Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа
Цель работы- раскрыть теоретический вопрос по данной тематике
Для достижения цели были поставлены следующие задачи, т.е. раскрыты вопросы:
1.Общая характеристика метода контент-анализа.
2.Основные процедуры контент-анализа.
Введение...................................................................................................................3
1.Контент-анализ информации в СМИ..................................................................5
1.1.Общая характеристика метода контент-анализа............................................5
1.2.Основные процедуры контент-анализа...........................................................7
1.3.Надежность информации полученной с помощью контент-анализа.........10
1.4.Общая оценка метода документального анализа.........................................11
2.Контент-анализ на примере исследования газеты "Стерх"............................13
Заключение.............................................................................................................23
Список литературы................................................................................................25
Приложения ..........................................................................................................26
1.3.Надежность информации полученной с помощью контент-анализа
Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующими способами:
а) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц методом "снежного кома". Это делается следующим образом. Первоначально выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, далее из второго текста — те же плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего документа— опять те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и т. д. После изучения очередных 3—5 текстов, а которых уже не попадается ни одной новой единицы, ранее фиксированной в предыдущих документах, можно полагать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого массива исчерпано.
В итоге изучения 20 случайно отобранных из всего массива текстов было выделено суммарно 120 единиц контент-анализа, что исчерпывает "поле", т. е. всю выборочную совокупность документов. Конечно, при изучении всего массива могут попасться новые смысловые единицы, относящиеся к предмету и ранее не предусмотренные. В этом случае они включаются в анализ дополнительно.
б) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью судей. Специалисты в данной области обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам.
1.4.Общая оценка метода документального анализа
Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением. Обычно это материалы прессы, а также письма читателей, статистические отчеты, карточки персонального учета (например, библиотечные формуляры при изучении читательского спроса), административные инструкции, рекламные тексты, политические листовки и т.д.
Использование личных,, или, как иногда говорят, "человеческих", документов, в теоретической парадигме жесткого, например, структурно-функционального, анализа более ограниченно. Такие материалы хороши для социально-психологических и педагогических исследований. Личные документы - прекрасная база для жанра социологического эссе, широко используемого нашими польскими коллегами. Большой популярностью пользуются в Польше своеобразные конкурсы сочинений или биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологичос-ких-
И напротив, в интерпретационных теоретических подходах (феноменологических, культурологических) жизненные истории, биографии — великолепный источник изучения социальных процессов и обыденных практик людей.
Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.
Анализ документов — важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и, общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.
Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственной политики, которыми надо уметь пользоваться, а так же знать с какой регулярностью они собираются и публикуются.
2.Контент-анализ на примере исследования газеты "Стерх"
2.1. Программа исследования
Объектом исследования является газета «Стерх». Газета выходит четыре раза в неделю. Объем газеты – 6 полос, в некоторые дни газета выходит на 8 полосах, по пятницам – на 16 полосах. В газете можно выделить следующие рубрики:
«Утренние новости» – рассказ о городских событиях и происшествиях;
«Отовсюду обо всем» – рассказ о событиях, происшедших в стране и в мире;
«Советы и секреты» – советы на кулинарные темы, темы домашнего быта.
«Вечерний клуб» – новости культуры, искусства, светской жизни.
«Здоровье» – медицинская рубрика.
«Вечерний видеогид» – анализ видеофильмов, поступивших в продажу.
«Вот, помню, был случай» – рассказы читателей о забавных ситуациях из жизни.
Тираж газеты – порядка 32000 экземпляров. Газета распространяется на территории г. Пскова. Способы распространения: розничная продажа, подписка, подписка через редакцию с вечерней доставкой по системе «Вечерка – к вечернему чаю».
Предметом исследования является содержание номеров газеты, выходившей в июне – августе 2011 года.
Проблемой исследования является увеличение тиража газеты. Несмотря на ведущий тираж среди местных газет г. Пскова газета нуждается в дальнейшем увеличении тиража и расширении читательской аудитории.
Задачей исследования является анализ содержания газеты с помощью кодификатора, приведенного в Приложении 1.
Целью исследования является подтверждение или опровержение гипотезы исследования.
Гипотезой исследования является утверждение, что газета «Стерх» освящает городскую жизнь во всех ее деталях и аспектах и поэтому является популярной среди большинства ростовчан. (Рекламный слоган газеты: «День без Вечерки – жизнь без новостей»).
Процедурный раздел
Генеральной совокупностью является 75 номеров газеты (общее количество номеров с 1 июня по 15 августа 2011 г.).
Выборочной совокупностью является 12 номеров газеты.
Метод выборки – механический, с шагом 2 или 3.
Единицей измерения являются квадратные сантиметры и (или) число статей. Всего было проанализировано 522 статьи.
Фиксация результатов анализа осуществлялась с помощью отдельных карточек на каждый анализируемый номер газеты с отметками закодированных категорий и позиций анализа.
2.2. Интерпретация результатов контент-анализа
Тематическая направленность материалов
Проведенный контент-анализ показал, что в среднем нежурналистские материалы занимают 22% от общей площади материалов, размещенных в исследуемых номерах. Среди нежурналистских материалов, размещаемых в газете, можно выделить:
1. Анонсы статей на 1-й полосе газеты.
