Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Характер (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) - в психологии целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, «нрав» человека, проявляющийся в деятельности и общении, в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни.

Работа содержит 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА на контрольную.docx

— 40.91 Кб (Скачать)

     Другой  источник автоматизмов способов действия - подражание. Значение подражания в  формировании характера в большой  степени объясняется влиянием выразительных  действий и движений на эмоциональные  переживания человека. Поэтому если ребёнок путём внешнего подражания перенимает жесты, выражение лица, интонации голоса доброго, отзывчивого человека, если благодаря подражанию такие выразительные движения и жесты становятся привычными, то тем самым изменяется внутренний строй переживаний, определяющих действия человека.

     Но  именно потому, что на основе чисто  внешнего подражания образуются только автоматизмы действия, подражание не может играть главной и решающей роли в развитии и воспитании характера. Подражание только тогда становится условием развития свойств характера, когда оно мотивировано определенным отношением личности к вызывающему  подражание образцу поведения.  

  Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая, как показано выше, выступает в качестве целостного психического состояния, предрасполагающего к определённому направлению деятельности. Это предрасположение проявляется автоматически, помимо сознания. Если установка возникает после нескольких повторных ситуаций, она называется фиксированной. В отличие от привычек установка - это готовность не только к определенным движениям и действиям, но и к определенным образам восприятия, памяти и воображения, к определенным понятиям и мыслям, к определенным эмоциональным и волевым реакциям.

     Особое  значение в происхождении свойств  характера приобретают конфликтные  ситуации. Характер не только яснее  всего обнаруживается в трудных, критических обстоятельствах, но и формируется в них.

     Свойства  характера развиваются и воспитываются  не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни человека. Например, в юношеском возрасте и у взрослых людей решающую роль при этом играет поступок, совершаемый в критических обстоятельствах. Так, изучались изменения характера, происходившие в результате тяжелого потрясения. При совершенно одинаковых внешних обстоятельствах, например наступлении инвалидности, перенесённой тяжёлой несправедливости, у разных людей наблюдались изменения характера в совершенно противоположном направлении. Одни в таких обстоятельствах озлоблялись, замыкались, опускались на более низкий моральный уровень. Другие, наоборот, становились мягче, отзывчивее, повышался уровень их активности, и расширялись интересы.

     Эти различия зависели от того, какой выход  из конфликтной ситуации находил  человек, на какой поступок он решался: на поступок, отчуждающий его от людей и коллектива, или, наоборот, служащий на пользу людям и коллективу, сближающий с ними.

     Разумеется, поступок человека в критических  обстоятельствах, прежде всего, зависит от всего предшествующего развития и воспитания. Однако даже при наиболее благоприятных условиях развития и воспитания в зависимости от бесконечного многообразия сочетаний внешних и внутренних условий один и тот же человек может решиться на существенно различные поступки.

     Формирование  характера эффективно только в той  степени, в какой человек сам  создает его своими поступками на протяжении всей своей жизни. Воспитание характера невозможно без самовоспитания.

     В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя  все другие свойства и особенности  поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

     Именно  поэтому, чем младше ребёнок, тем больше его поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент - это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с природой.

     Что-то в ребенке задано природой, на что-то очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в семье, окружающая среда. Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто «выше» характера, даже важнее его. Это личность человека, т.е. его мировоззрение, убеждения, ценности, идеалы. Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о характере, - то, как он действует.

     От  других черт личности характер отличается, прежде всего, своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов.

     Становление характера со временем обусловлено, конечно, и тем, каким он был раньше. Даже при самых крутых изменениях в жизни характер обычно все же сохраняет известное единство в  основных наиболее общих его чертах. Но характер не является фатально предопределенным, хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, но сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Человек сам является творцом  своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного  поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности.

     Самовоспитание  характера предполагает, что человек  способен освободиться от излишнего  самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это  позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты  легче приживались, необходимо предусмотреть  органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое  взаимодействие.

     Наиболее  эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в  работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Простым и действенным способом формирования характера является занятие физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми, мужественными.

     Характер  формируется не столько в трудные  моменты жизни (хотя в жизни каждого  есть такие переломные события), сколько  в повседневной, будничной деятельности. И здесь существенное значение имеет  режим дня, соблюдение дисциплины, следование нормам поведения.

