Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 20:26, контрольная работа
Цель:
Изучение образа «идеального» христианина в работах Н.Бердяева.
Задачи:
1. Выявление специфических особенностей православия.
2. Определение сторон православия по представлениям Н. Бердяева.
3. Изучение направления критики православия.
4. Сравнение православия с католицизмом и другими религиями.
Цели и задачи 3
Параметры и единицы анализа 4
Анализ текста. 6
Количественный анализ 6
Качественный анализ и вывод 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
2. Отрицательное отношение к христианству
3.
Положительное отношение к
4.
Отрицательное отношение к
Качественный анализ:
Исходя из количественной обработки можно сделать вывод, что в целом для работы Н.Бердяева характерно ярко выраженное центрирование внимания на относительно позитивной оценке православия как ветви христианства.
Предположительно, можно говорить о направленности данного текста на анализ проблем православия, на выделении его положительных сторон в аспекте духовности и святости. Идет целенаправленное и соответствующим образом аргументированное преподнесение православия. Анализируя данную работу относительно понятия духовность, можно предположить, что она является наиболее сильной особенность в отличие от католицизма (где наибольшую выраженность имела организованность). Данную информацию можно подтвердить обилием единиц анализа, относящимся к данному параметру. На основе сформированной позиции относительно духовности идет целенаправленное развитие идеи об особой участи православии, наиболее неизменной и духовной по сравнению с другими религиями и с католицизмом в частности. Наличествует целенаправленная аргументация данной позиции, автор использует заведомо «позитивные» термины для отстаивания собственной позиции. Стоит упомянуть про то, что преподнесения материала идет с ориентацией на большинство, на преподнесении православия как религии объединяющей, дающей свободу воли. Данная идея противопоставляется принятым обычаям католицизма, где религия в большей степени организует активность человека, где идет оперирование терминами, выражающими определенный фатализм, предопределенность и закрепощенную тисками католицизма свободу воли. За этим можно угадать такие печальные факты как жестокие и не оправдавшие себя институт инквизиция, схоластика и достигшая апогея именно в данной религии патристика.
Относительно
слабыми особенностями
Относительно отношения к другим религия и к католичеству в частности прослеживается ярко выраженное акцентирование внимание на сильных и слабых сторонах этого направления христианства по сравнению с православием. Можно выделить как относительно положительные - отношения к организации. Т.е. наибольшую силу католицизм имеет в плане собственной структуры, имеется в наличии на порядок более развитая взаимосвязь между структурными представительствами, имеется носитель истины – священник, пастор, Папа римский. Относительно этого положения Бердяев выступает с критикой именно западной церкви, говоря что христианство там выступает как совокупность предписаний адресованных к отдельному индивиду, в отличие от православия, где «глас божий» обращен к народу.
С
наибольшей критикой Бердяев выступил
по отношению «святости» западных религий.
Для него структурированность материала,
однозначность его трактовки отдаляет
от духовности, т.е. «религия затерялась
где-то между страницами пыльных томов
Фомы Аквинского, Августина Блаженного,
Клемента Александрийского. Естественно,
наличие огромного количества ученых,
стремившихся понять и трактовать Библию
наиболее правильно само по себе предполагает
творчество, но огромное количество разночтений
и абсурдность (подчеркивал Бердяев) некоторых
положений не идет в пользу религии.
Итак, в ходе довольно вольтой трактовки работы Н.Бердяева можно вывести несколько утверждений:
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Легенда:
_______ - относительно отрицательное отношение
_______ - относительно положительное отношение
Подчеркнутый текст – значимая часть текста
Подчеркнутый текст с полужирным начертанием – часть текста,
имеющая практически
определяющее значение.
Христианский мир мало знает Православие. Знают только
внешние и по преимуществу отрицательные стороны Православной
Церкви, но не внутренние, духовные сокровища. Православие было
замкнуто, лишено духа прозелетизма и не раскрывало себя миру.
