Контрольная работа по «Общей психологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 07:23, контрольная работа

Описание работы

ТЕМА 1. Психология как наука. Предмет современной психологии.
Вопрос №1. Какие суждения о психологии вы считаете наиболее удачными? Объясните свой выбор.
Вопрос №2. Проанализируйте приведенные высказывание и определите их соответствие предмету психологии.
ТЕМА 2. Методология психологии.
Вопрос №3. Охарактеризуйте современное состояние психологической науки.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по общей психологии вост..doc

— 98.00 Кб (Скачать)

  Психология  спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

  Психология  торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. В условиях рыночной экономики ее значение возрастает.

  В последнее  время началась разработка проблем  психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.). Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует  назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического восприятия - область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

Если  основанием классификации  считать психологические  аспекты развития, то можно выделить те отрасли психологии, в которых реализуется принцип развития.

Возрастная  психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии - проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

Психология  аномального развития, или специальная психология, подразделяется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию - науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию - психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию - психологию развития слабовидящих и незрячих .

Сравнительная психология - отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливаются характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам, лошадям, обезьянам) в настоящее время присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и психологии - этологии.

  Если  классифицировать отрасли  психологии, опираясь на психологические аспекты отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей, объединяемых понятием социальная психология.

  Социальная  психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

  Социально-психологические  явления в больших  группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовых коммуникаций (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

  Социально-психологические  явления в так называемых малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциация, корпорация, коллективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентации группы и многие другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и т.д.

  Социально-психологические  проявления личности человека (социальная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность, и т.д. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности, их динамики, перспектив личности.

  Указанные три круга проблем социальной психологии, разумеется, не могут быть противопоставлены или рядоположены друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Из всего изложенного  видно, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются одна от другой вследствие того, что тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками, во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, точка зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятельность, намечает сближение социальной психологии и психологии труда.

  Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях. Изложение вопроса о методах психологии мы будем вести с учетом: 1) дифференциации современной психологии на направления, научные школы, отрасли знания, 2) возможностей метода с точки зрения целостного, научного понимания внутреннего мира человека, 3) приложимости их к педагогической практике и использования практикующими педагогами.

    Целесообразно классифицировать методы психологии на три группы: методы объяснительной (естественнонаучной, академической) психологии, методы описательной (гуманитарной, понимающей) психологии, методы практической психологии, или психотерапевтической практики. Такое различение методов находится в соответствии с их назначением и познавательными возможностями.

             Методы естественно-научной психологии(объяснительные):

    1. общенаучные методы а)наблюдение(сплошное, выборочное), б) эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий);
    2. конкретно-научные а) тесты (профориентационный, достижений( с вариантами), способностей, б) анализ продуктов деятельности (анализ рисунков, графология, контент-анализ, в) опрос (беседа (интервью), анкета);
    3. метанаучные (математическое моделирование, статистический анализ).

    Методы  гуманитарной психологии:

    50е  годы 20 века гуманитарные методы(описательные):

    1. интроспекция (самонаблюдение)
    2. самоотчет(письма. Дневники, автобиографии)
    3. наблюдение (включенное)
    4. эмпатическое слушание (эмоционально-положительное отношение к человеку)
    5. идентификация(себя сопоставить с другим и выявить общие моменты
    6. беседа ( диалог)
    7. библиографический (развитие жизни человека в определенный исторический момент) соотнесение эпохи человека с эпохами в той стране, где он живет.
    8. Интерпретация внутреннего мира другого (интерпретация на своем опыте).
    9. Интуиция
    10. герменевтика (искусство толкования текстов на основе своего понимания).

    И те и другие методы объединяет то, что  все они укладываются в классификацию, выделенную Б.Г.Ананьевым:

      1я  группа методов  – организационные:

      А) сравнительный

      Б) лонгитюдный (на протяжении большого периода)

      В) комплексный (многие ученые) комплекс специалистов.

      2я  группа – сбор  эмпирических данных:

      А) наблюдение

      Б) эксперимент

      В) психо-диагностические методы

      Г) анализ продуктов деятельности

      Д) близнецовый

      Е) биографический

      3я  группа – методы  обработки

      А) методы количественной обработки

      Б) метод качественной обработки

      4я  группа – методы  интерпретации или  объяснения полученных  данных. 

ТЕМА  3. Проблема человека в психологии.

Вопрос  №1. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «человек», попытайтесь сформулировать свое определение данного феномена.

а) Человек –  существо, изначально находящееся в  «пограничной ситуации»: в его становлении и развитии противоречиво взаимодействуют природные, социальные и культурные закономерности; человек же является и субъектом их осуществления, и объектом воздействия. Человек сам творит духовные опоры своей жизни, но это отнюдь не значит, что он исключен из действия законов космоса, природы, социума, равно как и объяснен только ими.

Это и говорит о  том, что в философии человек воспринимается как часть природы, общества. Человек – это часть космоса, часть природы, часть социума. Хотя он и может влиять на природу, на социум, но так же зависит от них.

Человек — живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи  с природным миром, подчиняется его  законам. В том, что  человек — органическое существо, мы убеждаемся ежедневно, переживая так называемые органические потребности: в пище, в тепле, в отдыхе и т.д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природных явлений: оно одного качества в теплый солнечный день, другого — в день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состояние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными способами, а главное — культурно обусловлены. Но принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

б) Человека можно  определить в зависимости от его  способности транцендировать свое природное, эмпирическое состояние, выходить из него. А если мы под человеком  понимаем транцендирование своего натурального положения, то это значит, что мы соотносим законы понимания мира не со случайным фактом, а с таким миром, который образуется в человеке в зависимости от его соотнесенности с самим же этим миром поверх эмпирической, конкретной ситуацией…человек – это существо, возникающее вторым рождением.

Идея  самосозидающего, трансцендирующего, открытого ко  всяким возможностям человека — центральная для философской антропологии. Сущность человека — в движении, в постоянном духовном преобразовании себя, в актах выхода за свои пределы, в самостроительстве, в  самовоспитании.

Информация о работе Контрольная работа по «Общей психологии»