Контент-анализ произведения Николая Бердяева «Истина Православия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Цель:

Изучение образа «идеального» христианина в работах Н.Бердяева.

Задачи:

1. Выявление специфических особенностей православия.

2. Определение сторон православия по представлениям Н. Бердяева.

3. Изучение направления критики православия.

4. Сравнение православия с католицизмом и другими религиями.

Содержание

Цели и задачи 3
Параметры и единицы анализа 4
Анализ текста. 6
Количественный анализ 6
Качественный анализ и вывод 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Работа содержит 1 файл

Контент-анализ.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     2. Отрицательное отношение к христианству

     3. Положительное отношение к другим  религиям 

     4. Отрицательное отношение к другим  религиям  
 

     Качественный  анализ:

     Исходя  из количественной обработки можно  сделать вывод, что в целом  для работы Н.Бердяева характерно ярко выраженное центрирование внимания на относительно позитивной оценке православия как ветви христианства.       

          Предположительно, можно говорить о направленности данного текста на анализ проблем православия, на выделении его положительных сторон в аспекте духовности и святости. Идет целенаправленное и соответствующим образом аргументированное преподнесение православия. Анализируя данную работу относительно понятия духовность, можно предположить, что она является наиболее сильной особенность в отличие от католицизма (где наибольшую выраженность имела организованность). Данную информацию можно подтвердить обилием единиц анализа, относящимся к данному параметру. На основе сформированной позиции относительно духовности идет целенаправленное развитие идеи об особой участи православии, наиболее неизменной и духовной по сравнению с другими религиями и с католицизмом в частности. Наличествует целенаправленная аргументация данной позиции, автор использует заведомо «позитивные» термины для отстаивания собственной позиции. Стоит упомянуть про то, что преподнесения материала идет  с ориентацией на большинство, на преподнесении православия как религии объединяющей, дающей свободу воли. Данная идея противопоставляется принятым обычаям католицизма, где религия в большей степени организует активность человека, где идет оперирование терминами, выражающими определенный фатализм, предопределенность и закрепощенную тисками католицизма свободу воли. За этим можно угадать такие печальные факты как жестокие и не оправдавшие себя институт инквизиция, схоластика и достигшая апогея именно в данной религии патристика.

      Относительно  слабыми особенностями православия  выступили традиционность и организованность, что, предположительно, является показателем недостаточной устойчивости роли в плане структуры по сравнению  с католицизмом. Критика у Н.Бердяева имеет характер,  ориентирующий внимание на неустойчивости (в его время) именно позиций духовности и святости, что может быть объяснено социокультурными особенностями России того времени.

      Относительно отношения к другим религия и  к католичеству в частности прослеживается ярко выраженное акцентирование внимание на сильных и слабых сторонах этого направления христианства по  сравнению с православием. Можно выделить как относительно положительные  - отношения к организации. Т.е. наибольшую силу католицизм имеет в плане собственной структуры, имеется в наличии на порядок более развитая взаимосвязь между структурными представительствами, имеется носитель истины – священник, пастор, Папа римский. Относительно этого положения Бердяев выступает с критикой именно западной церкви, говоря что христианство там выступает как совокупность предписаний адресованных к отдельному индивиду, в отличие от православия, где «глас божий» обращен к народу.

      С наибольшей критикой Бердяев выступил по отношению «святости» западных религий. Для него структурированность материала, однозначность его трактовки отдаляет от духовности, т.е. «религия затерялась где-то между страницами пыльных томов  Фомы Аквинского, Августина Блаженного, Клемента Александрийского. Естественно, наличие огромного количества ученых, стремившихся понять и трактовать Библию наиболее правильно само по себе предполагает творчество, но огромное количество разночтений и абсурдность (подчеркивал Бердяев) некоторых положений не идет в пользу религии. 

      Итак, в ходе довольно вольтой трактовки  работы Н.Бердяева можно вывести  несколько утверждений:

  1. Относительно позитивная характеристика православия по сравнению с западными религиями 71% к 12% от общего объема текста.
  2. Относительно негативная характеристика православия по  сравнению с западными религиями 7% к 10% от общего объема текста.
  3. Аргументирование позитивного отношения к православию идет преимущественно по параметру «духовность». Относительно западных религий подобным параметром выступает «организованность».
  4. Относительно отрицательное отношение к православию идет по параметрам «духовность» и святость. Скорее всего это обусловлено долгим времением изоляции православия от остального христианского мира, а также неструктурированностью религиозного материала.
  5. Критика западной церкви идет по параметру «святость».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ.

     Легенда: 

_______ - относительно отрицательное отношение

_______ - относительно положительное отношение

Подчеркнутый  текст – значимая часть текста

Подчеркнутый  текст с полужирным начертанием – часть текста,

 имеющая практически  определяющее значение.  
 

       Христианский  мир  мало  знает Православие. Знают только

внешние и по преимуществу  отрицательные  стороны  Православной

Церкви,  но не внутренние, духовные сокровища. Православие было

замкнуто, лишено духа прозелетизма и не раскрывало  себя  миру.

