Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:55, контрольная работа
Вопрос 1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс).
Вопрос 2. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов).
Вопрос № 1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс).
Введение ……………………………………………………………………….…… 3
Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс)………………………………5
Заключение ……………………………………………………………………….… 9
Вопрос № 2. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов).
Введение ……………………………………………………………..………...… 10
Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов)………………..11
Заключение……………………………………………………………………….…15
Список литературы ……………………………………………………………….. 16
ВВЕДЕНИЕ
В
психологии вопросы мышления ставились
обычно очень абстрактно. Происходило
это отчасти потому, что при
исследовании мышления имелись в
виду лишь те задачи и те мыслительные
операции, которые возникают при
чисто интеллектуальной, теоретической
деятельности. Большинство психологов
- сознательно или бессознательно
- принимало за единственный образец
умственной работы работу ученого, философа,
вообще "теоретика". Между тем
в жизни мыслят не только "теоретики".
В работе любого организатора, администратора,
производственника, хозяйственника и
так далее ежечасно встают вопросы,
требующие напряженной
Неверно будет сказать, что в психологии вовсе не ставилась проблема "практического интеллекта". Она ставилась часто, но в другом плане. Говоря о "практическом интеллекте", разумели некий совсем особый интеллект, работающий иными механизмами, чем те. которыми пользуется обычное теоретическое мышление. Проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о так называемом наглядно-действенном, или сенсомоторном мышлении. Под этим разумелось мышление, которое, во-первых, неотрывно от восприятия оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами и теми связями вещей, которые даны в восприятии, и, во-вторых, неотрывно от прямого манипулирования с вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова. В такого рода мышлении человек решает задачу, глядя на вещи и оперируя с ними. Понятие наглядно-действенного мышления — очень важное понятие. Крупнейшим приобретением материалистической психологии является установление того факта, что и в филогенезе, и в онтогенезе генетически первой ступенью мышления может быть только наглядно-действенное мышление. "Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия; она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что у ребенка на этой ступени (имеются в виду первые годы жизни. — Б. Т.) лишь наглядно-действенное мышление или сенсомопюрный интеллект" (Рубинштейн, 1940).
Очевидно, однако, что понятие сенсомоторного
интеллекта не имеет прямого
отношения к тому вопросу, с
которого мы начали, к вопросу
об особенностях практического
мышления. Человек, занятый
Отличие между этими двумя типами мышления нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в том, что тут действуют "два разных интеллекта". Интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и должно говорить в психологии о практическом и теоретическом уме.
Различие между теоретическим
и практическим мышлением
Работа практического мышления
в основном направлена на
Работа теоретического ума
И теоретическое, и
Это убеждение глубоко
Мало того. Если уж устанавливать
градации деятельностей по
Вопрос о практическом уме
только еще ставится в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказанного
уже достаточно, чтобы поставить
под сомнение одно очень распространенное
убеждение, а именно убеждение в
том, что наиболее высокие требования
к уму предъявляют
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.
2. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
3. Годфруа Дж. Что такое психология, в 2-х томах. М., 1992.
4. Немов С. Р. Общие основы психологии. В 3-х томах. М., 1995, Т.1.
5. www.psychology-online.net
Информация о работе Контрольная работа по "Истории психологии"