Контроль и коррекция учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

• Контролирующая функция
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Содержание

1. Функции контроля в учебном процессе.
2. Методы контроля в обучении.
3. Фрагмент занятия по психологии с использованием методов контроля.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 59.00 Кб (Скачать)
  1. Функции контроля в учебном  процессе.
    • Контролирующая функция

     Контролирующая  функция состоит в выявлении  состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в  изучении степени усвоения приемов  познавательной деятельности, навыков  рационального учебного труда.

     При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения  знаниями, умениями и навыками, изучается  глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными  результатами, устанавливается эффективность  используемых учителем методов, форм и средств обучения.

    • Обучающая функция

     Обучающая функция контроля заключается в  совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

     Проверка  помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и  умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и  систематизации знаний.

    • Диагностическая функция

     Сущность  диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях  и умениях учащихся и порождающих  их причинах затруднений учащихся в  овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

    • Прогностическая функция

     Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

     Результаты  прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного  типа или имеющего определенные пробелы  в системе приемов познавательной деятельности.

     Прогноз помогает получить верные выводы для  дальнейшего планирования и осуществления  учебного процесса.

    • Развивающая функция

     Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

    • Ориентирующая функция

     Сущность  ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени  достижения цели обучения отдельным  учеником и классом в целом  – насколько усвоен и как глубоко  изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

     Вскрывая  пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся  лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

    • Воспитывающая функция

     Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения  к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

     Проверка  побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

     Выделение функции контроля подчеркивает его  роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции  проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

  1. Методы контроля в обучении.

     Среди методов контроля выделяют: устную проверку, проверку письменно-графических работ, проверку тестовых работ и проверку практических работ.

    • Устная проверка

     Устная  проверка организуется по-разному, в  зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых  установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.

     Методика  устной проверки включает в себя две  основные части:

     а) составление проверочных вопросов и их задавание

     б) ответ учащихся на поставленные вопросы

     Составление проверочных вопросов и заданий - важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

     При составлении вопросов всегда исходят  из того, что проверять следует  те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курса. На подбор вопросов оказывает влияние вид проверки: для уточнения содержания вопросов для текущей проверки необходим анализ связей изучаемого материала с ранее пройденным, а для тематической и итоговой проверки - выделение ведущих знаний и способов оперирования ими. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

     Качество  вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности.

     Качество  устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во первых каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а во вторых должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным.

     Второй  составной частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы. В  дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления  знаний ученика:

     Ученику никто не мешает (учитель и класс  комментируют ответ потом).

     Создается обстановка, которая обеспечивает наилучшую работу его интеллектуальных сил.

     Прерывать ученика можно только в том  случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращаю внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.

     Приемы  устной проверки используются на различных  этапах урока. Выбор тех или иных приемов во многом предопределяется целью и логикой урока.

    • Проверка письменно – графических работ
 

     Вторым  широко применяемым методом контроля в обучении математике является проверка письменно-графических работ. Этот метод имеет свои качественные особенности: большая объективность по сравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономия времени. Применение письменных работ используется для:

     Проверки  знания теоретического материала

     Умения  применять его к решению задач

     Контроля  сформированных навыков

     В методике письменно – графических  работ выделяют четыре основных этапа, которым надо уделять внимание, это  подготовка, организация, проведение, анализ результатов.

     При подготовке нужно: вычленить цель проверки, отобрать содержание объектов проверки, составить проверочные задания. Большую помощь при этом оказывают учебно – методические пособия “Книга для учителя”, “Дидактические материалы”, образцы проверочных и контрольных работ в журнале «Математика: проблемы преподавания»

     При организации проверочной работы учащимся сообщается – в каких  тетрадях ее выполнять, какие задания  им предназначены, как озаглавить работу, как оформить решение, время выполнения работы. При этом следить за самостоятельностью выполнения работы каждым учеником.

     Анализирование  ответов учащихся эффективно тогда, когда оно проводится по определенным схемам (схемам поэлементного анализа). Тщательно проведенный анализ позволяет  глубоко изучить пробелы и  достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

    • Проверка тестовых работ

       Среди способов проверки знаний, умений и навыков тестовый  контроль занимает особое место.  Его отличает прежде всего объективность результатов проверки: благодаря наличию эталона каждый проверяющий приходит к одному и тому же результату по проверяемой работе учащихся. Возможность автоматизации проверки и уменьшения времени выполнения учащимися самих операций контроля приводит к снижению времени контрольной деятельности учащихся и учителя, что дает возможность увеличить частоту и регулярность контроля.

       Тестовый контроль имеет и  существенный недостаток: он не  способствует развитию устной  и письменной речи учащихся.

    • Проверка практических работ

     С помощью этого метода получают данные об умении учащихся применять полученные знания при решении практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами, чертежными и измерительными инструментами, приборами.

     Учитель получает отчет ученика, в котором приводится только результат или схематически описаны план практической работы и ее результаты. Это несколько затрудняет проверку и оценку каждого действия ученика. Поэтому на практике в проверочном задании приводиться алгоритм его выполнения, что позволяет осуществить такую проверку правильности действий ученика. Все работы проверяются, но оцениваются по-разному, по результатам обзорных работ оценки выставляются в журнал, по результатам тренировочных работ можно выставить лишь положительные оценки.

  1. Фрагмент занятия по психологии с использованием методов контроля.

Метод контроля  - тестирование

1 Вариант

  1. Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о……»

    а –  сознании

    б –  психики

    в –  душе

  1. …………… был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной

    а –  Платон

    б –  Демокрит

    в –  Аристотель

  1. Основана на ситуации и носит конкретный ситуативный характер – это

    а –  житейская психология

    б – научная психология

  1. Утверждал, что душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа

    а –  Платон

    б –  Демокрит

    в –  Аристотель

  1. Первую психологическую экспериментальную лабораторию в г.Лейпциге открыл:

    а –  Выготский Л.С

Информация о работе Контроль и коррекция учебной деятельности