Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:23, контрольная работа
С конца 80-х годов в нашей стране стала активно развиваться практическая психология образования. К настоящему времени во многих школах введена штатная единица «педагог-психолог», многие высшие учебные заведения готовят психологов специально для работы в образовательных учреждениях. Правительство всячески поддерживает молодых специалистов и в материальной, и в правовой сферах. Однако до сих пор отсутствует разработанная методологическая основа деятельности школьного психолога.
1.Введение. ………………………………………………………………………….2
2. Психологическая служба образования. ………………………………………..3
2. Теоретические основания психологической службы образования. ………….4
3.Предмет и задачи психологической службы образования…………………………….7
4. Положения психологической службы образования РФ за 1990 и 1995 гг…...8
5. Заключение……………………………………………………………………….11
6 Список литературы……………………………………………………………….12
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
АСТРАХАНСКИЙ
ФИЛИАЛ
Дисциплина
Психологическая служба
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА №1
Вариант
№1
Выполнил студент 5 курса
заочного обучения
социально-экономического факультета
(специальность «Психология»)
Егоров
А.В..
Проверил;
.Ермачкова
Е.С..
АСТРАХАНЬ
2011
План.
1.Введение.
………………………………………………………………………….2
2. Психологическая
служба образования. ………………………………………..3
2. Теоретические
основания психологической службы
образования. ………….4
3.Предмет
и задачи психологической службы образования…………………………….7
4. Положения психологической
службы образования РФ за 1990 и 1995 гг…...8
5. Заключение……………………………………………………
6 Список литературы…………………………………
Введение
С конца 80-х годов в нашей стране стала
активно развиваться практическая психология
образования. К настоящему времени во
многих школах введена штатная единица
«педагог-психолог», многие высшие учебные
заведения готовят психологов специально
для работы в образовательных учреждениях.
Правительство всячески поддерживает
молодых специалистов и в материальной,
и в правовой сферах. Однако до сих пор
отсутствует разработанная методологическая
основа деятельности школьного психолога.
Р.В. Овчарова отмечает,
что с 1988 года издано более 40 нормативных
документов, касающихся деятельности
практических психологов системы образования,
сформирована система подготовки и переподготовки
этой категории специалистов. Тем не менее,
по-прежнему нет ясности и четкости в определении
функций школьного психолога и круга решаемых
им задач, сложно выделяются собственно
психологические вопросы в многообразии
школьных проблем.
Зачастую, приходя
в школу, молодому специалисту трудно
найти и занять свою нишу в специфической
закрытой системе школы. Требуется
немало времени на то, чтобы адаптироваться
и понять систему образовательного
учреждения, определить направления своей
работы. Никто не может четко определить
цели, задачи и функции психолога. И каждый
сам методом проб и ошибок пытается определить
круг своих задач.
Ложные или
искаженные представления (стереотипы)
о том, кто такой психолог, чем он занимается,
существуют и в современной школе, и также
значительно тормозят темпы развития
психологической деятельности школьного
психолога.
В числе общих
трудностей практических психологов фигурирует
проблема профессионального самоопределения
при недостаточно качественной профессиональной
информации и отсутствии надежной методической
помощи со стороны администрации школ
и специалистов профильных центров.
Таким образом,
сложность и многогранность работы
психолога в школе сталкивается
с неопределенностью задач его деятельности.
Психологическая
служба образования
Психологическая служба образования — интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.
Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования — нового научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач здесь — научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования. Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологические механизмы или закономерности, но и определяют психологические условия развития этих механизмов и закономерностей в контексте целостного становления личности конкретного ребенка. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, ориентируется на практического психолога как основного своего заказчика.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении программ обучения и воспитания.
Практический аспект службы обеспечивают непосредственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных учреждений, задача которых — работать с детьми, группами и классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. В их задачу не входит создание новых методов, исследование психологических закономерностей и пр. Но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.
Организационный
аспект включает в себя создание действенной
структуры психологической
Развитие
прикладного, практического и
. Теоретические
основания психологической
Научным основанием предлагаемой в данном учебнике концепции психологической службы образования являются фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о развитии и социальной природе психики человека: психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития; психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Согласно этим теоретическим представлениям личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.
Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка. Развитие психики, отмечал С. Л. Рубинштейн, следует рассматривать не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям.
Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что «главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. ...Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества» (1972, с. 547-548). Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием тон деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).
Основной
смысл выделения ведущей
Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми — необходимое условие психического и личностного развития ребенка.
Общение
со взрослыми выполняет
На протяжении младшего школьного возраста общение со взрослыми остается одним из ведущих факторов развития личности ребенка, хотя к концу этого этапа общение со сверстниками начинает играть все более значительную роль (Божович Л. И., 1968; Давыдов В. В., 1977; Дубровина И. В., 1991; Эльконин Д. Б., 1960, 1967, и др.).
В подростковом возрасте на первый план выступает общение со сверстниками, основная функция которого связана с формированием способности строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно принимать или не принимать нормы, принятые в коллективе (Драгунова Т. В., 1967; Захарова А. В., 1992; Петровский А. В., 1981; Эльконин Д. Б., 1989, и др.). Именно в дошкольном и школьном детстве наиболее четко прослеживаются взаимосвязи общения и развития таких сторон самосознания ребенка, как самопознание, самооценка, саморегуляция.
Информация о работе Контрольная работа по "Психологическая служба"