Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:22, контрольная работа
Постоянное изменение предмета психологии и ее связей с другими науками вело к вопросам о том, естественная он наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией - биология или философия? Анализ развития психологии показывает, что уникальность и ценность ее как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека.
1. Основные методологические принципы истории психологии.
2. Что общего и в чем различия в понимании души у Платона и Аристотеля.
3. На основе чего можно говорить о зарождение психофизиологической и дифференцированной психологии в средневековье.
4. Творческое наследие Джона Лока в области психологии.
Липецкий
государственный педагогический университет
Контрольная работа
по истории психологии
подготовила: Смольянинова
(Смирнова) Виктория
факультет ПиП СПС-1-1
Липецк, 2010
Содержание
Основные методологические принципы истории психологии
Постоянное изменение предмета психологии и ее связей с другими науками вело к вопросам о том, естественная он наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией - биология или философия? Анализ развития психологии показывает, что уникальность и ценность ее как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.
Выделяют три важнейших методологических принципа психологии: детерминизма, системности и развития.
1)Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу.
Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм происходит от латинского слова determine (“определяю”) и означает, что объяснить явление, значит, открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты) или другими словами как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее.
Детерминизм зародился
в глубокой древности. В древнегреческой
философии первым высказал мысль
о всеобщности причинно-
Анаксагор и Гераклит говорили о существовании всеобщего закона – Логоса, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Т. е. все происходящее в природе и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы не всегда можем найти эту причину.
Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа - этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.
Первые зачатки детерминистических взглядов можно найти в сочинениях Демокрита и его последователей. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового времени.
Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека. При этом они ввели понятие целевого детерминизма, считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон соединял с идеей или общим понятием, отражающим суть вещи. Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в психике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта цель извне.
Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики. Так поведение человека стало объясняться механически – подчинялось закону рефлекса.
Новый этап в развитии детерминизма открыла научная революция XVII века. Сотворенная человеком машина выступила как модель объяснения и человека, и природы. От представления об организме как машине (отсюда - учения о рефлексе, ассоциации, аффекте и др.) детерминистская мысль перешла к формуле “человек-машина”. С появлением теории эволюции возник биологический детерминизм, в котором развитие психики определяется адаптацией к среде. В рамках диалектического материализма причинно-следственная связь понимается, как объективная связь, отражаемая сознанием благодаря деятельности человека, но она есть всего лишь момент всемирной взаимозависимости, звено в цепи развития материи. Диалектический детерминизм рассматривает все известные формы взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственного причинного характера. Сюда включаются функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодетерминация частей и целого и др.
Если раньше детерминизм
делал акцент на телесных, физических
(внешние раздражители, процессы в
мозгу) причинах психических явлений
(восприятие, память, внимание и др.),
то теперь экспериментальные научные
данные показывали, что эти психические
явления сами служат причиной поведения
и подчинены собственным
-Идея детерминизма сильна тем, что предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке.
Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную взаимосвязь и взаимодействие явлений в окружающем мире, особенно выделяется причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa - причина), связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической и научной деятельности. Поэтому именно причина выступает важнейшим элементом системы детерминирующих факторов. И все же принцип детерминизма шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.).
Много нового внесла в принцип детерминизма современная научно-техническая революция. Прежде всего это связано со способностью машин (компьютеров) выполнять те интеллектуальные операции, которые раньше считались атрибутом лишь человеческого мозга.
Принципы детерминизма:
1. Тезис о всеобщей
обусловленности материальных
2. В основе всего
многообразия отношений
3. Тезис о многообразии
принципов детерминации и
4. Тезис о закономерности
или регулярности отношений
2) Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.
Система (греч. systema -- составленная из частей, соединенное) -- совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность; единство.
Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, представляли психику как сенсорную мозаику, которая состоит из ощущений, представлений и чувств. По определенным закона, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил название элементаризма.
В античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Историки истолковали систему как мировой порядок. В развитии философии, начиная с античности (Платон, Аристотель), большое внимание было уделено также раскрытию специфических особенностей системы знаний. Системность познания подчеркивал Конт; дальнейшее развитие эта линия получила у Шеллинга и Гегеля. В 17-19 веках в различных специальных науках исследовались определенные типы системы (геометрические, механические системы и т.д.). Марксизм сформулировал философские и методологические основы научного познания целостных развивающихся систем. Важнейшую роль в этой связи играет диалектико-материалистический принцип системности. В середине 20 века большое значение для понимания механизмов системы управления (больших, сложных систем) сыграли кибернетика и цикл, связанных с нею научных и технических дисциплин. Понятие система органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры и др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность) , но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка.
Для большинства систем характерно наличие в них процессов передачи информации и управления. К наиболее сложным типам системы, поведение которых подчинено достижению определенной цели, и самоорганизующиеся системы, способны в процессе своего функционирования изменять свою структуру. Причем для многих сложных систем (живых, социальных и т.д.) характерно существование разных по уровню, часто несогласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т.д.
В наиболее общем плане системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Первые в свою очередь, включают систему неорганической природы (физические, химические, геологические и т.п. системы), живые системы, особый класс материальных систем образует социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов. Используются и другие основания классификации систем. Интенсивное развитие в 20 веке системных методов, исследования и широкое использование этих методов для решения практических задач науки и техники (например, для анализа различных биологических систем, систем воздействия человека на природу, для построения системы управления транспортом, космическими полетами, различных систем организации и управления производством, систем моделирования глобального развития и т.д.), потребовало разработки строгих формальных определений понятия системы, которые строятся с помощью языков множеств теорий, математической логики, кибернетики и т.д. взаимно дополняя друг друга.
Таким образом, системность психики предполагает ее активность, так как только в этом случае возможны саморегуляция и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее «холизма» (целостности), так как каждая психическая система является уникальной и цельной.
3) Принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения – исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.
Согласно этому принципы, определяющему, какие виды развития присущи психическому, существуют два вида развитии психики – филогенетическое(в процессе становления человеческого рода) и онтогенетическое(в процессе жизни ребенка).
Американский психолог С. Холл объясняет определенное сходство между этими двумя видами, тем что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения в темпе развития и в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.
Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует, развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать и известную аналогию, реально существующую при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т. д. у маленьких детей и первобытных народов.
Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П. П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том, что это логическое соответствие объясняется одинаковой логикой становления, саморазвертывания психики при развитии человеческого рода и при развитии отдельного человека.
Выделяются также
и различные стороны
Что общего и в чем различия в понимании души у Платона и Аристотеля