Контент-анализ произведения Николая Бердяева «Истина Православия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Цель:

Изучение образа «идеального» христианина в работах Н.Бердяева.

Задачи:

1. Выявление специфических особенностей православия.

2. Определение сторон православия по представлениям Н. Бердяева.

3. Изучение направления критики православия.

4. Сравнение православия с католицизмом и другими религиями.

Содержание

Цели и задачи 3
Параметры и единицы анализа 4
Анализ текста. 6
Количественный анализ 6
Качественный анализ и вывод 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Работа содержит 1 файл

Контент-анализ.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

    Контент-анализ произведения Николая  Бердяева «Истина  Православия».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ. 

Цели  и задачи 3
Параметры и единицы анализа 4
Анализ  текста. 6
       Количественный анализ 6
       Качественный анализ и вывод 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Использована статья Н.Бердяева  «Истина православия»/"Вестник   русского  западно-европейского  патриаршего экзархата", Париж; N 11, 1952 г., стр. 4-11. 

Цели  и задачи. 

Цель:

Изучение образа «идеального» христианина в работах  Н.Бердяева.

Задачи:

1. Выявление  специфических особенностей православия.

2. Определение сторон православия по представлениям Н. Бердяева.

3. Изучение направления критики православия.

4. Сравнение православия с католицизмом и другими религиями.

     В целях экономии времени введено  разделение на относительно положительно окрашенные и относительно отрицательно окрашенные единицы анализа, которыми могут выступать как отдельные  слова, устойчивые словосочетания, а также имеющие целостное смысловое значения предложения и абзацы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Параметры и единицы анализа:

     В данной работе используются понятия  духовность, святость, традиционность, организованность. Данные понятия были операционализированы  и, соответственно духовность в рамках данной работы понимается как своего рода «преломление» особенностей религии для отдельного индивида. Это совокупность установок, представлений, морально-этических норм, характерных для верующего.

     Святость понимается как непосредственно совокупность определенных норм, ценностей, установок, но с позиций религии. Данная особенность религии опредмечена в основной книге в данном случае Библии. Главная отличительная характеристика святости – это то, что она существует независимо от других людей, она в идеале неизменна, но, следуя духу работы Н.Бердяева, можно заключить, что одной из ключевых идей статьи является подчеркнутая изменчивость, динамичность, как религии, так и представлений о святости.

     Необходимость выделение такого параметра как традиционность возникла после исследования, направленного на изучение религиозных представлений жителей Орловской области, где испытуемые аргументировали собственную приверженность православию (помимо соответствия их особенностям, общей гуманистической направленностью), традиционностью. В данном случае традиционность выступает как показатель соответствия наличествующих религиозных установок обычаям, привычкам, ориентации на авторитет предков, исповедовавшую данную религию.

     Параметр организованность выступает как показатель структурной взаимосвязей отдельных представительств изучаемой религии (церкви, соборы),  их адмистративной составляющей (патриархат, синод и т.п.), а также отношения и взаимовлияния со стороны государства. 

Отношение к Православию.

      Специфика Православия как религии, обладающей высоким культурным   потенциалом. Относящиеся к данному параметру единицы анализа:

     А)Положительное  отношение – сокровище (2), внутренний (15), хранение (8), истина (4), не воинственно (2), небесный (2),  путь(10), сила(7), традиция (2), предание(17), духовный (71), опыт(6), жизнь(14), знание(10), личное(23), преемственность(1), перво(христианство)(4), сокровенность(6), святость (30), твор(ческий)(8), мысль(15), (госу)дар(ование)(3), богословствование(7), глубина(3), тайна(12), консерватизм(2), (ос)нов(изна)(18), благодать(11), любовь(3), свобода(24), совесть(11), соборность(8), косм(огоничность)(12), воскресший(10), эсхатологичность(5), вечность(3), традиц(ионность)(2), авторитет(ность)(10), чистота(1), актуал(ьность)(2), бож(ественность)(21), христ(ианский)(44)

     Общее количество повторений: 529

       Б)Отрицательное  отношение (в данном случае с позиции других религий, экономических и социальных условий): внешн(ий)(17), отрицательный(2), замкн(утость)(3), лишен(ность)(1), закрыт(ость)(1), борьба(1), отставание(2),   грех(1), зависимость(1), ненормативность(1), отстраненность(1), слабость(2), ограниченность(5), замирание(2),

     Дополнительно по этому пункту:

     Православию чужд  был  эволюционизм(!!!), для него характерна наименьшая законченность(!!!). В целом, оно было не благоприятным(!!!) для всякой организации и для творчества  и культуры. Православие как религия не оставила после себя  памятников  письменности(!!!).(~10)

      Общее количество повторений: 50 

2.Отношение  к других религиям  с позиций Бердяева:

1.Позитивное отношение:

Актуальность(6),  авторитетность(12), нормативность(7), законченность(1), сила(8) ,  рациональность(34), человек(16); человек, примат культуры над духовной жизнью(!!!)(~5)~

     Общее количество повторений: 89

2.Отрицательное  отношение:

