Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 07:28, контрольная работа
Исследование в области психологии - сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленной на выявление, проверку и использование в практике новых способов, средств и приемов развития личности.
1. Планирование эмпирических исследований
2. Научная добросовестность и этика исследования
Библиографический список
В числе исследовательских методов и способов могут применяться устные, письменные и практические испытания (тесты), психологический анализ документов, метод наблюдения, метод беседы, личностные опросники. Полученные таким образом первичные данные массового обследования могут упорядочиваться и обрабатываться методами математической статистики, при этом устанавливаются абсолютные и относительные частоты явлений, среднее арифметическое и другие средние величины, отклонения от средних значений. Так предполагается получение вторичных данных. Далее планируется теоретическое оценивание этих данных.
На следующей фазе исследования исследователь определяет оценку ее результатов, сравнивает их с предшествующими теоретическими знаниями. Он ставит перед собой вопрос о реализации полученных теоретических знаний на практике.
Таким образом, планирование психологического исследования в общих чертах выражает определенный целостный цикл развития научного познания.
Вместо плана исследования в настоящее время часто используется исследовательский проект. Проект (исследовательский проект) - документ, который в отличие от плана включает не только вопросы содержания исследования, но и организационные и финансовые вопросы. Обычно в проекте дается обоснование исследовательских задач и целей, определяются теоретико-методологическая база и методы научной работы, намечаются основные ее этапы, формы сотрудничества, возможности применения результатов на практике, данные о материальном обеспечении.
2. НАУЧНАЯ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ И ЭТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Особенности личности психолога-исследователя во многом предопределяют успех психологического исследования. Интеллект и мировоззрение исследователя, его научная убежденность и специальные психологические знания играют решающую роль в определении результатов исследования. Важно также наличие прочных знаний в области методологии психологии, методики исследования; доскональное знание уже сделанного, достигнутого в этих науках - залог успеха конкретного исследования. Но личностные качества психолога-исследователя, несомненно, имеют приоритетное значение.
Наука требует исключительного трудолюбия, высокой работоспособности, длительного умственного напряжения. Эти качества существенно влияют как на проведение теоретического, экспериментального исследования, так и на процесс обобщения результатов исследования, внедрения научных рекомендаций в практику. Скрупулезный труд по изучению работ предшественников - это не только признание их заслуг, но и непременное условие качественной разработки проблемы.
Исключительной добросовестности требует экспериментальная работа. Ведь обычно исследователя никто не контролирует. Не контролируется объем используемой им выборки, степень оптимальности условий исследования и так далее. А стремление некоторых исследователей завысить объем проделанной работы, выдать тенденцию за закономерность, случайное явление за устойчивый факт не редкое явление. Все это «засоряет» науку, отрывает ее от жизни, порождает критическое отношение к надуманным рекомендациям и практическим выводам, вызывает незаслуженно скептическое отношение к психологической науке.
Любовь к науке, исследовательскому труду, в конечном счете, выливается в важные открытия. Только любознательность, стремление найти истину могут заставить исследователя выйти за рамки темы, увлечься научными проблемами, неожиданно возникшими в ходе исследования на стыке различных наук. Именно эти проблемы нередко бывают теми научными находками, которые составляют золотой фонд науки. Когда исследовательский труд в радость, научные изыскания становятся более эффективными.
Принципиальность исследователя проявляется в отстаивании своей концепции, методики исследования, в стремлении к объективности результатов, к публикации выводов. Принципиальность исследователя проявляется также в высокой результативности его труда.
Мораль, нравственность исследователя как бы «вплетается в ткань» его научных изысканий, в истину. Поэтому наиболее важными качествами исследователя эксперты, как правило, называют качества нравственные.
В процессе исследования психолог вступает в непростые отношения с обследуемым, с коллегами по работе, с учеными, работающими в области данной проблемы, с научным руководителем. Итоги, эффективность, плодотворность научного исследования, деятельности ученого в значительной степени зависят от умения правильно, этично строить взаимоотношения с окружающими. И, как показывает практика, проблемы в данной области имеют место быть.
