Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:58, контрольная работа
В данной работе рассматриваются следующие вопросы: судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве; особенности коммуникативной деятельности адвоката.
1. Вопрос № 1
2. Вопрос № 2
Список используемой литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ № 9
Екатеринбург
2012
Содержание:
1. Вопрос № 1 |
3 |
2. Вопрос № 2 |
17 |
Список используемой литературы |
26 |
Вопрос № 1
Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.
Ответ:
Судебно-психологическая экспертиза - профессиональное психологическое исследование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса, направленное на получение достоверных данных, имеющих правовое значение для правильного разрешения дела1.
Судебно-психологическая экспертиза один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств.
Экспертизу в уголовном процессе принято называть судебной независимо от того, в какой стадии она производится2.
Процесс судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве регламентируется статьями 195 - 207, 282, 283 УПК Российской Федерации, а также отдельными статьями Федерального закона от 31 мая 2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Основная задача судебно-психологической экспертизы сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам3.
Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.
Объектом судебно-
Судебное разбирательство - центральная стадия уголовного процесса, в которой наиболее полно находят свою реализацию конституционные принципы правосудия, что является гарантией всестороннего и полного исследования обстоятельств дела и вынесения по делу законного и справедливого решения. Именно в этой стадии в полную меру раскрывается принцип состязательности сторон при проведении всех процессуальных действий, в том числе и при производстве экспертизы. С учетом того, что структура судебного разбирательства подразумевает четкую последовательность в осуществлении процессуальной деятельности, проблемы проведения судебной экспертизы в этой стадии необходимо рассматривать в непосредственной связи с целями и задачами каждого этапа судебного разбирательства5.
Перед назначением судебно-
1) инфантильность поведения и
мышления (несоответствие поступков
и суждений возрастному уровню
данного лица, их детскость), неспособность
к самостоятельным умозаключени
2) несоответствие мотивов
3) нарушение в
4) неспособность к социальной
коррекции поведения. При
1. Имеются ли у данного лица
отклонения от нормального для
данного возраста уровня
2. Можно ли на основе данных
психологии сделать вывод о
том, что имеющиеся у данного
лица отклонения в психическом
развитии препятствовали
3. В какой мере лицо могло руководить своими действиями?
Перед судебно-психологической
Иногда поводами для назначения экспертизы служат сомнения суда относительно способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
Судебно-психологическая экспертиза может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа).
Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности, как внушаемость, склонность к фантазированию.
Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.
Перед экспертом должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например: имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений; обладает ли лицо повышенной внушаемостью; может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.
Перед экспертом нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям).
При расследовании преступлений, связанных с изнасилованием, эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением беспомощного состояния потерпевшей. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию.
Перед судебно-психологической
Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с ними, их принятия. Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможность сопротивления.
Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:
1) хроническим психическим
2) временным аномальным
3) отставанием в психическом развитии;
4) возрастными и личностными особенностями потерпевшей.
Обстоятельства первого
вида устанавливаются судебно-
Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой7.
В практике деятельности следователя и суда наиболее часто применяется психологическая экспертиза физиологического аффекта. Аффект – эмоциональный компонент субъективной стороны преступления. Аффект (волнение, переживание) – состояние сильного душевного волнения. Эмоциональный процесс, быстро овладевающий человеком, протекающий бурно, со значительным изменением сознания и нарушением волевого контроля за действиями (утратой самообладания). Он развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из неожиданно сложившейся ситуации8.
Сильное душевное волнение замедляет не связанные с ним психические процессы: внимание концентрируется на источнике чувств (гнева, обиды, отчаяния), иные детали обстановки вообще не попадают в поле сознания либо носят характер случайно запомнившихся. Для этого состояния характерно сужение сознания (человек не замечает, что происходит вокруг, он видит только обидчика), в результате чего ослабляются его критические возможности, сокращается стадия борьбы мотивов, память сохраняет только переживания, связанные с содержанием аффективного действия9.
Аффект чаще
всего возникает у
С целью определения аффекта у обвиняемого (подсудимого) назначается судебно-психологическая или комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
Для решения вопроса, находилось ли лицо в аффективном состоянии, выясняют: характер аффективной ситуации; индивидуально-психологические особенности личности; психофизиологическое состояние лица накануне событий; действия субъекта в момент аффекта, включая двигательные реакции, мимику, речь, поведение лица сразу же после совершения тех или иных действий, его реакцию на слова окружающих, отношение к своему поведению и его последствиям10.
Перед судебно-психологической экспертизой ставится один вопрос: находилось ли лицо в момент совершения противоправного действия в состоянии физиологического аффекта, спровоцированного неправомерными действиями потерпевшего? Поскольку физиологический аффект нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется посредством ретроспективного анализа и анализа остаточных, следовых явлений.
Предоставляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными для:
1) анализа личностных
2) определения причин
3) определения начального
4) реконструкции динамики развития и угасания данного состояния.
Таким образом, поводами для назначения
судебно-психологической
Наряду с четырьмя группами поводов обязательного назначения судебно-психологической экспертизы выделяются три группы факультативных (необязательных) поводов для назначения данной экспертизы.
Письменные документы являются одним из объектов исследования в судопроизводстве. Может быть назначена не только почерковедческая, но и психолого-лингвистическая экспертиза. Письменный документ может быть составлен лицом не по своей воле, а по принуждению — под диктовку другого лица. При этом документ несет в себе «следы психики» данного лица, признаки его личностных речевых особенностей. Экспертиза таких признаков осуществляется экспертами-психолингвистами. В процессе исследования выявляются позиции, ориентации, доминирующая направленность автора письменного текста, его эмоционально-выразительные и семантико-стилистические особенности (характер содержания текста, его лексические и стилистико-конструктивные особенности, социальные, возрастные, национальные, региональные признаки). В речи проявляется уникальный, индивидуальный своеобразный комплекс психических особенностей индивида — вербальный стереотип11.
2. Установление непатологического психического состояния лица, предрасполагающего к самоубийству.
В соответствии с уголовным законом покушение человека на лишение жизни самого себя не влечет уголовной ответственности. Но лица, виновные в доведении человека до самоубийства, несут строгую уголовную ответственность (ст. 110 УК РФ). Основными признаками состава этого преступления являются: зависимость потерпевшего от обвиняемого (подозреваемого);жестокое обращение с ним; систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего, а также систематическая травля, клевета. Самоубийство (суицид) — чрезвычайный, трагический акт в жизнедеятельности человека, при котором травмирующие психику обстоятельства по своей силе превосходят даже самый сильный человеческий инстинкт — инстинкт самосохранения.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Юридическая психология»