Долгое время Православие не имело того мирового значения, той
актуальной роли в истории, какие имели Католичество и
Протестантизм. Оно оставалось в стороне от страстной
религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной
больших империй (Византии и России) и хранило вечную истину от
разрушительных процессов мировой истории. Для религиозного
типа Православия характерно то, что оно не было достаточно
актуализировано и выявлено во вне, не было воинственно, но
именно потому небесная истина христианского откровения наименее
в нем исказилась. Православие и есть форма христианства
наименее искаженная в существе своем человеческой историей. В
Православной Церкви были моменты исторического греха, главным
образом в связи с внешней зависимостью от государства, но само
церковное учение, самый внутренний духовный путь не подверглись
искажению.
Православная Церковь есть прежде всего Церковь предания в
отличии от Церкви Католической, которая есть Церковь
авторитета, и церквей протестантских, которые суть церкви
личной веры. Православная Церковь не имела единой
внешне-авторитарной организации и она незыблемо держалась силой
внутреннего предания, а не внешнего авторитета. Она оставалась
наиболее связанной с перво-христианством из всех форм
христианства. Сила внутреннего предания в Церкви есть сила
духовного опыта и преемственности духовного пути, сила
сверхличной духовной жизни, в которой всякое поколение выходит
из сознания самодовольства и замкнутости и приобщается к
духовной жизни всех предыдущих поколений вплоть до Апостолов. В
предании я имею один опыт и одно ведение с Апостолом Павлом, с
мучениками, со святыми, и со всем христианским миром. В
предании мое знание есть не только знание личное, но и
сверхличное, и я живу не в отдельности, а в теле Христовом, в
едином духовном организме со всеми моими братьями во Христе.
Православие есть, прежде всего, ортодоксия жизни, а не
ортодоксия учения. Еретики для него не столько те, кто
исповедует ложную доктрину, сколько те, кто имеет ложную
духовную жизнь и идет ложным духовным путем. Православие есть,
прежде всего, не доктрина, не внешняя организация, не внешняя
форма поведения, а духовная жизнь, духовный опыт и духовный
путь. Во внутреннем духовном делании видит оно сущность
христианства. Православие есть наименее нормативная форма
христианства (в смысле нормативно-рациональной логики и
морального юридизма), и наиболее духовная его форма. И эта
духовность и сокровенность Православия нередко бывали
источником его внешней слабости. Внешняя слабость и недостаток
проявления, недостаток внешней активности и реализации
бросались всем в глаза, духовная же его жизнь и духовные его
сокровища оставались сокровенными и незримыми. И это
характерно для духовного типа Востока в отличие от духовного
типа Запада, всегда актульного и выявляющегося во вне, но
нередко в этой активности себя духовно истощающего. В мире
нехристианского Востока духовная жизнь Индии особенно
сокровенна от внешнего взора и не актуализируется в истории.
Эта аналогия может быть проведена, хотя духовный тип
христианского Востока очень отличается от духовного типа Индии.
Святость в мире православном, в отличии от святости в мире
католическом, не оставила после себя памятников письменности,
она оставалась сокровенной. И это еще причина, почему трудно
извне судить о о духовной жизни Православия.
Православие не имело своего века схоластики, оно пережило
только век патристики. И Православная Церковь и доныне
опирается на восточных учителей Церкви. Запад считает это
признаком отсталости Православия, замирания в нем творческой
жизни. Но факту этому можно дать и другое истолкование; в
Православии христианство не было так рационализировано, как оно
было рационализировано на Западе в Католичестве при помощи
Аристотеля и воззрений греческого интеллектуализма. Доктрины
никогда не приобретали в нем такого священного значения, и
догматы не были прикованы к обязательным интеллектуальным
богословским учениям, а понимались прежде всего как мистические
факты. В богословском же и философском истолковании догматов мы
оставались более свободными. В XIX веке в России была
творческая православная мысль и в ней было проявлено больше
свободы и духовного дарования, чем в мысли католической и даже
протестантской.
Духовному типу Православия принадлежит изначальный и
нерушимый онтологизм, который представлялся явлением
православной жизни, и затем уже и православной мысли.
Информация о работе Контент-анализ произведения Николая Бердяева «Истина Православия»