Психологические исследования требуют коллективных усилий. Это обусловливается чрезвычайно сложными объектами исследования, большим объемом накопленного экспериментального, эмпирического, а нередко и теоретического материала, что ставит исследователя (при решении конкретных прикладных проблем) перед большим количеством фактов, данных, осмыслить которые всесторонне и глубоко в относительно короткий промежуток времени одному специалисту чрезвычайно трудно: требуется коллективный разум, интеллект научного коллектива.
Не случайно наиболее важные открытия, исследования, научные успехи сопутствуют коллективам ученых, сумевшим стать творческим монолитом, в котором царит дух доброжелательности, товарищеской взаимопомощи. Психологическая атмосфера научного коллектива оказывает огромное влияние на результаты исследований, и исследования каждого члена коллектива несут на себе отпечаток этой атмосферы.
Итак, современные психологические исследования все в большей степени носят коллективный характер. В то же время престиж ученого связан с его личным вкладом в науку. Грань, которая отделяет личный вклад от достижений научного коллектива - условна. Так, при написании диссертации по требованию Высшего аттестационного комитета назначается научный руководитель, по ее структуре и содержанию рецензенты высказывают свое мнение, основные проблемы диссертации обсуждаются, допустим, на кафедре, на семинаре аспирантов; активное участие в обсуждении концепции автора принимают члены предметно-методических комиссий, все члены кафедры с момента утверждения темы, плана диссертации. И, как показывает практика, помощь диссертант получает немалую: в диссертации воплощается дух, интеллект всех членов коллектива кафедры.
Но диссертация, согласно требованию Высшей аттестационной комиссии, должна быть самостоятельным исследованием. Вклад каждого члена кафедры в общий итог, в выработку концепции, написание диссертации может быть не очень рельефным, но в итоге, диссертант как бы «аккумулирует» в своем научном труде помощь, мнение окружающих людей.
Психологическое исследование - это исследование конкретных людей. И в этом отношении исследователь должен быть в высшей степени этичен и корректен. Доброжелательность, стремление проникнуть в психологическое состояние исследуемых людей, выдержка - необходимые этические критерии психолога, компоненты его психологической культуры.
Применение в целях профессионального психологического отбора сомнительных методик, тестов без предварительного определения их валидности (то есть действенности и адекватности, характеризующих точность измерения и соответствие предназначению) и надежности недопустимо. Внедрение недостаточно проверенных по результатам психологических исследований выводов в практику - это своеобразное этическое преступление, так как оно затрагивает судьбы исследуемых людей.
Этика исследователя - понятие широкое. Быть тактичным, внимательным к исследуемым людям непродолжительное время несоизмеримо легче, чем оставаться таковым на протяжении всей жизни. Особая доверительность исследователя, его искреннее отношение к делу ускоряют процесс исследования, приносят конкретный результат.
Настоящий исследователь в первую очередь заботится об авторитете психологической науки в целом, рассматривая исследование как инструмент, предпосылку для достижения более высоких научных результатов.
Внедрение в процесс обучения и воспитания, в практику подготовки специалистов недостаточно продуманных, сомнительных рекомендаций наносит непоправимый вред психологии, порождает недоверие к научным выводам и рекомендациям. Поэтому долг исследователя - невзирая на сроки, на научные и организационные трудности, выполнить экспериментальную работу качественно, добросовестно. Скоропалительные результаты, поспешные выводы и рекомендации противопоказаны хорошему психологу-исследователю.
Аккуратность, вежливость, внешний вид также крайне важны для психолога. В период исследования он находится в центре внимания, на него устремляются сотни глаз, невольно подражая многим элементам внешнего вида, манере поведения. Важно, чтобы этот процесс имел только положительную направленность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. Пер. с англ. – М., 1982.-278 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1986.
3. Дружинин В.И. Структура и логика психологического исследования. – М., 2001.-213 с.
4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.
5. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. - М.: Смысл, 2000.-246 с.
6. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия.- М.: Высшая школа, 2001.-288 с.
7. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. - М.: Изд-во Моск. ун-та; ЧеРо, 1997.- 168 с.
1
Информация о работе Контрольная работа по "Общий психологический практикум"