Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных кризисов, невротических синдромов и так далее.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста…………………………………………………………………4
1.1 Проблема речевого развития ребенка…………………………...5
1.2 Проблема достижения ребенком автономии действий………...7
1.3 Проблема ограничения самостоятельности и инициативы…….9
1.4 Проблема овладения навыками самообслуживания…………..11
2. Особенности подхода в консультировании родителей…………….12
Заключение…………………………………………………………………14
Список используемой литературы………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

К.Р. по психологическому консультированию.docx

— 34.04 Кб (Скачать)

     Еще одним фактором, оказывающим влияние  на появление самостоятельности, становится реакция родителей на проявления инициативы малыша. В раннем возрасте ребенку присуще страстное желание  к познанию окружающего мира. Овладение  способами действия с предметами культуры (мебель, посуда, одежда...) составляет основное содержание его развития. Освоение ребенком мира человеческой культуры требует обязательного  участия взрослого. Не секрет, что  этот период является довольно сложным  для близких ребенку людей. Малыш  «везде лезет», «все хватает», пытается повторить наблюдаемые им действия взрослых. Предметом его интереса становятся «совершенно не подходящие для детей вещи». Вполне естественным в такой ситуации выглядит стремление родителей ограничить детскую инициативу, помочь ребенку в выполнении действия. Подобное ограничение встречает  бурный протест, который может стать  поводом обращения в консультацию. Родителей беспокоят вопросы  о том, что следует разрешать  ребенку, а что - нет, на каких запретах стоит настаивать, как вести себя в случаях, когда он продолжает активно  отстаивать свои требования.

     В решении данной проблемы помогает понимание  того, что познание предметного мира для ребенка данного возраста является основным условием его развития. Овладевая предметами человеческой культуры, малыш осваивает новые  для него способы действия, становясь  более ловким, умелым; учится соотносить предметы друг с другом; запоминать и обобщать; получает возможность ощутить себя субъектом действия. В том случае, когда родители ограничивают познавательную активность ребенка (убирают вещи в недоступное для него место), они препятствуют его развитию. Однако предоставляя ребенку свободу действий, необходимо понимать, что познание без участия взрослого невозможно. Самостоятельно ребенок не сможет ни открыть назначение предмета, ни освоить способ его употребления. Поэтому открывать ребенку доступ к вещам, которыми пользуется взрослый, имеет смысл только в его присутствии и при его участии. Присутствие же родителя делает ситуацию познания достаточно безопасной для ребенка и в то же время управляемой.

     Нельзя остановить познание малыша, но можно участвовать в нем в качестве помощника, приобретая тем самым возможность управлять ситуацией.

     Не  меньше проблем испытывают родители, которые выбрали в качестве воспитательной стратегии максимальное предоставление ребенку свобод, снятие ограничений. Становящийся модным в последнее время принцип «Ребенку все можно» приводит к не менее острым проблемным ситуациям.

     При появлении возможности выбора альтернативных действий маленький ребенок испытывает существенные затруднения. К совершению выбора надо еще стать готовым! Организация поведения ребенка раннего возраста и руководство им являются совершенно необходимыми, так как малыш в отсутствии однозначной позиции взрослого становится перед необходимостью самостоятельного принятия решения, еще не располагая для этого средствами. Предоставляя ребенку неограниченные свободы, мы передаем ему ответственность за принятие решения, что является для него серьезным испытанием. Плач, протест со стороны ребенка в этой ситуации свидетельствуют о том, что он доступными ему средствами стремится ее избежать. Свобода нужна малышу только в тех ситуациях, в которых он владеет средствами ею распорядиться. В подавляющем же большинстве случаев организация поведения ребенка раннего возраста пока еще является обязанностью родителя.

1.4. Проблема овладения  навыками самообслуживания. 

     Не  столь давно в консультативную  практику вошла проблема приучения  ребенка к опрятности. Отсутствие обращений по этому поводу до недавнего  времени вовсе не означало, что  такой проблемы не существует. Традиционные вопросы, возникающие в связи  с этим: когда надо начинать приучать ребенка к горшку, насколько требовательным быть к нему в этом отношении, что  изменилось в решении проблемы в  связи с использованием подгузников? Обращение родителей за консультацией в данном случае можно только приветствовать, так как решение этой проблемы связано с важными моментами личностного развития ребенка раннего возраста - зарождением саморегуляции, самооценки, самостоятельности. Если приучение ребенка к опрятности связано с конфликтами, наказаниями, установлением глобального контроля, то можно встретиться как с протестными реакциями ребенка, так и с формированием у него пассивного, зависимого поведения.

