Контрольная работа по дисциплине "Психология и педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

В обыденной жизни термин самовыражения понимается людьми по разному. Кто-то понимает самовыражение как творчество – это самый верный и надёжный способ обратить на себя внимание, быть замеченным, быть услышанным, быть узнанным, быть признанным, быть принятым, допущенным и удостоенным. Другие предполагают что самовыражение – это выражение внутреннего мира человека в кокой то определенной деятельности. Вкладывая силы в самовыражение, люди создают свой собственный мир, воплощая в нём свою « внутреннюю вселенную».

Содержание

1. Креативность как способ самовыражения.

Тестовое задание № 2

2. Структура характера, акцентуации.

3. Коммуникация в межличностном общении, ее особенности

4. Сотрудничество, условия, пути и средства сотрудничества участников воспитательного процесса

5. Психолого-педагогические основы саморазвития.

6. Тестовое задание № 19

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным и приемлемым, если, например, между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.

Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающее потребительский характер.

Подавление — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

Индифферентность — равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.

Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп, коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия.

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с противоречием:

а) поиска, когда сталкиваются новаторство с консерватизмом;

б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов;

в) связанным с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.

Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт вызывает недоверие и тревожность, он накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние отдельного человека. Конфликт требует обязательного разрешения и может идти в различных направлениях и переходить в соперничество, конфронтацию, сопровождающуюся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс-соглашение, которое заключается в урегулировании разногласий через взаимные уступки и договоренности; приспособление, подавление, связанные с тем, что одна сторона поступается своими интересами. При определенных условиях конфликт может выполнять интегративную функцию и сплачивать членов коллектива, побуждать их к поиску продуктивных решений проблем.

Все рассмотренные типы сотрудничества взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диалог, имеющие большие воспитательные возможности, целесообразно рассматривать как универсальные. В конкретной ситуации кто-то нуждается в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданны в данный момент жесткие требования. Безусловно, применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптимальный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обуславливают динамику характера взаимодействия участников процесса.

 

5. Психолого-педагогические основы саморазвития.

 

              Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок. Умственное или физическое развитие человека путем самостоятельных занятий, упражнений. Развитие собственными силами, без содействия каких-либо внешних сил.

Задачей саморазвития является изучение исследование его взаимосвязей с другими процессами жизнедеятельности человека.

              Педагогическое воздействие стимулирует естественный процесс саморазвития человека, регулирует внешние и внутренние факторы, освобождает и активизирует творческие силы на пути к вершине самореализации – свободной творческой и профессиональной деятельности.

              Смысл саморазвития подразумевает те или иные изменения личности, т.е. появление чего – то нового (признак творчества), то в педагогическом плане простые изменения не могут считаться проявлением творческой активности. Творчество – это важнейший способ эффективного саморазвития, определяющий его созидательную сущность.

Методами саморазвития являются:

1. Метод самоубеждения. Сущность его состоит в выявлении  недостатков личности, убеждении в необходимости изжить  недостатки, мешающие саморазвитию.
2. Метод самовнушения. Его сущность заключается в стремлении воздействовать на собственную психику и чувства. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах, оно определяет поведение.

3. Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, личность берет на себя определенное обязательство.

4. Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что выявив у себя тот или иной недостаток и поставив перед собой цель изжить его, человек подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.
5. Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания человек вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию.

6. Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда человек определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.

7. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание.

Изложенное показывает, что если представить процесс саморазвития в целом, то в его структуре выделяются ряд компонентов:

       критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели саморазвития; 

       разработка программы саморазвития; 

       определение его методов; 

       аутотренинг, т.е. непосредственная (внушающего плана) работа личности над собой; 

       самоконтроль.

Важную основу в процессе саморазвития имеет педагогическое руководство.
В целом организация педагогического руководства саморазвитием осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:

       формирование мнения человека о необходимости и пользе саморазвития;

       оказание помощи в уяснении сущности саморазвития, его методов и путей осуществления; 

       практическая помощь  в разработке программ саморазвития и их реализации.

 

6. Тестовое задание № 19

 

Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению?

1.      Нет, это общая функция всех методов, применяемых в образовательном учреждении.

2.      Да, лишь отдельные методы, такие как контроль, побуждают учащихся к учению, остальные нейтральны в этом отношении.

3.      Ни один метод специально не направлен на побуждение к учению.

4.      Педагогика как теория воспитания.

5.      Методы – это пути (способы) достижения цели, никаких других функций они не выполняют.

6.      Побуждение к учению – побочная функция всух методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.       Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001

2.       Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2002.

3.       Большой толковый психологический словарь , том 2, Издательство АСТ – 2001.

4.       Борисова Н.Б. Развитие функции самореализации личности (статья, электронный вариант).

5.       Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. – Минск, 1995.

6.       Г. Грушевицкая. В.Д. Попков. АЛ. Садохин Основы межкультурной коммуникации Под редакцией А.П. Садохина М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2003. – 298с

7.       Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей (статья, электронный вариант).

8.       Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год

9.       Мещерякова Б. Г. и В. П, Зинщенко Большой психологический словарь СПб - 2004.

10.   Мир психологии научно – методический журнал № 4 (28), Москва – Воронеж, 2001.

11. Почепцов Теория коммуникации-М.: Рекор-бук, К.: Ваклер – 2001 – 656с.,

12.   Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996.

13.   Фалькова Е.Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях: Методическое пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 77 с. 

14.   Яковлев В.Я. Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005. (статья, электронный вариант).

 

 

 

17

 



Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Психология и педагогика"