Контрольная работа по «Общей психологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 07:23, контрольная работа

Описание работы

ТЕМА 1. Психология как наука. Предмет современной психологии.
Вопрос №1. Какие суждения о психологии вы считаете наиболее удачными? Объясните свой выбор.
Вопрос №2. Проанализируйте приведенные высказывание и определите их соответствие предмету психологии.
ТЕМА 2. Методология психологии.
Вопрос №3. Охарактеризуйте современное состояние психологической науки.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по общей психологии вост..doc

— 98.00 Кб (Скачать)

   Трансцендентный — выходящий за любые, актуально  данные пределы.

Человеческий  субъективный мир  — это мир сознания и самосознания. В сознании человек способен познавать сущность предметного мира, понимать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает. Предметом сознания может стать сам человек, его собственное поведение и внутренние переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания. Но предметом сознания может стать и само сознание, его схемы, механизмы, понятия и т.п. На этом уровне сознание принимает форму рефлексивного сознания. Но во всех этих случаях есть общая принципиальная черта — в сознании человек как бы выходит за пределы самого себя, занимает позицию над ситуацией. Очень точно об этом сказал М.Шелер: «Только человек — поскольку он личность — может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого».

В своем сознании человек открывает смысл своих действий, поступков, поведения, своей жизни. Человеческая жизнь, по определению, осмысленна. Человек не может жить вне смысла. Без субъективного смысла жизнь человека теряет свою ценность.

в) Человек –  это люди в их взаимоотношениях друг к другу. Человек как абсолют, как «вещь в себе», как нечто обособленное и замкнутое в себе – это не человек, не человеческое существо, это нечто несуществующее – ничто.

Человек — общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Понятие общества фиксирует факт включенности человека в систему связей и отношений с другими людьми, момент всеобщности межчеловеческих социальных связей и отношений. Вне совместного общественного бытия собственно человеческая жизнь немыслима; вне включения человека в общность невозможно его становление как человеческого индивида и личности. В процессе совместной жизнедеятельности люди вырабатывают общественно поддерживаемые и воспроизводимые образцы материальной и духовной культуры, ценности и нормы отношений человека к человеку, к основным условиям жизни Понимание культуры как системы духовных ценностей и идеальных эталонов отличает ее от общества: если общество есть система связей и отношений между людьми (форма организации жизни людей), то культура есть способ вхождения в общество и само содержание общественной жизни.

г) Человек, понимаемый как психологическая система, выступает  не в противопоставлении объективному миру, а в единстве с ним, в своей продленности в ту часть этого мира, которая им «освоена», т.е. имеет для него значение, смысл, ценность. Человек как психологическая система включает в себя и субъективную компоненту (образ мира, составляющий его действительность), и деятельностную компоненту ( образ жизни человека в его действительности), и саму действительность – многомерный мир человека как онтологическое основание его жизни, определяющий сам образ жизни и определяемый ею.

Специфической особенностью человека является наличие  у него как бы двойной  жизни: внешней, непосредственно  наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека — это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже — вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.

  Именно появление рефлексии знаменует возникновение у человека внутренней жизни, противостоящей жизни внешней, появление своего рода центра управления своими состояниями и влечениями, т.е. появление воли, а значит, свободы выбора. Рефлектирующий человек не привязан к собственным влечениям, он относится к окружающему миру, как бы возвышаясь над ним, свободен по отношению к нему. Человек становится субъектом (хозяином, руководителем, автором) своей жизни. Рефлексия составляет родовую особенность человека; она есть иное измерение мира.

  Предметом психологии  является – психика.  Психика в общей психологии определяется как свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в способности отражать окружающий мир и обеспечивающее построение образа мира для регуляции индивидом своего поведения.

Человек – это существо, которое для развития и становления  себя как Личности вынуждено всегда делать выбор. 

Вопрос  №2. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же общего признания и уважения, как знание о природе и обществе?

   Потому  что в философских концепциях человек рассматривается как часть системы. Это прежде всего натуралистические концепции, понимающие человека как часть природы. Человек — живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам.

Это также  социологизаторские концепции, выводящие сущность человека из социального устройства общества. Человек — общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека. Личность — это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. Личность — это всегда определенная позиция. И в марксистской идеологии, господствовавшей в нашей стране, человек понимался как продукт общественных отношений, слепок общества, в котором он живет.

   Научное знание в принципе не дает целостного представления о человеке. По самой сути наука ориентирована на изложение специфических сторон целостного объекта. Поэтому любая из человековедческих наук — биология, психология, социология, культурология, история и т.д. — не рассматривает человека в целом, а исследует его в определенной проекции.

   Другая причина трудности целостного научного познания человека состоит в том, что наука ориентирована на построение  идеальных моделей, выявление общих закономерностей, описание типов, а человек есть существо уникальное и неповторимое.

    Общей, комплексной науки о человеке не существует. Есть большое число конкретных, специальных наук, изучающих человека в определенной проекции, создающих идеальные модели отдельных сторон многогранного феномена человека. Но эти модели существуют сами по себе, не пересекаясь и не соединяясь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1.Слободчиков  В.И., Исаев Е.И.  Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов  – М.:Школа-пресс, 1995г.

2. Петровский  А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.-М.:ИНФРА-М.1998. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Контрольная работа по «Общей психологии»