Контрольная работа по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

1. Проведите сравнительную характеристику ощущения и восприятия. Выделите их сходство и различие.
Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по общей психологии (контр., 13 стр., 2011).doc

— 57.00 Кб (Скачать)

    Вариант 2

    Содержание 
 
 

 

  1. Проведите сравнительную характеристику ощущения и восприятия. Выделите их сходство и различие.
 
 

     Ощущения  не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов  в отличии от восприятия, которое  всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей, действительностью.

     Внешние явления, которые воздействуют  на органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой  бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Все живые существа, обладающие нервной системой, способны ощущать с  рождения.

     В отличии от ощущения, воспринимать мир в виде образов, способен только человек и высшие животные, такая  способность накапливается в течении жизни.

     Итогом  возникновения ощущения является какое-либо чувство, в отличие от ощущения итогом восприятия является какой-либо образ, состоящий их комплекса ощущений. Для того чтобы сложился образ  необходимо, чтобы сработали несколько  анализаторов – например: зрительный, слуховой, кожный и мышечный. 

     
  1. Объясните следующий факт: почему, когда человек  впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?
 

     Настоящий охотник, как следопыт, впервые проделав какой-то путь по лесным дорогам и  тропам, и через год сможет его  повторить самостоятельно. Он знает, что после разрушенного моста ему надо повернуть на тропу вправо, а пройдя по ней до поваленной сосны, свернуть на проселочную дорогу, идущую слева и т.д.

     Этот  пример, доказывает, то что человек, впервые идущий по незнакомой местности  в деталях запоминает и воспринимает образы, которые создаются, когда он самостоятельно разыскивает дорогу. Когда же человек идет со спутником, знающим дорогу – необходимость в запоминании образов исчезает, поэтому в следующий раз трудно будет проделать этот путь в следующий раз. 
 

     
  1. Известно, что один и тот  же отрезок времени  в разных ситуациях  воспринимается по-разному. Объясните некоторые  закономерности субъективной оценки времени человеком. Приведите примеры, иллюстрирующие Вашу точку зрения.
 

     Восприятие  времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями – как короткие. На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает. 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Возможна  ли разумная деятельность без внимания? Чем  может быть обусловлена  невнимательность школьника  на уроке? Перечислите  и объясните причины.
 

     В организме человека нет специального нервного центра, который бы отвечал за наше внимание так же, как за слуховые и зрительные ощущения и другие восприятия.

     Внимание - это результат работы тех же самых нервных центров, которые отвечают за деятельность, сопровождаемую вниманием. Одновременно происходит торможение или даже полное прекращение других нервных процессов. В результате мы сосредотачиваем свое сознание на определенных предметах и явлениях.

     Каждое  действие человека включает в себя ориентирование, исполнение и контроль. Последняя, контрольная, часть и есть внимание. В отличие от других действий внимание не имеет отдельного, особенного результата, оно лишь способствует улучшению действий. Концентрируя внимание в процессе деятельности, человек сосредоточивается на главном, отвлекаясь от всего лишнего, что выходит за пределы решаемой задачи. При этом человек имеет возможность удерживать в сознании одновременно несколько объектов и воспринимать их одинаково ясно и отчетливо. И, конечно, у внимания есть такие свойства как устойчивость и отвлекаемость, которая является следствием отсутствия волевого усилия или интереса к выполняемой работе. Таким образом, зная некоторые свойства внимания, вы можете начать контролировать его, что, безусловно, приведет к повышению вашей внимательности [1, С. 56].

     Однако  не всякое внимание можно контролировать. Существует непроизвольное внимание, которое привлекается внешними причинами: сильными звуками, яркими красками, новизной и необычностью действия или его динамичностью. Поэтому просмотр фильмов или спортивных состязаний вызывает особое внимание. Непроизвольное внимание легко возникает и также легко переключается на что-то другое, так что контролировать его трудно, да и не нужно.

     А вот произвольное или преднамеренное внимание человек вызывает с помощью сознательных усилий, направляя его на ту или иную деятельность. Особенность такого внимания в том, что его привлекают не все предметы и факты, а только связанные с выполняемой задачей, а кроме того такое внимание устойчиво на протяжении более или менее долгого времени. Этот тип внимания как раз и нуждается в сознательном контроле.

     Но  существует и еще один вид внимания – послепроизвольное или сосредоточенное. Обязательным условием этого вида является увлеченность делом и интерес, возникающий в связи с этим. Именно сосредоточенное внимание помогает сохранять целенаправленность, одновременно снимая напряженность, и позволяет выполнять свою работу максимально правильно.

     Невнимательность школьника на уроке может быть следствием разных причин несформированности процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо проблем. Невнимательность может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями обучающегося (слабость нервной системы), в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может также приводить к невнимательности. 
 

     
  1. Чем отличаются студенческая, поэтическая, профессорская  и старческая виды рассеянности?
 

     Поэтическая и профессорская рассеянность относятся к такому виду рассеянности как мнимая.

     Огромное  количество анекдотов о профессорской  рассеянности кочует по учебникам психологии внимания вот уже больше столетия. Перебирая истории о рассеянных ученых в «Принципах психологии»], У.Джемс первым делом припоминает великого Архимеда, который был до того поглощен геометрическими штудиями, что узнал о штурме родных Сиракуз только будучи смертельно ранен. И что же умирающий Архимед крикнул римским солдатам? «Только не троньте моих чертежей!»

     Примером  поэтической рассеянности, судя по многочисленным воспоминаниям современников, мог бы послужить русский поэт и писатель Серебряного века Андрей Белый. Известна история, когда он, придя в одну из петербургских редакций, забыл снять калоши. Казалось бы, пустяк, но Белый не удержался и сочинил едва ли не оду поэтической рассеянности, где пристыдил некоего Н.В.Валентинова, который обратил на это внимание[3, С. 115].

     Выделим характерные для мнимой рассеянности особенности поведения и внимания. Прежде всего это отсутствие реакций или неадекватные реакции на внешние воздействия по причине чрезвычайной концентрации на собственных мыслях или на решаемой задаче. Привычные действия или даже целые цепочки действий сохранны (что-то опускается в кастрюльку с кипятком, что-то надевается на голову), однако обратная связь о ходе их выполнения и о возможных изменениях в окружающей среде отсутствует.

     В отличие от поэтической и профессорской  рассеянности – студенческая и старческая рассеянности относятся к  действительной рассеянности, когда субъект «отключен» как от внешних, так и от внутренних сигналов (утомление, засыпание, медитации и т.п.). 

     
  1. Есть  несколько точек  зрения на внимание: а) что оно есть один из психических  процессов; б) что  оно не какой-то особый, независимый процесс, а сторона или момент любого другого психического процесса (восприятия, мышления и т.д.); в) что оно есть такое свойство психики, которое обеспечивает сосредоточенность, направленность деятельности на объект; г) что оно есть внутренний контроль за соответствием умственных действий программам их осуществления, т.е. один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности; д) по теории установки Узнадзе – внимание связано с установкой: последняя есть «внутренне состояние внимания человека»; е) по «моторной теории внимания» Т. Рибо – внимание производно от движений и регулирует движения, вызывается эмоциями и сопровождается ими.

     Какая из этих точек зрения представляется Вам  наиболее убедительной и почему? Проанализируйте  их с позиции деятельностного подхода: какая из названных точек зрения указывает на функцию внимания в деятельности и почему Вы так считаете? 

     Внимание – отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.  

     Основные функции внимания:

  • Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
  • Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности
  • Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.
 

 Виды внимания

     Существует  несколько подходов к классификации  различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т. д. [2, С. 87] 

     По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное  внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств – например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания. 

     По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное  и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе – преимущественно обонятельное и вкусовое.

     По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).       

     По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека[5, С. 214].

     Второй  вид внимания – произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.

Информация о работе Контрольная работа по "Общей психологии"