Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 03:21, контрольная работа
Для того чтобы определить принципы юридической психологии, необходимо разобраться с этимологией этого понятия. Принцип (от лат. principium — основа) — центральное понятие, логическое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания. Общими принципами построения любой теории, в том числе и юридической психологии, являются принципы связи и развития, историзма, системности и причинности.
Теоретическое задание
3
1. Принципы познания, на которые опирается юридическая психология
3
2. Акцентуации характера, их использование в криминалистической прогностике
8
3. Психолого-правовая характеристика способностей юриста
15
4. Поводы и основания судебно-психологической экспертизы
19
Практическое задание
23
Задание № 1
23
Ответ на задание
24
Задание № 2
25
Ответ на задание
26
Список используемой литературы
• терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности;
• уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность;
• быстрота реакции.
К частным способностям относятся отдельные качества, необходимые только следователям, только судьям, только прокурорам, только участковым инспекторам и т.д. Так, оперативным работникам необходима способность к перевоплощению, определенная артистичность, следователям - креативность (творческая инициатива мышления), работникам профилактических служб - педагогические и др.
4. Поводы и основания
судебно-психологической
Первая попытка проведения
судебно-психологической
Основная задача СПЭ сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком изучении специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам или являющихся составными элементами гражданско-правовых споров, а также в исследовании психологического содержания ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе. Поэтому предметом исследования СПЭ являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (неболезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. Иными словами, предметом СПЭ являются индивидуально-своеобразные черты психического отражения участниками процесса различных явлений окружающей действительности, которые имеют значение для правильного разрешения уголовных или гражданских дел.
Общие основания для назначения любой экспертизы, в том числе СПЭ, для осуществления которой требуются специальные познания в уголовном процессе, в частности в области психологии, содержатся в ст. 195 УПК РФ.
Наряду с общими основаниями,
говоря об обязательных случаях проведения
экспертизы (п. 4 ст. 196 УПК РФ), законодатель
указывает, что экспертизу следует
проводить «для определения психического
состояния свидетеля или
В ст. 421 УПК РФ говорится об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, как о факторе, определяющем способность подростка полностью сознавать значение своих действий.
В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 25.03.1964 г. № 2 «О судебной практике по делам об изнасиловании» указывается на необходимость исследования судами беспомощного состояния потерпевшей, имевшего место не только в силу ее физического, но и психического состояния, из-за которого она «не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или не могла оказать сопротивления виновному».
В гражданском процессе также предусмотрены законные основания для проведения судебно-психологической экспертизы с привлечением в качестве экспертов специалистов соответствующих отраслей знания, в том числе и в области психологии.
На практике при расследовании
некоторых преступлений возникают
следственные ситуации, когда не удается
полностью вскрыть механизм совершенного
преступления, установить побудительные
силы, толкнувшие человека на противоправное
поведение, объяснить внешне непонятное
поведение виновного при
В новом уголовном законе содержится более широкий и с психологической точки зрения более определенный перечень психических явлений, имеющих уголовно-правовое значение: психические расстройства, психическое принуждение, аффект, психотравмирующая ситуация, психические страдания и т. д. (полнее о них сказано в теме 5). В некоторые статьи УК РФ введены такие понятия и категории из области психологии, как «психофизиологические качества» лица, причинившего вред в «экстремальных условиях», «нервно-психические перегрузки», «обоснованный риск» и т. п.
Выявленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых отдельные признаки упомянутых выше явлений, проявившиеся в поведении этих лиц, могут рассматриваться в качестве повода для назначения СПЭ. Например, при оценке поведения обвиняемого в убийстве в качестве такого повода могут быть отдельные признаки его необычного поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, фрагментарность восприятия обстановки, внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы, речи и т. п.).
В отдельных случаях поводами для назначения экспертизы служат сомнения следователя (суда) относительно способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, давать о них показания, с психологической точки зрения соответствующие действительности.
Одним из наиболее распространенных
поводов назначения СПЭ служит существенная
неполнота изучения индивидуально-психологических
(характерологических) особенностей субъекта,
совершившего тяжкое преступление, устойчивых
мотивационно-смысловых
Помощь СПЭ может
Таким образом, как в уголовном,
так и в гражданском
Поводы для назначения экспертизы должны указываться в постановлении следователя, в определении суда о проведении судебно-психологической экспертизы по делу.
Практическое задание
Задание № 1
Даны две ситуации:
1. Андоей С. Представлялся инспектором налоговой полиции и небрежно демонстрировал продавцам различных магазинов какую-то красную книжку. После чего «проверял» накладные, сертификаты качества и прочую документацию. Затем доставал сотовый телефон и делал вид, что кому-то звонит. Но каждый раз его подводила почему-то «плохая связь» и тогда он нетерпящим возражений тоном объявлял, что придется изъять кассовую ленту и деньги. Красная книжка на проверку оказалась полувоенным удостоверением с чужой фотографией, сотовый телефон – обыкновенной детской игрушкой.
