Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:07, контрольная работа
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности. Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям.
Таким
образом, по результатам всех 3 заданий
Виктор набрал 4 балла, что говорит
о высокой готовности к обучению
в школе. Можно говорить о психологической
готовности ребенка к школьному обучению.
Испытуемый хорошо может воспроизводить
образец, развита тонкая моторика руки
и координация зрения. Все это характеризует
произвольность психологической деятельности.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
Приступая
к какой – либо деятельности,
человек адаптируется к новым
условиям, постепенно привыкает к
ним. В этом ему помогает накопленный
опыт, который с возрастом
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению . Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям.
Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе – процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально – психологическую ситуацию.
От успешной адаптации первоклассников в школе зависит все дальнейшее обучение в школе. Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю.
Одним из главных компонентов адаптации ребенка к школе является формирование интереса к обучению, развитие мотивации к учебной деятельности, которое связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.
В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; кроме этого должен появиться качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Главная роль в развитие этих компетенций принадлежит благоприятному психологическому климату в классе, который создает учитель. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Интерес в новой для первоклассников деятельности – учебной формируется через использование учителем во время обучения, внеучебного времени и на переменах различных видов игр. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения: - психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности;
- подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;
- игры - драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.
Все указанные выше игровые методы и упражнения можно использовать как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях. Перемены и прогулки целесообразно заполнять подвижными играми.
Другим немаловажным методом является тематическое рисование, которое хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.
Таким образом, благодаря созданию благоприятного психологического климата, поощрению успехов учащихся и чередованию игровых методов обучения с рисуночными становится возможным успешная адаптация к школе первоклассников. Главная роль в это отводится учителю, который является значимой ключевой фигурой для каждого ребенка. Основными показателями благоприятной адаптации ребенка к школе являются:
-
формирование адекватного
-
установление контакта с
-
овладение навыками учебной
Учителю начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
В первый месяц обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов:
• Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?
• Что значит быть школьником?
• Зачем нужно учиться?
• Что такое правила и принципы школьной жизни?
• Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?
• Как себя вести на уроках и на переменах?
• Как готовиться к урокам?
• Как работать с учебниками?
•
Каким должно быть мое рабочее
место дома?
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасел, 1970, и др.).
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Мы
живем в XXI веке и сейчас очень
высокие требования жизни к организации
воспитания и обучения заставляют искать
новые, более эффективные психолого-
С
решением этой проблемы связано определение
целей и принципов организации
обучения и воспитания в дошкольных
учреждениях. В то же время от ее решения
зависит успешность последующего обучения
детей в школе. Основной целью определения
психологической готовности к школьному
обучению является профилактика школьной
дезадаптации.
Для успешной реализации этой цели в последнее
время создаются различные классы, в задачу
которых входят осуществление индивидуального
подхода в обучении по отношению к детям,
как готовым, так и не готовым к школе,
чтобы избежать школьной дезадаптации.
В
разное время психологи занимались
проблемой готовности к школе, разработано
множество методик, программ (Гудкина
Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики
школьной готовности детей и психологической
помощи в формировании компонентов школьной
зрелости.
Но на практике психологу трудно выбрать
из этого множества ту, которая (полностью)
поможет комплексно определить готовность
ребенка к обучению, помочь подготовиться
ребенку к школе.
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости.
Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.
2. Гуткина
Н.И. Психологическая
3. Дубровина
И.В. Руководство практической
психологией: готовность
4. Коломинский
Я.Л., Панько Е.А. Учителю о
5. Психологический энциклопедический словарь. Главная редакция: Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н. М.,1983.
6. Хрестоматия по предмету психологи. Под редакцией Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1983.
Информация о работе Контрольная работа по «Педагогическая психология в начальной школе»