     Приучить  малыша к общечеловеческим способам действия в раннем возрасте довольно легко, используя обостренное в данный период стремление освоить всевозможные орудия человеческой деятельности. Взрослый выступает в данном случае в качестве образца, раскрывая ребенку назначение предметов и способов их использования. Подражая взрослому, малыш начинает пользоваться посудой, одеждой, мебелью. Сложности возникают для ребенка тогда, когда ему настойчиво предлагают использовать предметы, употребление которых своими родителями он не имеет возможности наблюдать.  
 
 
 
 

  1. Особенности подхода в консультировании родителей.
 

    Консультирование  родителей по поводу проблем их детей  всё шире используется в практике работы. Во многих случаях природа  отклоняющегося поведения детей  связана с семейной ситуацией. При  консультировании всей семьи, при одновременном  участии её в работе в центре внимания находится семейное взаимодействие, а не личная проблема ребенка. Конечно, разнообразные психологические  проблемы в детском возрасте далеко не всегда происходят из-за внутрисемейных проблем.

    Для того, чтобы облегчить общение  и взаимопонимание в процессе консультирования, целесообразно реагировать  на конкретные условия или обстоятельства, на чувства или выражаемые отношения, отражающиеся в рассказах о ситуациях  или событиях.

     Невербальное  поведение родителей может дать ключ к пониманию их поведения  и взаимоотношений с ребёнком в целом – то есть полезную информацию для процесса консультирования.

    Психолог - консультант обращает особое внимание на те факторы семейной жизни, которые могли повлиять на возникновение проблем у ребёнка – нарушения коммуникации и взаимодействии внутри семьи (затруднения взаимопонимания между её членами, трудности в принятии общего решения, невозможность заставить других прислушиваться к себе и т.п.), нарушенные эмоциональные связи и т.д.

    Исходной  точкой консультирования должен являться настоящий момент. Это позволяет  выделить и сразу обсудить нереалистичные ожидания родителя, выражающиеся, например, в запросах типа: “Хотим, чтобы наш  ребёнок всегда слушался” и т.п. Предъявление таких нереалистичных ожиданий часто скрывает за собой  бессознательный страх перед  неспособностью справиться либо с собственными эмоциями при неизбежных разногласиях.

    Говоря  о нереалистичных ожиданиях родителей, нужно выделить типы неадекватных запросов к консультанту. Такие запросы  содержат в себе предельное обобщение, установку на избегание проблемы вместо решения, невротическое стремление к идеализированному совершенству (перфекционизм), а также манипулятивные запросы об управлении чьим-то поведением.

     Обязательно следует задать вопрос: “Когда перед  Вашим ребёнком впервые возникла данная проблема?” Если родитель говорит, что она “была всегда”, то возможно, что в прошлом она не рассматривалась  как препятствие, а некие существенные изменения в жизни повлекли её переоценку. Другой типичный вопрос, помогающий организовать ситуацию консультирования – “Каким вы видите результат от нашей совместной работы?”

     В ходе сбора информации у консультанта в какой-то момент появляется общая  гипотеза, включающая в себя представление  о причине возникших проблем, которые могут быть скрыты от сознания родителя (и ребёнка), а также о  возможных путях выхода из сложившейся  ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Нередко встрече с консультантом может  предшествовать долгое напряжение внутри семьи по поводу возникших отклонений у ребёнка в его поведении (эмоциональной  сфере, учёбе и т.д.). У родителей  формируется своя концепция проблемы; возникают вопросы, требующие скорого  ответа. Общей задачей работы консультанта является расширение осознания членов семьи так, чтобы сама проблема, скрывающие её от осознания психические защитные механизмы, а также возможное  решение стали осознанной основой  для самоизменения.

    Психологи-консультанты различных направлений используют при консультировании родителей  довольно отличающиеся подходы. Консультирование может применяться, например, в комплексе  с различными педагогическими методами, с методами бихевиорального тренинга или методами воздействия на среду.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

  1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое  консультирование. - Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии). - ISBN 5-86375-111-8
  2. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое подход в консультировании детей и подростков. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 480с. - ISBN 5-7695-0652-0
  3. Гулина, М. А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь, 2001. - 352 с.: ил. - ISBN 5-9268-0049-8
  4. Кочюнас,  Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. - М.: Академический Проект «Гаудеамус», 2005. - ISBN 5-98426-030-1
  5. Немов, Р.С. Психологическое консультирование : Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 528 с. - ISBN 978-5-691-00268-7

Информация о работе Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста