Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:55, контрольная работа
Вопрос 1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс).
Вопрос 2. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов).
Вопрос № 1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс).
Введение ……………………………………………………………………….…… 3
Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс)………………………………5
Заключение ……………………………………………………………………….… 9
Вопрос № 2. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов).
Введение ……………………………………………………………..………...… 10
Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов)………………..11
Заключение……………………………………………………………………….…15
Список литературы ……………………………………………………………….. 16
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ
ЭКЗАМЕЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7 | |
по дисциплине «История психологии» | |
для
специальности 030301 – «Психология
» (Зачет) | |
Вопрос 1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс). | |
Вопрос
2. Исследования по проблемам практического
интеллекта в отечественной психологической
науке (Б.М. Теплов). | |
|
Выполнил: студент
заочной формы обучения
Скуратова Ирина Григорьевна (______) |
Улан-Удэ
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 1. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс).
Введение ……………………………………………………………………….…… 3
Заключение ……………………………………………………………………….… 9
Вопрос № 2. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М. Теплов).
Введение
……………………………………………………………..………..
Заключение……………………………………………………
Список
литературы ………………………………………………………………..
16
ВВЕДЕНИЕ.
В
отличие от структурализма, возникшего
в Европе и распространившегося
на Соединенные Штаты, функционализм
возник на американской почве. Одной
из предпосылок его возникновения
была дарвиновская теория эволюции, овладевшая
умами как в Европе, так и в Америке в конце
XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило
представление о месте человека в природе.
Для психологов теория эволюции послужила
источником захватывающих вопросов: Имеют
ли человеческие психические процессы
эволюционную историю? Сходны ли человеческие
способности, такие, например, как способность
учиться на опыте, с аналогичными способностями
животных? Каково приспособительное значение
различных способностей человека? Ответ
на эти вопросы и попытался дать функционализм.
Функционализм был не столь систематизирован,
как структурализм. Скорее, он представлял
собой общий набор идей, охватывающих
определенную тематику, в особенности
проблему полезности или адаптивной значимости
психических процессов. Возникновение
функционализма обычно связывается с
именем Джона Дьюи (1859--1952). В то время как
структурализм отвечал на вопросы содержания
сознания, функционализм стремился определить
функции психических процессов. Для их
изучения применялись как объективные,
так и субъективные методы; считалось,
что полезные сведения могут быть получены
при изучении и человека, и животных. Кроме
того, функционализм тяготел к исследованию
жизненных проблем, изучению психики и
поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось,
что психические процессы являются непрерывными,
длящимися, и искусственная их остановка
и расчленение, как это предлагалось в
структурализме, не ведет к получению
полезных данных. Выдающимся американским
психологом, исследования которого часто
связывают с функционализмом, является
Уильям Джемс (1842--1910). Работы У. Джемса
предшествовали появлению функционализма.
Предметом психологии человека является
сознание. «Определить психологию всего
лучше можно словами профессора Ладда,
как науку, занимающуюся описанием и истолкованием
состояний сознания, как таковых. Под состояниями
сознания здесь разумеются такие явления,
как ощущения, желания, эмоции, познавательные
процессы, суждения, решения, хотения и
т. п. В состав истолкования этих явлений
должно, конечно, входить изучение причин
и условий, при которых они возникают,
так и изучение действий, непосредственно
ими вызываемых, поскольку те и другие
могут быть констатированы» (Джемс У. Психология.
СПб., 1911. С. 1). Развитие взглядов Дж. Дьюи
и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям
в психологии, подавлявшимся структурализмом.
Благодаря функционализму, сфера интересов
психологии расширилась: стали изучаться
дети и душевнобольные, а также животные
(шимпанзе, собаки), изучение которых методами
интроспекции было невозможно. Важнейшим
направлением стало приложение психологических
исследований в различных областях.
Функционализм тесно связан с именем Вильяма Джемса.
В.Джемс
(1842-1910) окончил Гарвардский
Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для не го являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о "потоке сознания", т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не прерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему "не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он". Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды.
Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джеме подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки.
Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что психика помогает в его практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы на успех в любой деятельности.
Психологические взгляды Джемса тесно переплетены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов "Беседы с учителями о психологии", в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.
Джеме уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент- наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент- наше чистое Я. Большое значение имело и выделение не скольких частей в структуре эмпирической личности – физической, социальной и духовной личности. Описывая их. Джемс говорил, что наше эмпирическое Я шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, расширяя свое физическое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицируется только с определенными потребностями или способностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.
Большое
значение имело и описание Джемсом
тех чувств и эмоций, которые вызывают
разные структуры и части личности,
– прежде всего описание самооценки
(самодовольства и недовольства собой),
о роли которой впервые заговорил
именно он. Джеме вывел формулу самоуважения,
которая представляет собой дробь, в числителе
которой – успех, а в знаменателе – притязания.
Проблема
адаптивного действия
Функционализм
стремился рассмотреть все
Понимание психической жизни
по образцу биологической как
совокупности функций,
Функциональная психология
В атмосфере нараставшей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, функционализм – это подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале ХХ в. (Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер), прежде всего в американской экспериментальной психологии. Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона Вернике и др.), однако с тех пор представления функционалистов подверглись коренному пересмотру в связи с развитием когнитивной психологии и нейробиологии.
В
СССР функционализм считался заведомо
ложным «буржуазным» подходом; ему
противопоставлялся «целостный» марксистско-
Информация о работе Контрольная работа по "Истории психологии"