Контрольная работа по «Педагогическая психология в начальной школе»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности. Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Пед псих.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, по результатам всех 3 заданий  Виктор набрал 4 балла, что говорит  о высокой готовности к обучению в школе. Можно говорить о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемый хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности. 

II. Эссе на тему: «Роль учителя в успешной адаптации первоклассника в школьном обучении»

      Начало  обучения  в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

      Приступая к какой – либо деятельности, человек адаптируется к новым  условиям, постепенно привыкает к  ним. В этом ему помогает накопленный  опыт, который с возрастом расширяется  и обогащается.

        Адаптация  к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному   обучению . Для достижения эффективности в обучении  необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям.

      Оптимальный адаптационный период составляет один-два  месяца. В зависимости от различных  факторов уровень  адаптации  детей  к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким.  Адаптация  ребенка к школе – процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально – психологическую ситуацию.

      От  успешной адаптации первоклассников  в школе зависит все дальнейшее обучение в школе. Одним из условий  адаптации   первоклассника  в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль  принадлежит учителю.

      Одним из главных компонентов адаптации  ребенка к школе является формирование интереса к обучению, развитие мотивации  к учебной деятельности, которое связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.

      В целом за время  обучения  ребенка  в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен  успешно  освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; кроме этого должен появиться качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений с  учителями  и одноклассниками.

      Главная  роль  в развитие этих компетенций принадлежит благоприятному психологическому климату в классе, который создает  учитель. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

      Интерес в новой для первоклассников  деятельности – учебной формируется  через использование учителем во время обучения, внеучебного времени и на переменах различных видов игр. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера  учитель  может помочь ребёнку  в   успешной   адаптации. Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

      Рекомендуется применять следующие игровые  методы и упражнения: - психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности;

      - подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;

      - игры - драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.

      Все указанные выше игровые методы и  упражнения можно использовать как  во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях. Перемены и прогулки целесообразно  заполнять подвижными играми.

      Другим  немаловажным методом является тематическое рисование, которое хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.

      Таким образом, благодаря созданию благоприятного психологического климата, поощрению успехов учащихся и чередованию игровых методов обучения с рисуночными становится возможным успешная адаптация к школе первоклассников. Главная роль в это отводится учителю, который является значимой ключевой фигурой для каждого ребенка. Основными показателями благоприятной адаптации ребенка к школе являются:

      - формирование адекватного поведения;

      - установление контакта с учащимися  и учителем;

      - овладение навыками учебной деятельности.

      Учителю начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
  • Учитель должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
  • Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
  • Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

      В первый месяц обучения в школе  помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов:

      • Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?

      • Что значит быть школьником?

      • Зачем нужно учиться?

      • Что такое правила и принципы школьной жизни?

      • Где в школе находятся: наш  класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?

      • Как себя вести на уроках и на переменах?

      • Как готовиться к урокам?

      • Как работать с учебниками?

      • Каким должно быть мое рабочее  место дома? 
 
 
 
 

 

Заключение

      Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу  часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.

      Проблема  психологической готовности к школе  для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в  работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасел, 1970, и др.).

      Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

      Мы  живем в XXI веке и сейчас очень  высокие требования жизни к организации  воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.

      С решением этой проблемы связано определение  целей и принципов организации  обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. 
Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

      В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости. 
Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.

      В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу  о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости.

      Психологическая готовность к обучению – понятие  многоаспектное. Она предусматривает  не отдельные знания и умения, а  определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.

      Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.

 

Список литературы

 

1. Безруких  М.М., Ефимова С.П. Знаете ли  вы своего ученика? М., 1996.

2. Гуткина  Н.И. Психологическая готовность ребёнка к школе. М.,1993.

3. Дубровина  И.В. Руководство практической  психологией: готовность ребёнка  к школе. М., 1995.

4. Коломинский  Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии  детей шестилетнего возраста. М., 1998.

5. Психологический  энциклопедический словарь. Главная редакция: Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н. М.,1983.

6. Хрестоматия  по предмету психологи. Под  редакцией Гальперина П.Я., Ждан  А.Н. М., 1983.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогическая психология в начальной школе»