Контрольная работа по "Общий психологический практикум"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 07:28, контрольная работа

Описание работы

Исследование в области психологии - сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленной на выявление, проверку и использование в практике новых способов, средств и приемов развития личности.

Содержание

1. Планирование эмпирических исследований
2. Научная добросовестность и этика исследования
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КОНТР.doc

— 82.50 Кб (Скачать)


 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Общий психологический практикум

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Планирование эмпирических исследований                                                     

2. Научная добросовестность и этика исследования                                         

Библиографический список                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

 

         Исследование в области психологии - сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленной на выявление, проверку и использование в практике новых способов, средств и приемов развития личности.

          Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств».

          Основная задача психологического эмпирического исследования - построение такой исследовательской ситуации, в которой становятся доступными для объективного внешнего наблюдения и регистрации существенные особенности внутреннего психического явления.

       Наиболее распространенная схема психологического эмпирического исследования - корреляционное исследование. Теория корреляционного исследования, основанная на представлениях о мерах корреляционной связи, разработана К. Пирсоном.

         Стратегия проведения корреляционного исследования сходна с квазиэкспериментом. Отличие от последнего заключается в том, что управляемое воздействие на объект отсутствует. План корреляционного исследования несложен. Исследователь выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами индивида или между определенными внешними уровнями и психическими состояниями. При этом предположения о причинной зависимости не обсуждаются.

         Корреляционным исследованием называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. В психологии переменными могут выступать психические свойства, процессы, состояния и другое.

         Планирование эмпирического исследования предполагает подбор методов и методик исследования и обработки полученных эмпирических данных, прогнозирование выборки участников исследования, определение места и условий его проведения. Пристрастие эмпирического исследования к «твердым данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения. Внутренняя согласованность является основным условием устойчивости; средства измерения не могут быть высоко или хотя бы достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов.

           Оптимальная последовательность  всех этапов эмпирического исследования, ведущая к получению обоснованных, истинных результатов, обусловлена замыслом исследования.

           Замысел исследования - основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения, организацию исследования, его этапы. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок цель, задачи, гипотеза исследования; критерии, показатели развития конкретного психологического явления соотносятся с конкретными методами исследования; определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала

         При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого, гипотеза уточняется.

         Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных методов научной психологии. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов

        Таким образом, эмпирическое исследование и последующая обработка его результатов - основное, решающее средство формирования и развития научного знания на его эмпирической стадии, которое состоит замысла исследования и определяющих его этапов.

         Обычно, вкратце, исследование состоит из трех основных этапов.

         Первый этап включает в себя выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования,  то есть их необходимо охарактеризовать таким образом, чтобы они стали доступны тщательному исследованию. Изложить проблему исследования требуется таким образом, чтобы ее можно было связать с существующей теорией и известными эмпирическими фактами. Без этой стадии результат исследования не будет представлять никакой ценности; наука - это намного больше, чем собрание «сырых» фактов, она состоит из фактов, которые могут быть объединены и проинтерпретированы в свете теории и накопленного знания. Сформулированная гипотеза, подлежащей проверке, должна быть выражена недвусмысленно так, чтобы это увязывалось с основами принятых принципов и возможностью интерпретировать результат исследования. В целях уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап - пробное (пилотажное) исследование, которое предваряет оформление методики исследования.

        Второй этап работы содержит выбор методов и разработку методики исследования, проверку гипотезы, непосредственно исследование, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

         Третий, заключительный этап строится на основе внедрения полученных результатов в практику.

        Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Обозначенные этапы, их содержание и специфика находят свое отражение при осуществлении планирования эмпирического психологического исследования.
        Эмпирическое психологическое исследование как целенаправленная и систематическая познавательная деятельность должно планироваться. План исследования - это не только формальное административное требование или требование, вызванное необходимостью контроля, план является необходимой составной частью научной работы и начинающего, и опытного психолога-исследователя. Внутреннюю структуру плана исследования определяет логика научного познания.

         План упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами, необходимыми для достижения конечной цели, а также включает временной (сетевой) график выполнения работ, определяет подбор, расстановку, формы подготовки исполнителей, наделяет ответственностью исполнителей, распределяет ресурсы, устанавливает формы контроля за проведением работ.
       Сетевой график - документ планирования работ. С его помощью устанавливается последовательность и координация выполнения отдельных этапов, процедур, операций. Он строится в виде схемы-графика, где отдельные процедуры (операции) обозначаются цифрой в кружке, а их последовательность указывается линиями и стрелками. В ходе анализа сетевого графика выявляются «критические пути», «узкие места», формы возможной кооперации работ.