2. Рекламу системы доставки газеты «Вечерка – к вечернему чаю».
3. Рекламу. Подавляющее большинство, порядка 80% от общей площади рекламы, составляют рекламные модули и объявления, остальное – рекламные статьи.
4. Сводки погоды и неблагоприятных дней по геомагнитным условиям.
Одну полосу в каждом исследуемом номере составил дайджест – перепечатка материалов из других российских газет, как правило, общефедерального масштаба. Метод отбора материалов в эту рубрику аналогичен отбору материала в рубрику «Отовсюду обо всем».
Результаты исследования журналистских материалов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Тематическая направленность материалов | Количество, шт. | Доля, % |
Работа выборных органов | 6 | 1% |
Деятельность администрации | 31 | 6% |
Финансово-коммерческая деятельность | 11 | 2% |
Промышленность, экономика, строительство | 6 | 1% |
Сельское хозяйство | 1 | 0% |
Деятельность правоохранительных органов | 66 | 13% |
Общественные движения, партии | 5 | 1% |
Официальные материалы | 1 | 0% |
Культура, литература, искусство | 61 | 12% |
Образование, просвещение | 14 | 3% |
Социальное обеспечение | 7 | 1% |
Торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт, городское хозяйство | 83 | 16% |
Здравоохранение, целительство | 33 | 6% |
Досуг, отдых, туризм | 29 | 6% |
Религия, церковь | 3 | 1% |
История, краеведение, воспоминания о войне | 2 | 0% |
Личная жизнь, семья, быт | 5 | 1% |
Природа, экология | 7 | 1% |
Спорт, физкультура | 43 | 8% |
Деятельность редакции | 2 | 0% |
Армия, допризывная подготовка | 1 | 0% |
Литературно-художественные материалы | 25 | 5% |
Происшествия | 68 | 13% |
Научная работа | 6 | 1% |
Другое | 7 | 1% |
ИТОГО: | 523 | 100% |
Данные таблицы 1 показывают некоторую однобокость в освещении газетой «Стерх» городской жизни. Наибольшее внимание уделяется торговле, бытовому обслуживанию, общественному транспорту и городскому хозяйству (16%). В исследуемый период газетой в частности всесторонне освещалась такая проблема как переход на посадку в городской транспорт через переднюю дверь. Значительное внимание уделяется деятельности правоохранительных органов (13%), происшествиям (13%), а также новостям культуры, литературы и искусства (12%). В газете достаточно подробно освещается такая тематика как физкультура и спорт (8%), в первую очередь здесь подробно описываются новости футбольной жизни и в частности игровая деятельность футбольного клуба «747». 6% статей посвящены деятельности городской и областной администрации, при этом их деятельность освещается в описательном ключе, глубокий анализ не проводится, официальные указы и распоряжения практически не публикуются. Столько же, 6% материалов, посвящены отдыху и досугу. В то же время газетой практически не анализируется финансовая жизнь города (здесь можно выделить разве что описание курсов валют в различных банках), его промышленность и экономика. Мало также материалов по социальному обеспечению, политической жизни города (в этой рубрики материалов немного и посвящены они, в основном, партии «Единая Россия»). Всего 1% материала было опубликовано на тему семьи, столько же – на тему церкви, а также образования и просвещения.
Аспект темы
Данные по аспектам темы в исследуемых материалах приведены в таблице 2.
Таблица 2
Аспект темы | Количество, шт. | Доля, % |
Нормативно-правовой | 1 | 0% |
Информационный | 202 | 39% |
Производственно-экономический | 3 | 1% |
Финансово-экономический | 11 | 2% |
Политико-управленческий | 33 | 6% |
Духовно-идеологический | 5 | 1% |
Научно-познавательный, культурологический | 50 | 10% |
Национально-этнический | 0 | 0% |
Нравственный, семейно-бытовой | 122 | 23% |
Международный | 1 | 0% |
Криминально-уголовный | 41 | 8% |
Развлекательно-юмористический | 53 | 10% |
ИТОГО: | 522 | 100% |
Данные таблице 2 свидетельствуют, что наибольшее количество материалов в газете представлено в информационном аспекте (39%). Таким образом, можно сделать вывод, что основной своей задачей редакция газеты считает информирование читателей о различных городских событиях. В нравственном ключе представлено 23% публикуемых материалов. В газете также выражены научно-культурологический аспект (10%), развлекательно-юмористический аспект (10%) и криминально-уголовный аспект (8%).
Жанр, вид публикации
Жанры и виды публикации исследуемых материалов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Жанр, виды публикаций | Количество, шт. | Доля, % |
Заметка, хроникальные сообщения | 365 | 70% |
Отчет | 4 | 1% |
Репортаж | 10 | 2% |
Интервью | 1 | 0% |
Корреспонденция, статья, комментарий | 56 | 11% |
Обозрение | 32 | 6% |
Обращение | 2 | 0% |
Очерк, зарисовка | 17 | 3% |
Письмо в редакцию | 5 | 1% |
Рецензия | 1 | 0% |
Фельетон, памфлет | 3 | 1% |
Круглый стол, дискуссия, прямая линия | 0 | 0% |
Жанр трудно определить | 26 | 5% |
ИТОГО: | 522 | 100% |