Контрольная работа по «Педагогическая психология в начальной школе»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности. Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Пед псих.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

Контрольная работа по курсу

«Педагогическая психология в начальной  школе» 

 

Введение

      В школе за последнее время произошли  серьезные преобразования, введены  новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

      Важнейшей задачей системы дошкольного  воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

      Проблема  школьной зрелости, как готовности организма шестилетнего ребенка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, и в настоящее время переросла в медико-педагогическую проблему. Длительные систематические занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка, новые обязанности - все это большие трудности и у многих детей возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе», «адаптационной болезни». При переходе к систематическому школьному обучению с шести лет, педагоги должны оценить уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения им школьной программы без ущерба для его здоровья.

      Готовность  ребенка к обучению в школе  в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Все  три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности. Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям. В связи с этим возникают две проблемы, связанные с начало обучения: проблема функциональной готовности детей к школе и проблема адаптации к новым условиям. Школьная зрелость - это такой уровень морфо-функционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма), при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения.

      В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано  определение целей и принципов  организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.  

 

I часть. Диагностика степени школьной зрелости Керна – Ирасека

 

     Определение степени "школьной зрелости" по тесту  Керна - Ирасека может проводиться  индивидуально или в группе из 10-15 детей. Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

     Во  время выполнения детьми все трех заданий обращайте внимание на то, какой рукой работает ребенок, вертится ли он, роняет ли карандаш и ищет его  под столом, начал ли рисовать не в том месте, где вы ему указали  или просто обводит контур образца, желает ли убедиться, что рисует красиво. Это даст возможность понять, какие трудностями вам и ему предстоят с началом учебы.

     Тест  состоит из трех заданий:

     1) нарисовать человека;

     2) срисовать короткую фразу из  трех слов "Он ел суп";

     3) срисовать группу точек.

     Лицевая сторона листа отводится для выполнения 1-го задания.

     Современные исследования доказали связь изобразительной  деятельности детей и общего уровня их психического развития. Существует следующая закономерность: с возрастом  ребенка, его рисунок обогащается новыми деталями. Если в 3,5 года малыш рисует вместо человечков “головоножек”, то к 7 годам, как правило, у изображенного человека уже вырисовываются практически все части тела.

     К нему дается следующая инструкция; "Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь". Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Если ребенок не может начать работу, тогда разрешается его подбодрить следующим образом: "Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше". На вопрос, можно ли рисовать "тетю", необходимо объяснить, что все дети рисуют "дядю", поэтому и он должен рисовать "дядю". Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом мужскую фигуру.

     После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).

     Следующие два задания характеризуют ребенка  со стороны общего психического уровня, развития тонкой моторики рук, координации  зрения и движений, умения выполнять  работу по заданному образцу; выявляют степень развития силы воли.

     Для выполнения 2-го задания необходимо приготовить 5-10 карточек (размеры примерно 7-8 см на 13-14 см), на которых пишется рукописная фраза (вертикальный размер буквы - 1 см, заглавной - 1,5 см):

     Он  ел суп

     Карточка  с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание формулируется следующим образом: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же". Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться па строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше.

     После выполнения ребенком 2-го задания первая карточка у него забирается и на ее место кладется вторая, указанного выше размера, для выполнения 3-го задания. На карточке изображена группа точек; расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм, острый угол пятиугольника, образованного точками, направлен вниз.

     К 3-му заданию дается следующая инструкция: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа" показать, где).

     Оценка  результата.

     Каждое  задание оценивается баллами  от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая  оценка). Примерные критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе показаны на рис. 3, 4 и 5. 
 
 
 
 
 

     Примерные критерии оценки задания 1 (рисунок человека).

      1 балл —  у нарисованной фигуры должны  быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет  шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.

     2 балла — выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

     3 балла — у фигуры на рисунке  должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы  двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

     4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.

     5 баллов — отсутствует ясное  изображение туловища и конечностей.  Каракули.

     Примерные критерии оценки задания 2 (срисовывание написанного текста).

     1 балл — срисованную ребенком  фразу можно прочитать. Буквы  не более чем в 2 раза больше  образца. Буквы образуют три  слова. Строка отклонена от  прямой линии не более чем  на 30 градусов.

     2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность — необязательна.

     3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

     4 балла — с образцом схожи  хотя бы 2 буквы. Вся группа  имеет еще видимость письма.

     5 баллов — каракули. 

       
 
 
 

     Примерные критерии оценки задания 3 (срисовывание группы точек). 

       
 
 
 
 
 

     1 балл — точное воспроизведение  образца. Нарисованы точки, а  не кружки. Соблюдена симметрия  фигуры по горизонтали и вертикали.  Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше чем вполовину.

     2 балла — возможно незначительное  нарушение симметрии: одна точка  может выходить за рамки столбца  или строчки. Допустимо изображение  кружков вместо точек.

     3 балла — группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).

     4 балла — точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

     5 баллов — каракули.

     Сумма баллов по отдельным заданиям представляет общий результат исследования.

     Если  малыш набрал от 3 до 6 баллов - он готов к поступлению в школу (Высокий уровень готовности).

     7-9 баллов, причем эти баллы равномерно  распределены между всеми заданиями,  то, как правило, такие дети  тоже созрели к учебе. 

     Если  же в суммарный балл входят низкие оценки (например, общий балл – 9, и он состоит из 2 баллов за первое задание, 3 – за второе и 4 - за третье), то желательно провести более тщательное исследование, посоветоваться со специалистом, чтобы определить, готов ли ребенок в скором времени стать школьником.

     Для детей, набравших 10-15 баллов, дополнительное исследование требуется обязательно. Скорее всего, им еще рано отправляться в школу (Нижняя граница среднего уровня готовности к школе – 10-11 баллов. 12-15 баллов – готовность ниже нормы.) 
 
 

Исследуемый №1 

           По результатам  диагностики, по 1 заданию Василий набрал 2 балла, т.к. у человека отсутствуют уши, волосы. По второму заданию – 1б.: срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов. По 3 заданию – 1б.: точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали.

     Таким образом, по результатам всех 3 заданий  Василий набрал 4 балла, что говорит о высокой готовности к обучению в школе. У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения т.е. умения необходимые в школе. Мальчик хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе.

     Исследуемый №2

     По  результатам диагностики, по 1 заданию Виктор набрал 2 балла, т.к. у человека отсутствуют уши, волосы. По второму заданию – 1б.: срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов. По 3 заданию – 1б.: точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогическая психология в начальной школе»