Контрольная работа по "Истории психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс).
Вопрос 2. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов).

Содержание

Вопрос № 1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс).
Введение ……………………………………………………………………….…… 3
Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс)………………………………5
Заключение ……………………………………………………………………….… 9
Вопрос № 2. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов).
Введение ……………………………………………………………..………...… 10
Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов)………………..11
Заключение……………………………………………………………………….…15
Список литературы ……………………………………………………………….. 16

Работа содержит 1 файл

История психологии.docx

— 53.23 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ

ЭКЗАМЕЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7
по  дисциплине «История психологии»
для специальности 030301 – «Психология  » (Зачет) 
Вопрос 1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс).
Вопрос  2. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов). 
 
 
Выполнил: студент  заочной формы обучения

           Скуратова Ирина Григорьевна (______)

                                           Логин __________ 

 

Улан-Удэ

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Вопрос  № 1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс).

Введение  ……………………………………………………………………….…… 3

  1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс)………………………………5

Заключение  ……………………………………………………………………….… 9

Вопрос  № 2. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов).

  Введение  ……………………………………………………………..………...… 10

    1. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов)………………..11

Заключение……………………………………………………………………….…15

Список  литературы ……………………………………………………………….. 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

    В отличие от структурализма, возникшего в Европе и распространившегося  на Соединенные Штаты, функционализм  возник на американской почве. Одной  из предпосылок его возникновения  была дарвиновская теория эволюции, овладевшая умами как в Европе, так и в Америке в конце XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов: Имеют ли человеческие психические процессы эволюционную историю? Сходны ли человеческие способности, такие, например, как способность учиться на опыте, с аналогичными способностями животных? Каково приспособительное значение различных способностей человека? Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм. Функционализм был не столь систематизирован, как структурализм. Скорее, он представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов. Возникновение функционализма обычно связывается с именем Джона Дьюи (1859--1952). В то время как структурализм отвечал на вопросы содержания сознания, функционализм стремился определить функции психических процессов. Для их изучения применялись как объективные, так и субъективные методы; считалось, что полезные сведения могут быть получены при изучении и человека, и животных. Кроме того, функционализм тяготел к исследованию жизненных проблем, изучению психики и поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось, что психические процессы являются непрерывными, длящимися, и искусственная их остановка и расчленение, как это предлагалось в структурализме, не ведет к получению полезных данных. Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс (1842--1910). Работы У. Джемса предшествовали появлению функционализма. Предметом психологии человека является сознание. «Определить психологию всего лучше можно словами профессора Ладда, как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания, как таковых. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т. п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение причин и условий, при которых они возникают, так и изучение действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы» (Джемс У. Психология. СПб., 1911. С. 1). Развитие взглядов Дж. Дьюи и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям в психологии, подавлявшимся структурализмом. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНАЛИЗМА В ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА АДАПТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ (В.ДЖМС, ДЖ. ДЬЮИ, Р. ВУДВОРТС).
 

    Функционализм тесно связан с  именем Вильяма Джемса.

    В.Джемс (1842-1910) окончил Гарвардский университет, получив медицинское и художественное образование. В его психологических  работах изложена не столько целостная  система взглядов, сколько на бор  концепций, которые послужили основой  различных подходов в современной  психологии – от бихевиоризма до гуманистической  психологии. Джемс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором  психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической  лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895).

    Джемс занимался многими проблемами –  от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем  личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для не го являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о "потоке сознания", т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не прерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему "не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он". Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды.

    Сознание  не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем  всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или  их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джеме подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки.

    Говоря  об активности человека, ученый подчеркивал, что психика помогает в его  практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы на успех в любой деятельности.

    Психологические взгляды Джемса тесно переплетены  с его философской теорией  функционализма, во главу угла которой  ставится прагматизм. Поэтому Джемс  большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную  книгу для педагогов "Беседы с  учителями о психологии", в  которой доказывал огромные возможности  воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.

    Джеме уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент- наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент- наше чистое Я. Большое значение имело и выделение не скольких частей в структуре эмпирической личности – физической, социальной и духовной личности. Описывая их. Джемс говорил, что наше эмпирическое Я шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, расширяя свое физическое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицируется только с определенными потребностями или способностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.

    Большое значение имело и описание Джемсом  тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структуры и части личности, – прежде всего описание самооценки (самодовольства и недовольства собой), о роли которой впервые заговорил  именно он. Джеме вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой – успех, а в знаменателе – притязания. 

    Проблема  адаптивного действия 

    Функционализм стремился рассмотреть все психические  проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало  определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма - с другой.

      Понимание психической жизни  по образцу биологической как  совокупности функций, действий, операций было направлено против  механической схемы структурной  психологии, видевшей свою задачу  в том, чтобы членить сознание  до его последних элементов  и структур. Ни отношение психических  функций к организму, ни их  отношение к среде не интересовало  структурную психологию, относившую  организм только к физиологии, а среду только к физике.

      Функциональная психология рассматривала  проблему действия под углом  зрения его биологически адаптационного  смысла, его направленности на  решение жизненно важных для  индивида проблемных ситуаций. Но  в целом функционализм (как  в чикагском варианте, так и  в колумбийском) оказался теоретически  несостоятельным. Понятие функция  в психологии (в отличие от  физиологии, где оно имело прочное  реальное основание) не было  продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным (Функционализм сперва употребляет понятия, а затем начинает их определять, и такая последовательность событий характерна для этого движения... Функционализм никогда не был склонен определять и систематизировать свои основания (11, 258). Он занят больше функциональным взаимодействием переменных, чем теоретическими суперструктурами (23, 162)), ни экспериментально обоснованным, и справедливо отвергалось как отравляющее психологическое познание древним телеологизмом. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психического акта, его отношение к нервной системе, его способность регулировать внешнее поведение - все это оставалось загадочным.

      В атмосфере нараставшей слабости  функционализма зарождается новое  психологическое течение. На смену  американскому функционализму приходит  бихевиоризм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, функционализм – это подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале ХХ в. (Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер), прежде всего в американской экспериментальной психологии. Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона Вернике и др.), однако с тех пор представления функционалистов подверглись коренному пересмотру в связи с развитием когнитивной психологии и нейробиологии.

   В СССР функционализм считался заведомо ложным «буржуазным» подходом; ему  противопоставлялся «целостный» марксистско-ленинский  подход к изучению психики. Одним  из критиков функционализма с таких  позиций был известный советский  психолог В. Н. Мясищев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Истории психологии"