Контент-анализ информации в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- раскрыть теоретический вопрос по данной тематике
Для достижения цели были поставлены следующие задачи, т.е. раскрыты вопросы:
1.Общая характеристика метода контент-анализа.
2.Основные процедуры контент-анализа.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Контент-анализ информации в СМИ..................................................................5
1.1.Общая характеристика метода контент-анализа............................................5
1.2.Основные процедуры контент-анализа...........................................................7
1.3.Надежность информации полученной с помощью контент-анализа.........10
1.4.Общая оценка метода документального анализа.........................................11
2.Контент-анализ на примере исследования газеты "Стерх"............................13
Заключение.............................................................................................................23
Список литературы................................................................................................25
Приложения ..........................................................................................................26

Работа содержит 1 файл

психодиагностика №3.doc

— 2.09 Мб (Скачать)

1.3.Надежность информации полученной с помощью контент-анализа

Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующими способами:

а) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц методом "снежного кома". Это делается следующим образом. Первоначально выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, далее из второго текста — те же плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего документа— опять те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и т. д. После изучения очередных 3—5 текстов, а которых уже не попадается ни одной новой единицы, ранее фиксированной в предыдущих документах, можно полагать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого массива исчерпано.

В итоге изучения 20 случайно отобранных из всего массива текстов было выделено суммарно 120 единиц контент-анализа, что исчерпывает "поле", т. е. всю выборочную совокупность документов. Конечно, при изучении всего массива могут попасться новые смысловые единицы, относящиеся к предмету и ранее не предусмотренные. В этом случае они включаются в анализ дополнительно.

б) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью судей. Специалисты в данной области обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам.

1.4.Общая оценка метода документального анализа

Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением. Обычно это материалы прессы, а также письма читателей, статистические отчеты, карточки персонального учета (например, библиотечные формуляры при изучении читательского спроса), административные инструкции, рекламные тексты, политические листовки и т.д.

Использование личных,, или, как иногда говорят, "человеческих", документов, в теоретической парадигме жесткого, например, структурно-функционального, анализа более ограниченно. Такие материалы хороши для социально-психологических и педагогических исследований. Личные документы - прекрасная база для жанра социологического эссе, широко используемого нашими польскими коллегами. Большой популярностью пользуются в Польше своеобразные конкурсы сочинений или биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологичос-ких-полужурналистских очерков, ставящих подчас весьма острые и серьезные проблемы.

И напротив, в интерпретационных теоретических подходах (феноменологических, культурологических) жизненные истории, биографии — великолепный источник изучения социальных процессов и обыденных практик людей.

Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.

Анализ документов — важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и, общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственной политики, которыми надо уметь пользоваться, а так же знать с какой регулярностью они собираются и публикуются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Контент-анализ на примере исследования газеты "Стерх"

2.1. Программа исследования

Объектом исследования является газета «Стерх». Газета выходит четыре раза в неделю. Объем газеты – 6 полос, в некоторые дни газета выходит на 8 полосах, по пятницам – на 16 полосах. В газете можно выделить следующие рубрики:

«Утренние новости» – рассказ о городских событиях и происшествиях;

«Отовсюду обо всем» – рассказ о событиях, происшедших в стране и в мире;

«Советы и секреты» – советы на кулинарные темы, темы домашнего быта.

«Вечерний клуб» – новости культуры, искусства, светской жизни.

«Здоровье» – медицинская рубрика.

«Вечерний видеогид» – анализ видеофильмов, поступивших в продажу.

«Вот, помню, был случай» – рассказы читателей о забавных ситуациях из жизни.

Тираж газеты – порядка 32000 экземпляров. Газета распространяется на территории г. Пскова. Способы распространения: розничная продажа, подписка, подписка через редакцию с вечерней доставкой по системе «Вечерка – к вечернему чаю».

Предметом исследования является содержание номеров газеты, выходившей в июне – августе 2011 года.

Проблемой исследования является увеличение тиража газеты. Несмотря на ведущий тираж среди местных газет г. Пскова газета нуждается в дальнейшем увеличении тиража и расширении читательской аудитории.

Задачей исследования является анализ содержания газеты с помощью кодификатора, приведенного в Приложении 1.

Целью исследования является подтверждение или опровержение гипотезы исследования.

Гипотезой исследования является утверждение, что газета «Стерх» освящает городскую жизнь во всех ее деталях и аспектах и поэтому является популярной среди большинства ростовчан. (Рекламный слоган газеты: «День без Вечерки – жизнь без новостей»).

Процедурный раздел

Генеральной совокупностью является 75 номеров газеты (общее количество номеров с 1 июня по 15 августа 2011 г.).

Выборочной совокупностью является 12 номеров газеты.

Метод выборки – механический, с шагом 2 или 3.

Единицей измерения являются квадратные сантиметры и (или) число статей. Всего было проанализировано 522 статьи.

Фиксация результатов анализа осуществлялась с помощью отдельных карточек на каждый анализируемый номер газеты с отметками закодированных категорий и позиций анализа.