     Характер  может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

     В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения  может быть более или менее  деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.

     Существует  разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают её, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Также характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

     Все черты характера — это свойства личности; но свойства личности только тогда становятся чертами характера, когда они выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны, определяют друг друга и свойственный данному  человеку стиль действий и отношения  к окружающему. Большинство особенностей характера вообще не может быть сведено  к типичным особенностям отдельных  психических процессов. Именно к таким чертам характера относятся общительность, молчаливость, откровенность, недоверчивость, скромность, хвастливость, вежливость, требовательность, аккуратность, небрежность, трудолюбие, осторожность, завистливость, хитрость, честность и т. д.

     У каждого человека число отдельных  характерологических черт может  быть чрезвычайно велико, а количество оттенков каждой из них необозримо. Так, аккуратность имеет оттенки: пунктуальность, педантичность, чистоплотность, опрятность, подтянутость и т. д. Однако какие-то свойства всегда будут ведущими, и  именно по ним можно охарактеризовать человека. 
Кроме того, надо учесть, что не у всех действия и поступки определяются свойственными им личными особенностями. Поведение некоторых из них зависит только от внешних обстоятельств, от хорошего или плохого влияния на них товарищей. О таких людях говорят как о бесхарактерных, т. е. лишённых внутренней определенности. Но надо помнить, что и бесхарактерность — это тоже свойство характера.

     Наиболее  отчетливо в характере проявляются  особенности направленности личности и её отношений. Но стержень характера составляет воля: её особенности, переходя в свойства личности, образуют существеннейшие черты характера. Поэтому обычно выражения «человек сильной воли» и «человек с сильным характером» звучат как синонимы. Тем не менее, воля и характер не тождественны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, настойчивостью, решительностью. Но сила не исчерпывает всего характера — он имеет свое содержание, направляющее его силу.

     Отдельные привычки и темперамент также  могут входить в характер. Но трудолюбивым или нерадивым, честным или мошенником может оказаться человек любого темперамента, с различными особенностями  внимания или памяти и с разным опытом.

     Характерологические качества, обозначаемые одним и тем  же словом, часто психологически не одинаковы, особенно если они проявляются  в различных условиях.

     Многие  из формируемых личных качеств человека могут и не стать чертами его  характера, но если эти качества полезны, они так или иначе найдут свое выражение в его характере. Так, аккуратность, даже не ставшая чертой характера, обязательно будет способствовать формированию дисциплинированности как черты характера. Вместе с тем характер должен формироваться не в виде отдельных его свойств, а в виде его черт с закономерно связанной структурой. 

     Активность  в деятельности выражается в деловитости, расторопности и подвижности. Активный человек не может сидеть сложа руки, когда другие работают. Он непременно включится в работу коллектива или займется своей. Активный учащийся на уроках внимательно слушает, записывает что-либо или выполняет ту или иную учебную работу, а может быть, помогает товарищу, и это ценная черта характера, но только в деятельности, направленной на достижение важных целей. Нецелеустремленная активность или не достигающая цели, когда человек берётся за многое, но ничего не доводит до желаемого результата, превращается в суетливость и разбросанность.

     Самостоятельность — это ставшая чертой характера  способность работать без посторонней  помощи независимо от того, выполняется  работа по заданию руководителя или  по собственной инициативе. Самостоятельность  учащегося отнюдь не в том, что  он обходится без помощи преподавателя, а в том, что в качестве основной движущей силы выступают его собственные  побуждения. При этом деятельность учащегося, опирающаяся на эти внутренние побуждения, интенсивно направляется, регулируется и контролируется обучающим.  
Самостоятельность полезна только при дисциплинированности. 
Дисциплинированность — это ставшая чертой характера склонность человека к точному соблюдению правил работы и норм поведения. Отдельное, случайное проявление дисциплинированности может быть и у самого недисциплинированного по характеру человека. Дисциплинированность может стать и чертой его личности — он никогда не будет нарушать трудовую дисциплину. Однако, если он будет дисциплинированным только потому, что нет никаких внешних стимулов к нарушению дисциплины, еще нельзя говорить, что дисциплинированность — черта его характера. Дисциплинированность можно считать чертой характера, только если она будет определять все поведение учащегося в самых различных случаях и нарушение дисциплины при любых обстоятельствах станет противным его натуре.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"