2. Вечером 10 апреля в
деревне пропал семилетний
Задание:
1. Проанализируйте
предложенные описания
2. Дайте психологическую оценку поведения Андрея С. и матери Сергея.
3. По каким
психологическим признакам
Ответ на задание:
Под маскировкой часто понимаются действия преступника или правонарушителя, имеющие целью сокрыть подлинные намерения, дезинформировать и ввести в заблуждение работников органов правопорядка. Преступник, желая уклониться от ответственности, стремится тем или иным способом воспрепятствовать установлению подлинных обстоятельств совершенного им противоправного деяния.
Одной из разновидностей маскировок является инсценировка. Обычно инсценировка включает в себя систему маскировочных действий для создания искусственной картины происшествия в целях сокрытия преступления. Видоизменяя обстановку места происшествия, преступник преследует цель создать у работников органов правопорядка и других лиц представление о подлинности инсценируемого события, замаскировать истинное противоправное деяние и воспрепятствовать расследованию преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности.
Таким образом можно судить о том, что действия Андрея С. это инсценировка, а действия матери Сергея – маскировка.
Действия Андрея С., а именно: демонстрация удостоверения, требование предъявления сертификационной документации, спокойное поведение, уверенный тон при разговоре с продавцами и т.д. были направлены на создание видимости правомерности своего деяния. Андрей С. учитывал правовую безграмотность большинства людей, а также что при демонстрации удостоверения большинство людей не читают его содержание, не сличают фотографию с личностью. Помимо этого, он учитывал, что спокойное грамотное поведение, общение с оппонентом не терпящим возражений тоном, обычно не вызывает подозрений в правомерности действий. Таким образом, своими действиями Андрея С. инсценировал правомерность изъятия в магазинах материальных ценностей.
Действия матери Сергея, а именно: отправка телеграммы сожителю, обсуждение с работниками почты исчезновения сына, а также возможности падения сына в колодец, были направлены на отведение от нее подозрения в совершении убийства сына. Она первая объявила о пропаже сына, приняла действия к его поиску, уведомила сожителя, то есть предприняла действия, которые обычно совершают в подобной ситуации невиновные люди.
Таким образом, своими действиями мать Сергея маскировала свою виновность в совершении убийства собственного сына.
Задание № 2
При вступлении в должность начальника УВД Н-ской области полковника милиции Белова А.И. его предшественник только с положительной стороны охарактеризовал подполковника милиции Жукова И.И., работавшего ранее на различных руководящих должностях в аппарате УВД. По инициативе предыдущего начальника УВД Жуков назначался начальником отстающего РОВД г. Знаменска, а через некоторое время – начальником другого «запущенного» РОВД. По мнению бывшего начальника УВД, Жуков «вытянул» оба этих РОВД из провала. Какими средствами он при этом пользовался, никого не интересовало.
Внешне Жуков И.И. «смотрелся»: энергичный, подтянутый, исполнительный, общительный. Несколько развязен, но до панибратства не доходит, дело знает, указания выполняет с полуслова. Правда, среди коллег-начальников ГРОВД и некоторых работников аппарата УВД - особым уважением не пользуется: заносчив, высокомерен. Допускал Жуков и некоторые нарушения, злоупотреблял служебным положением. Негативная информация о Жукове дошла и до нового начальника УВД, но он, доверяя мнению своего предшественника, считал в целом Жукова деловым руководителем. Поэтому, когда у Жукова подошел предельный срок выслуги в звании подполковника, Белов А.И. настоял, чтобы его назначили начальником крупного ГОВД области, где предельное звание у начальника по штатному расписанию было «полковник милиции». Через какое-то время, несмотря на возражение некоторых членов коллегии УВД, Белов А.И. направил в МВД РФ представление о присвоении Жукову И.И. очередного специального звания. В это же время среди руководящих работников аппарата УВД и горрайорганов области стали циркулировать слухи, будто Жуков И.И. является родственником нового начальника УВД и поэтому делает быструю карьеру. Слухи дошли до Белова. Он пригласил к себе Жукова и спросил о причине слухов. На этот вопрос Жуков И.И. пояснил изумленному Белову А.И., что слухи распустил он сам, Жуков, чтобы повысить свой авторитет среди руководителей органов внутренних дел области.
Задание:
1. Проанализируйте
предложенную ситуацию. Дайте обобщенную
психологическую
2. На какие
психологические
3. Выделите основные мотивы действий Жукова И.И.
Ответ на задание:
Информация о работе Контрольная работа по "Юридическая психология"