Долгое  время  Православие не имело того мирового значения, той

актуальной  роли  в  истории,  какие   имели   Католичество   и

Протестантизм.   Оно   оставалось   в   стороне   от  страстной

религиозной борьбы ряда столетий,  столетия  жило  под  охраной

больших  империй (Византии и России) и хранило вечную истину от

разрушительных  процессов  мировой  истории.   Для  религиозного

типа  Православия  характерно  то,  что  оно  не было достаточно

актуализировано и выявлено во  вне,  не  было  воинственно,  но

именно  потому небесная истина христианского откровения наименее

в  нем  исказиласьПравославие  и  есть  форма   христианства

наименее  искаженная  в  существе своем человеческой историей. В

Православной Церкви были моменты исторического  греха,  главным

образом  в связи  с внешней зависимостью от государства, но само

церковное учение, самый внутренний духовный путь не подверглись

искажению.

      Православная Церковь есть прежде всего Церковь предания в

отличии  от   Церкви   Католической,   которая   есть   Церковь

авторитета,  и  церквей  протестантских,  которые  суть  церкви

личной   веры.   Православная   Церковь   не    имела    единой

внешне-авторитарной организации и она незыблемо  держалась силой

внутреннего предания, а не внешнего авторитета. Она  оставалась

наиболее   связанной   с   перво-христианством   из  всех  форм

христианства. Сила внутреннего  предания  в  Церкви  есть  сила

духовного   опыта   и   преемственности  духовного  путисила

сверхличной духовной жизни, в которой всякое поколение  выходит

из  сознания  самодовольства  и  замкнутости  и  приобщается  к

духовной жизни всех предыдущих поколений вплоть до Апостолов. В

предании  я  имею один опыт и одно ведение с  Апостолом Павлом, с

мучениками,  со  святыми,  и  со  всем  христианским  миром.  В

предании  мое  знание  есть  не  только  знание  личное,  но  и

сверхличное, и  я живу не в отдельности, а в теле  Христовом,  в

едином духовном организме со всеми моими братьями во Христе.

       Православие  есть,  прежде всего, ортодоксия жизни, а не

ортодоксия  учения.  Еретики  для  него  не  столько  те,   кто

исповедует  ложную  доктрину,  сколько  те,  кто  имеет  ложную

духовную жизнь  и идет ложным духовным путем. Православие  есть,

прежде  всего,  не доктрина, не внешняя организация, не внешняя

форма поведения, а духовная жизнь,  духовный  опыт  и  духовный

путь.   Во  внутреннем  духовном  делании видит оно сущность

христианства.  Православие  есть  наименее  нормативная   форма

христианства   (в   смысле   нормативно-рациональной  логики  и

морального юридизма), и наиболее  духовная  его  форма.  И  эта

духовность   и   сокровенность  Православия   нередко   бывали

источником его  внешней слабости. Внешняя слабость и  недостаток

проявления,   недостаток   внешней   активности   и  реализации

бросались всем в  глаза, духовная же его жизнь  и  духовные  его

сокровища   оставались   сокровенными   и   незримыми.   И  это

характерно для  духовного типа Востока в  отличие  от  духовного

типа  Запада,  всегда  актульного  и  выявляющегося  во вне, но

нередко в этой активности себя  духовно  истощающего.   В  мире

нехристианского   Востока   духовная   жизнь   Индии   особенно

сокровенна от внешнего взора и не  актуализируется  в  истории.

Эта   аналогия   может   быть   проведена,  хотя  духовный  тип

христианского Востока  очень отличается от духовного типа Индии.

Святость  в  мире  православном,  в отличии от святости в мире

католическом, не оставила после себя  памятников  письменности,

она  оставалась  сокровенной.  И это еще причина, почему трудно

извне судить о  о духовной жизни Православия.

      Православие не имело своего века схоластики, оно пережило

только  век  патристики.  И  Православная  Церковь   и   доныне

опирается  на  восточных  учителей  Церкви.  Запад  считает это

признаком отсталости Православия, замирания  в  нем  творческой

жизни.  Но  факту этому можно дать  и другое истолкование; в

Православии христианство не было так рационализировано, как  оно

было  рационализировано  на  Западе  в  Католичестве при  помощи

Аристотеля и  воззрений  греческого  интеллектуализма.  Доктрины

никогда  не  приобретали  в  нем  такого священного значения, и

догматы  не  были  прикованы  к  обязательным  интеллектуальным

богословским учениям, а понимались прежде всего как  мистические

факты. В богословском же и философском истолковании догматов мы

оставались   более   свободными.  В  XIX  веке  в  России  была

творческая  православная мысль  и в  ней  было  проявлено  больше

свободы  и духовного дарования, чем в мысли  католической и даже

протестантской.

       Духовному  типу  Православия  принадлежит  изначальный и

нерушимый   онтологизм,    который    представлялся    явлением

православной   жизни,   и   затем  уже  и  православной  мысли.

Информация о работе Контент-анализ произведения Николая Бердяева «Истина Православия»