Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:11, контрольная работа
Характер (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) - в психологии целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, «нрав» человека, проявляющийся в деятельности и общении, в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни.
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального
образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ»
ИНСТИТУТ
ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра
Социально-культурная
деятельность
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
Психология и педагогика
Выполнила:
Студентка ИЗО гр. СР 111 СКД
Топал Анастасия Викторовна
Преподаватель:
Стародубцева
Ирина Анатольевна
Оценка
«_______________________»
«_____» __________________ 20 г.
Сургут
2011
ФОРМИРОВАНИЕ
ХАРАКТЕРА
Характер (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) - в психологии целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, «нрав» человека, проявляющийся в деятельности и общении, в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни.
Характер человека выступает в качестве основы его поведения. Отмечая, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем систему его отношений к действительности и одновременно закреплённый, привычный образ его поведения в определенной ситуации как способ осуществления этих отношений.
Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определённые отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое
значение имеют простейшие виды доступной
дошкольнику трудовой деятельности.
Выполняя некоторые несложные
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребёнок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих всё его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремлённость, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребёнок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.
Решающее влияние на характер ребёнка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать, и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определённых форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребёнка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определённую форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребёнок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребёнка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает своё поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребёнка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребёнку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребёнка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Самым
главным периодом жизни для становления
характера можно считать
Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребёнка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребёнка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребёнок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, чёрствость, безразличие к людям.
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и другие «деловые» качества складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребёнка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребёнка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).
В
начальных классах школы
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие основы его. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеют свойства темперамента. Взаимосвязь характера и темперамента определяется физиологической основой того и другого. Тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует и влияние типа темперамента. От него зависит протекание внешних проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуждениях. Роль типа темперамента сказывается еще и иначе. Свойства типа нервной системы могут благоприятствовать или противодействовать образованию определенной системы условных рефлексов, лежащих в основе свойств характера, например, пассивно-оборонительных или агрессивных. Соответственно этому и свойства темперамента могут благоприятствовать или противодействовать развитию определенной системы свойств характера. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
Характер является прижизненным образованием. То есть, он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.
Развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков. Своеобразие активной деятельности ребёнка определяется возрастными особенностями. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность - сюжеты детских игр, игровые роли, взаимоотношения детей в игре. Уже в старшем дошкольном возрасте воспитательное значение приобретают трудовые поручения и дидактические занятия. В школе формирование характера происходит вначале преимущественно в учебной деятельности, а затем - всё в большей степени и в труде на пришкольном участке, и в учебных мастерских, в общественной деятельности пионерской и комсомольской организаций. Наконец, у взрослого человека трудовая деятельность выполняет главную роль в формировании характера.
Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что именно в ней образуются те индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражается характер. Но для того, чтобы применённые человеком действия в процессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись в типичных обстоятельствах, эти действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автоматизмами. Автоматизм способов действия - необходимое следствие физиологической основы характера – условно-рефлекторного функционального состояния, связанного с образованием определенного динамического стереотипа. Благодаря этому в критических условиях, когда необходимо быстро решиться на что-то, действия и поступки, в которых выражается характер, возникают без предварительного размышления и без колебаний.
Можно наблюдать несколько различных психологических механизмов таких автоматизмов. Одни из них - привычки. Трудолюбие как черта характера невозможно без привычки к труду. Чистоплотность невозможна без соответствующих привычек поведения. Привычки образуются в результате многократного повторения одних и тех же действий. Следовательно, одно из важнейших условий формирования свойств характера - это повторное и настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках.
Однако привычки только тогда становятся основой определенных свойств характера, если они образуются и проявляются при соответствующем сознательном отношении личности. Так, систематически заставляя ребёнка работать, наказывая его каждый раз, когда он не выполнит работы, можно воспитать у него привычку к труду. Но если труд для ребёнка тягостен, если труд не доставляет ребенку радости, если он не видит смысла в труде, то, несмотря на привычку к труду, мы не сможем воспитать у ребёнка трудолюбия как черты характера.
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"