Церковь личной веры(!!!)(~3), истощаящееся(1);  схоластический интеллектуализм(~2),  рационализм(8),   эмпиризм(1),   крайний   идеализм западной   мысли, большее  богатство  и разнообразие мысли(!!!)(~6), юридичность(8), отрицание свободы воли(!!!)(~4), паталогизм(1), предопределенность,(6); свобода понимается  индивидуалистически, юридичность понимания искупления(!!!)(~10),;Христос распятый(!!!)(2),  праведник в раю будет наслаждаться муками  грешника в  аду;(!!!)(~10); идея апокатастасиса, всеобщего  спасения  и  воскресения(!!!)(~6), западная церковь бала подавлена идеей божественной  справедливости(!!!)(~5);

     Общее количество повторений: 73 

3. Упомянутые люди:

А) Аргументация позитивного  отношения к православию: Серафим Саровский (1),

     Общее количество повторений: 1

Б) Подтверждения негативного  отношения к православию  или же аргументация позиций католической церкви:  Фомы Аквината, Блаженного   Августина, Климента  Александрийского , Максима    Исповедника (7)

     Общее количество повторений: 7 
 
 
 
 

Анализ  текста.

Количественная  обработка.

     1. Отношение к православию:

     Положительное отношение: 529

     Духовность: внутренний (15), хранение (8), путь(10), духовный (71), опыт(6), жизнь(14), знание(10), личное(23), сокровенность(6), твор(ческий)(8), мысль(15), глубина(3), тайна(12), любовь(3), свобода(24), совесть(11). Сумма: 299

     Святость: сокровище (2), истина (4), не воинственно (2), небесный (2),  святость (30), благодать(11), косм(огоничность)(12), воскресший(10), эсхатологичность(5), вечность(3), чистота(1), бож(ественность)(21). Сумма: 103

     Традиционность: сила(7), традиция (2), предание(17), преемственность(1), консерватизм(2), традиц(ионность)(2), авторитет(ность)(10) Сумма: 41

     Организованность: перво(христианство)(4), (госу)дар(ование)(3), богословствование(7), (ос)нов(изна)(18), соборность(8), актуал(ьность)(2), христ(ианский)(44). Сумма: 86

     Отрицательное отношение: 50

     Духовность: внешн(ий)(17), лишен(ность)(1) Сумма:18

     Святость: отрицательный(2), замкн(утость)(3), закрыт(ость)(1), отставание(2), грех(1), слабость(2), ограниченность(5), замирание(2) Сумма:18

     Традиционность: ненормативность(1), отстраненность(1) Сумма: 2

     Организованность: борьба(1), зависимость(1) Сумма: 2 

     2.Отношение  к религиям с  позиции Бердяева.

     Положительное отношение: 89

     Духовность: человек(16); человек, примат культуры над духовной жизнью(!!!)(~5)  Сумма: 21

     Святость:0

     Традиционность:0

     Организованность: Актуальность(6),  нормативность(7), законченность(1), сила(8) рациональность(34),  Сумма:56

      Отрицательное отношение: 73

     Духовность: Церковь личной веры(!!!)(~3), отрицание свободы воли(!!!)(~4), Сумма:7

     Святость: схоластический интеллектуализм(~2),  рационализм(8),   эмпиризм(1),   крайний   идеализм западной   мысли, большее богатство  и разнообразие мысли(!!!)(~6), паталогизм(1), предопределенность,(6); свобода  понимается  индивидуалистически, юридичность понимания искупления(!!!)(~10),; Христос распятый(!!!)(2),  праведник в раю будет наслаждаться муками  грешника в  аду;(!!!)(~10); идея апокатастасиса, всеобщего спасения  и воскресения(!!!)(~6), западная церковь бала подавлена идеей божественной  справедливости(!!!)(~5);  Сумма: 57

     Традиционность:0

     Организованность: юридичность(8), Сумма:8 
 

     3. Упомянутые люди.

     Аргументация позитивного отношения к православию: 1

     Подтверждение негативного отношения  к православию  или же

     аргументация  позиций католической церкви: 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОТНОШЕНИЕ К ПРАВОСЛАВИЮ  С ПОЗИЦИЙ БЕРДЯЕВА.

     Рисунок №1. Соотношение параметров положительной характеристики православия.

     1. Духовность

     2. Святость

     3. Традиционность

     4. Организованность 

     

     Рисунок №2. Соотношение параметров отрицательной характеристики православия.

     1.Духовность

     2.Святость

     3. Организованность

     4.Традиционность 
 

ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ РЕЛИГИЯМ С ПОЗИЦИИ Н.БЕРДЯЕВА.

     Параметры положительного отношения  к другим религиям и их соотношение.

     

     1.Духовность

     2.Святость

     3.Традиционность

     4. Организованность

     Параметры отрицательного отношения  к другим религиям и их соотношение.

           

     1.Духовность

     2.Святость

     3.Традиционность

     4. Организованность

     Соотношение относительно позитивного и относительно негативного отношения к православию и другим религиям с позиций Н. Бердяева.

     

     1. Положительное отношение к православию 

Информация о работе Контент-анализ произведения Николая Бердяева «Истина Православия»