           План стимулирует психолога-исследователя к четкому определению целей и задач исследования, его ведущей идеи, проблем и гипотез. Он требует обоснованного решения вопроса об отношении гипотез и методов исследования, предопределяет единую логику всей работы. Если неточно сформулированы задачи, не до конца уяснены проблемы, подлежащие изучению, неизбежно появляется несогласованность между отдельными частями работы, особенно между теоретической и эмпирической частями. В этом случае выводы работы не дадут ясного ответа на поставленные вопросы. Но и наилучшим образом составленный план должен быть достаточно гибким. С накоплением знаний в процессе исследовательской работы план обычно уточняется, углубляется, дополняется, исправляется, становится постоянным рабочим инструментом отдельного исследователя и научного коллектива.
          Любое научное исследование представляет собой познавательный процесс, имеющий свою логику и структуру деятельности. Однако это лишь самая общая характеристика исследовательского процесса. В каждом конкретном случае научный подход к проблеме и система методов находятся в прямой зависимости от предмета и цели исследования, задач и конкретных условий. Но все-таки можно обозначить некоторые необходимые фазы планирования психологического исследования, структурные особенности исследовательского процесса. Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку служит инструктивным указанием при планировании исследования и его реализации.

           Начальная фаза планирования исследования - определение и формулировка проблемы. Обычно научный работник исходит из сформулированного в общих чертах центрального вопроса, который развивает в ряде частных, конкретных проблем. Этот этап исследования включает и разработку ведущей его идеи, то есть главного направления. Ведущая идея должна обеспечить возможность всестороннего исследования проблемы.

          Следует еще раз подчеркнуть, что формулировке проблемы предшествует тщательная подготовка - изучается библиография по проблеме, исследовательские отчеты, специальная психологическая литература и так далее. При этом применяются методы теоретического анализа, генетический, сравнительно-исторический методы. Важным условием точности формулировки проблемы на подготовительной фазе планирования является непосредственная ориентация исследователя, например, на краткосрочное наблюдение, психологический анализ документов или продуктов деятельности.
         Концепция исследования, его ведущая идея опираются на критический анализ проблемы и ее современного состояния, на обобщение результатов предшествующих исследований.

         Последующая фаза планирования исследования заключается в определении его цели, задач и гипотез. Исследователь формулирует цель и задачи исследования. Целью исследования является уточнение проблемы, вычленение на основе классификации и анализа отношений основных зависимостей, характеризующих явление, формулировка первичной гипотезы.
         Точной формулировке конкретных задач исследования и его гипотез уделяется особое внимание. При этом, прежде всего, важно определить теоретический уровень намечаемой научной работы, от чего зависит дальнейший план исследования. Если работа происходит в области, в которой исследование интересующего нас объекта только начато и еще не осуществлен даже основной классификационный анализ, или если речь идет о новой области исследования, то обычно еще невозможно полностью обосновать гипотезы. В связи с этим сформулировать вполне обоснованно реальную гипотезу можно только на определенном уровне знания проблемы. Это предполагает предварительный системный анализ объекта исследования.

           Вариант исследования, позволяющий обоснованно формулировать гипотезу, сложнее. С познавательной точки зрения он может иметь разные формы. Если уже существуют определенные знания об изучаемом предмете, то можно дать описательные гипотезы. Описательные гипотезы - гипотезы, выражающие предположение о характере связей между элементами исследуемого предмета (структуральные связи) и об их взаимодействии (функциональные связи). Однако более важными являются объясняющие гипотезы - гипотезы, направленные на вскрытие причинных связей и требующие обязательной экспериментальной проверки посредством реального или мысленного эксперимента.

            Следующая фаза планирования исследования - выбор методов. На этой фазе исследователь выбирает и обосновывает методы, которые будут использованы, он определяет область сбора материала и планирует срок проведения исследования. Срок зависит от предмета исследования и его цели. Наиболее точная формулировка задач работы и гипотез позволяет исследователю провести этот выбор обоснованно. Методы исследования организуют его, объединяют все его этапы.

          В конкретной исследовательской работе научные работники пользуются не отдельно взятыми методами. Исследование представляет собою сложную деятельность, в которой применяется целая система методов. Выбор методов исследования, их система и способ использования зависят от общей направленности исследования. Нередко в систему психологических методов включаются и методы других наук (физиологии, социологии, педагогики). Использование в психологической науке методов других областей знания становится все более частым явлением. Современный процесс дифференциации и интеграции наук касается не только содержания научных дисциплин, но и их методов.
         На основе избранной системы методов планируется накапливание психологических фактов. Источником фактографического материала может быть, например, изучение психологических явлений, создание новой реальности путем экспериментирования. Надлежащая обработка фактографического материала - самая трудная часть исследования. Эта обработка включает качественный и количественный анализ данных в их различии и единстве.

Информация о работе Контрольная работа по "Общий психологический практикум"