Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:22, контрольная работа
Постоянное изменение предмета психологии и ее связей с другими науками вело к вопросам о том, естественная он наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией - биология или философия? Анализ развития психологии показывает, что уникальность и ценность ее как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека.
1. Основные методологические принципы истории психологии.
2. Что общего и в чем различия в понимании души у Платона и Аристотеля.
3. На основе чего можно говорить о зарождение психофизиологической и дифференцированной психологии в средневековье.
4. Творческое наследие Джона Лока в области психологии.
Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля , писал, что низшие и высшие части души находятся в постоянном конфликте друг с другом. В окружающем мире он выделял: бытие – душу и небытие –материю, которая ничто без души. Душа, по его мнению, идея и цель реальной вещи, постоянна, неизменна и бессмертна. Душа состоит из трех частей – вожделеющей, страстной и разумной. Платон впервые представил душу не как целостную организацию, а как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной душой, которые не всегда можно примирить при помощи разума.
Идеи Платона были переосмыслены его учеником Аристотелем… Работа Аристотеля «о душе» по праву считается первой психологической монографией. В отличие от Платона Аристотель в учение о душе закладывал не идею конфликта, а идею развития, эволюционного перехода от одного уровня к другому. Прежде всего, Аристотель пересмотрел подход Платона к душе – с его точки зрения, разделение души и тела – невозможный и бессмысленный акт, так как «идея», «понятие» не может быть реальным физическим предметом, каковым является человек. Исходя из неотделимости души от тела, Аристотель дал свою трактовку души – душа есть форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом. Материя без души есть чистая потенция, она ничто и одновременно может стать всем. Душа у Аристотеля бывает трех видов» растительная, животная и разумная. Рассматривая связь между видами и способностями души, Аристотель подчеркивал, что все функции не могут быть осуществлены без тела. Действительно, невозможно ощущать, двигаться или стремиться к чему-то, не обладая материальной оболочкой. Отсюда Аристотель делал вывод о том, что и растительная, и животная души смертны, т.е. появляются и исчезают одновременно с телом.
Учение Аристотеля о душе составляет как бы переход от органической природы вообще к венцу ее — к человеку. Мы говорили уже о том, что разумел Аристотель под именем души. Многие пытались доказать, и небезуспешно, что Аристотель в своем учении о душе собрал все ценное в этом отношении у своих предшественников, присоединив к этому и собственные исследования и размышления. Но в некоторых отношениях учение Платона отличается большей полнотой, особенно в тех вопросах, где проявляется самонаблюдение, способность, которая была больше развита у Платона, чем у Аристотеля. Таким образом, Платон в «Федре», «Филебе» и в других диалогах представил довольно подробный анализ душевных волнений и страстей, которых едва касается Аристотель в своем трактате «О душе», У Платона, в делении души по видам, вид страстный поставлен отдельным видом души, отличным в своих проявлениях от других видов. Аристотель же, говоря о склонностях-аппетитах, отождествляет желающий и страстный виды души. Во всем же, что относится к наблюдению других, Аристотель стоит выше Платона.
Мы
уже говорили, что
Аристотель утверждал,
что душа относится
к телу, как форма
к материи. Но вместе
со всем этим он допускал
существование разума,
называя его формою
форм. Относительно
этого разума душа
представляет материю.
Душа принадлежит
не только человеку:
каждое органическое
существо одарено
жизненною силою,
или душою, в которой
заключается внутренняя
причина и конечная
цель всякого органического
движения или развития.
На этом оснований
Аристотель допускает,
что степень телесного
совершенства зависит
от жизненной силы,
или души, а не
наоборот, как это
утверждали некоторые
из прежних греческих
мыслителей.
На основе чего можно говорить о зарождение психофизиологической и дифференциальной психологии в средневековье?
оооооо
Список литературы: