Контрольная работа по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

1. Проведите сравнительную характеристику ощущения и восприятия. Выделите их сходство и различие.
Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по общей психологии (контр., 13 стр., 2011).doc

— 57.00 Кб (Скачать)

     Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное. 
 

      
  1. Выберите  правильный ответ  из предложенных вариантов.
    1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психологического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
    2. Основные свойства ощущений – это... а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
    3. Самой древней формой восприятия является... а) зрительное; б) осязательное; в) слуховое; г) обонятельное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
    4. При поражении височной коры нарушается .... а) восприятие цвета; б) слуховое восприятие; в) восприятие времени; г) обонятельное восприятие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
    5. Условием возникновения непроизвольного внимания является... а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека; г) необычность раздражителя; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
    6. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак ... а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания; в) послепроизвольного внимания; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
 
     
  1. Проблема  измерения ощущений. Психофизика.
 

     Психофизика - психологическая дисциплина, изучающая  количественные отношения между  физическими характеристиками Стимула  и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на этот стимул. Психофизика  охватывает две основные группы проблем: измерение порога ощущений, т. е. предела чувствительности сенсорной системы человека, и построение психофизических шкал. Первая группа проблем возникла в связи с измерениями интенсивности ощущения, проведёнными в 19 в. нем. учёными В. Э. Вебером и Г. Фехнером (так называемое косвенное шкалирование, где величина ощущения — математическая функция величины стимула). Порог рассматривался как точка в последовательности стимулов возрастающей интенсивности, делящая эту последовательность на две части: вызывающую ощущение и не вызывающую его.

     В современной психофизике (точнее, её прикладной ветви — теории обнаружения  сигнала на фоне шума) порог рассматривается  как «пороговая зона», в пределах которой вероятность ответной реакции  изменяется от 0 до 1. Существуют теории, отрицающие существование сенсорного порога как самостоятельной реальности (теории так называемой динамической чувствительности). Другая группа проблем возникла в связи с использованием С. Стивенсом (США) непосредственного шкалирования, когда величина ощущения — точка на сенсорной шкале — определяется самим испытуемым путём указания на расстояние или отношение между интенсивностями стимулов в условных единицах. Обе группы исследований объединяются вокруг основной теоретической проблемы психофизики — изучения структуры и метрики психофизического стимульного пространства ощущений, понимаемого как многовекторное, неэвклидово пространство. 

      
  1. Ответьте  на «шуточные» вопросы  психологии восприятия. Аргументируйте свои ответы.
      1. Что лучше для восприятия – кататься на саночках или саночки возить?

    Для восприятия лучше кататься на саночках, так как создан приятный, легкий образ катания на санках (весело и быстро летишь с горки), в отличии  от того образа, когда нужно вести  санки (подниматься в горку тяжело). 

      
      1. Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?
 

    Научиться читать, рассматривая книги нельзя, потому что чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи, «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом 

      
      1. Почему  русские петухи кричат «кукареку», а английские “kok’э”дудл”ду”?
 

    Русские и английские петухи кричат по разному, потому что у разных народов разное восприятие звуков, которые издают животные, а также звуков природы. Отсюда-разные звукоподражательные глаголы. 

      
      1. Почему  в детстве время  субъективно течет  медленнее, чем в  зрелом возрасте и  старости?
 

    Это субъективное чувство времени, и  оно лишь в целом соответствует  реально-физическому времени. Как  отмечают специалисты, психологическое  время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов, представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений и т.п. Так или иначе, но психологическое время своеобразно в сравнении с физическим временем, хотя по многим направлениям и определяется им. 

      
  1. Какое свойство внимания обнаруживается в следующем примере? Каков, по-Вашему, его  механизм? Возможно ли одновременное  протекание в поле внимания двух и более процессов?

      Изумительная  трудоспособность Н.Г. Чернышевского позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера. 

     В приведенном примере обнаруживается такое свойство внимания как распределение.

     Распределение внимания — это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя из поля своего внимания ни одного из них.

Список  литературы 

  1. Лекции  по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  2. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с. — (Образовательный стандарт XXI).
  3. Узнадзе Д. Н.  Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»).
  4. Шиффман Х.Р. Ощущение  и восприятие. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 928с.: ил.
  5. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
  6. Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии  СПб.: Питер Ком, 1999.

      720с.: (Серия «Мастера психологии») 

Информация о работе Контрольная работа по "Общей психологии"