаком тревоги  является невозможность определить  характер угрозы и предсказать  время ее возникновения. Неосознаваемость  причин, вызвавших тревогу, может  быть связана с отсутствием  или бедностью информации, с неадекватностью  ее логической переработки или  неосознаванием факторов, вызывающих  тревогу.

4. Страх. Неосознаваемость  причин тревоги, отсутствие ее  связи с объектом делают невозможным  организацию деятельности по  устранению или предотвращению  угрозы. В результате неопределенная  угроза начинает конкретизироваться, происходит смещение тревоги  к конкретным объектам, которые  начинают расцениваться как угрожающие, хотя это может и не соответствовать  действительности. Такая конкретизированная  тревога представляет собой страх.

5. Ощущение неотвратимости  надвигающейся катастрофы, нарастание  интенсивности тревоги приводит  субъекта к представлению о  невозможности избежать угрозы. А это вызывает потребность  в двигательной разрядке, которая  проявляется в следующем шестом  феномене - тревожно-боязливом возбуждении,  на этой стадии дезорганизация  поведения достигает максимума,  возможность целенаправленной деятельности  исчезает.

Все эти феномены проявляются  по-разному в зависимости от стабильности психического состояния.

Депрессия - временное, постоянное или периодически проявляющееся  состояние тоски, душевной подавленности. Характеризуется снижением нервно-психического тонуса, обусловленного негативным восприятием  реальности и самого себя. Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть близких, разрыв дружеских или любовных отношений. Депрессивное состояние сопровождается психофизиологическими нарушениями (утратой энергии, мышечной слабостью), ощущением пустоты и бессмысленности, чувством вины, одиночества, беспомощности (Василюк). Для депрессивного состояния характерна мрачная оценка прошлого и настоящего, пессимизм в оценке будущего.

Агрессия ?проявление в чувствах и действиях индивида или социальной группы враждебности. Враждебность может  быть направлена на себя (нанесение  психического вреда себе: самообвинение, самоунижение или физического вреда: телесные повреждения, самоубийство) или  на окружение физическое, социальное. В зависимости от мотивов, лежащих  в основе агрессии, различают: реактивную агрессию (порождена опасностью утраты жизни, свободы, имущества); компенсаторную агрессию (вызывается неспособностью человека применять свои силы для  достижения цели и заменяет продуктивную деятельность агрессией). Существуют также  виды агрессии, ориентированные против жизни, которые обусловлены патологией психики (некрофилия, нарциссизм и др.).

Персеверация и ригидность

Заканчивая разговор об отрицательных  психических состояниях, которые  могут возникать у человека в  процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто  объединяют эти состояния, и в  них действительно много общего. Однако персеверация - пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое; ригидность - более  активное состояние, характеризующееся  сопротивлением изменениям, близкое  к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, "застойности", вторые - вследствие такой "подвижности", которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что отрицательные  психические состояния психические  состояния противоположны стеническим. В отличие от них, астенические состояния  сопровождаются отрицательными эмоциями, самобичеванием, нежеланием общаться. Человек испытывает дискомфорт, неуверенность, незащищенность. Человек чувствует  себя подавленным. Уровень работоспособности  падает.

Однако, есть и такие люди, которым нравится испытывать страх, особенно наглядно проявляется при  катании людей на американских горках или при спуске на лыжах с крутого  склона и т. д. Здесь удовольствие возникает не только от переживания  страха и сознания его безопасности, но и от физических ощущений.

 

3. Тест

Укажите, какое психологическое  понятие характеризуется как  «эмоциональное состояние, возникающее  при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд».

а) аффект

б) фрустрация

в) стеническая эмоция

Ответ: б) фрустрация.

психическое состояние эмоциональный  астенический

 

4. Список литературы

Радугин А.А. Психология и  педагогика.- М.: Центр, 1996.           Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- СПб.: Свет, 1997.

Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии.- СПб.: Питер, 1999.        

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов  высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

Психологический словарь (Под  ред. Зинченко В.П.,  Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

 Психология. Учебник для  экономических вузов (Под общ.  ред. В.        Н.Дружинина.  – СПб.: Питер, 2000.

Ждан А.Н.  История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Островский Э.В., Чернышова  Л.И. Психология и педагогика: Учебное  пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"