2.2. Интерпретация результатов контент-анализа

Тематическая направленность материалов

Проведенный контент-анализ показал, что в среднем нежурналистские материалы занимают 22% от общей площади материалов, размещенных в исследуемых номерах. Среди нежурналистских материалов, размещаемых в газете, можно выделить:

1. Анонсы статей на 1-й полосе газеты.

2. Рекламу системы доставки газеты «Вечерка – к вечернему чаю».

3. Рекламу. Подавляющее большинство, порядка 80% от общей площади рекламы, составляют рекламные модули и объявления, остальное – рекламные статьи.

4. Сводки погоды и неблагоприятных дней по геомагнитным условиям.

Одну полосу в каждом исследуемом номере составил дайджест – перепечатка материалов из других российских газет, как правило, общефедерального масштаба. Метод отбора материалов в эту рубрику аналогичен отбору материала в рубрику «Отовсюду обо всем».

Результаты исследования журналистских материалов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тематическая направленность материалов

Количество, шт.

Доля, %

Работа выборных органов

6

1%

Деятельность администрации

31

6%

Финансово-коммерческая деятельность

11

2%

Промышленность, экономика, строительство

6

1%

Сельское хозяйство

1

0%

Деятельность правоохранительных органов

66

13%

Общественные движения, партии

5

1%

Официальные материалы

1

0%

Культура, литература, искусство

61

12%

Образование, просвещение

14

3%

Социальное обеспечение

7

1%

Торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт, городское хозяйство

83

16%

Здравоохранение, целительство

33

6%

Досуг, отдых, туризм

29

6%

Религия, церковь

3

1%

История, краеведение, воспоминания о войне

2

0%

Личная жизнь, семья, быт

5

1%

Природа, экология

7

1%

Спорт, физкультура

43

8%

Деятельность редакции

2

0%

Армия, допризывная подготовка

1

0%

Литературно-художественные материалы

25

5%

Происшествия

68

13%

Научная работа

6

1%

Другое

7

1%

ИТОГО:

523

100%

 

Данные таблицы 1 показывают некоторую однобокость в освещении газетой «Стерх» городской жизни. Наибольшее внимание уделяется торговле, бытовому обслуживанию, общественному транспорту и городскому хозяйству (16%). В исследуемый период газетой в частности всесторонне освещалась такая проблема как переход на посадку в городской транспорт через переднюю дверь. Значительное внимание уделяется деятельности правоохранительных органов (13%), происшествиям (13%), а также новостям культуры, литературы и искусства (12%). В газете достаточно подробно освещается такая тематика как физкультура и спорт (8%), в первую очередь здесь подробно описываются новости футбольной жизни и в частности игровая деятельность футбольного клуба «747». 6% статей посвящены деятельности городской и областной администрации, при этом их деятельность освещается в описательном ключе, глубокий анализ не проводится, официальные указы и распоряжения практически не публикуются. Столько же, 6% материалов, посвящены отдыху и досугу. В то же время газетой практически не анализируется финансовая жизнь города (здесь можно выделить разве что описание курсов валют в различных банках), его промышленность и экономика. Мало также материалов по социальному обеспечению, политической жизни города (в этой рубрики материалов немного и посвящены они, в основном, партии «Единая Россия»). Всего 1% материала было опубликовано на тему семьи, столько же – на тему церкви, а также образования и просвещения.

Аспект темы

Данные по аспектам темы в исследуемых материалах приведены в таблице 2.

Таблица 2

Аспект темы

Количество, шт.

Доля, %

Нормативно-правовой

1

0%

Информационный

202

39%

Производственно-экономический

3

1%

Финансово-экономический

11

2%

Политико-управленческий

33

6%

Духовно-идеологический

5

1%

Научно-познавательный, культурологический

50

10%

Национально-этнический

0

0%

Нравственный, семейно-бытовой

122

23%

Международный

1

0%

Криминально-уголовный

41

8%

Развлекательно-юмористический

53

10%

ИТОГО:

522

100%

 

Данные таблице 2 свидетельствуют, что наибольшее количество материалов в газете представлено в информационном аспекте (39%). Таким образом, можно сделать вывод, что основной своей задачей редакция газеты считает информирование читателей о различных городских событиях. В нравственном ключе представлено 23% публикуемых материалов. В газете также выражены научно-культурологический аспект (10%), развлекательно-юмористический аспект (10%) и криминально-уголовный аспект (8%).

Жанр, вид публикации

Жанры и виды публикации исследуемых материалов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Жанр, виды публикаций

Количество, шт.

Доля, %

Заметка, хроникальные сообщения

365

70%

Отчет

4

1%

Репортаж

10

2%

Интервью

1

0%

Корреспонденция, статья, комментарий

56

11%

Обозрение

32

6%

Обращение

2

0%

Очерк, зарисовка

17

3%

Письмо в редакцию

5

1%

Рецензия

1

0%

Фельетон, памфлет

3

1%

Круглый стол, дискуссия, прямая линия

0

0%

Жанр трудно определить

26

5%

ИТОГО:

522

100%

Информация о работе Контент-анализ информации в СМИ