Консультирование при переживании утраты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Психологическое консультирование является процессом, в котором взаимодействуют и проживают часть своей жизни двое: клиент и консультант. В психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Консультирование при переживании утраты…………………………………....5
Заключение……………………………………………………………………......10
Список использованной литературы………………………................................11

Работа содержит 1 файл

консультирование.docx

— 34.19 Кб (Скачать)

 Следует помнить, что,  как и в процессе горя, начальный  и конечный пункты будут зависеть  от клиента. Роль помощника  заключается в том, чтобы распознать, где находится клиент, и работать  на каждой ступени в заданном  клиентом темпе.

 Подход, сфокусированный  на личности, предложен Карлом  Роджерсом, который в работе с клиентом основывается на  позитивное отношение, искренность, сочувствие.

 Эти условия, наряду  с навыками работы по схеме  трехступенчатой модели, обеспечивают  помощь клиентам, основанную на  их нуждах, и соответствуют их  конкретной ситуации.

 СТАДИЯ 1. ИЗУЧЕНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ)

 На этой стадии клиент  говорит так, как он хочет  говорить. Психологу требуется его  выслушать, применяя следующие  техники:

 – отражение;

 – парафраз;

 – отзеркаливание;

 – подсказки и поощрения  («ну и что дальше?..», «да...»,  «ну...», «и тогда...», «и что  потом...» и т. д.);

 – суммирование («Разрешите подвести итог. Ваш муж умер шесть месяцев назад. Это для вас трагично, и вы думаете о том, как вам жить дальше»);

 – фокусирование  (например, одна клиентка пришла на консультацию  со следующими проблемами: муж  бросил, отца посадили в тюрьму, у ребенка корь, телефон отключили  за неуплату и т.д.. В этом  случае необходимо вычленить  из нескольких проблем одну, на которой необходимо сосредоточиться в дальнейшей работе);

 – технику постановки  вопросов (на этой стадии требуется  задавать только общие и открытые  вопросы).

 Задача клиента: рассказать  историю, посмотреть на нее  со стороны, как бы изучить,  «исследовать» ее.

 Задача консультанта  на первой стадии: участвовать  в разговоре и поставить диагноз  (не медицинский). Здесь же нужно  начать работать над тем, как  помочь клиенту и защитить  себя. На этой стадии должны  возникнуть взаимодействие и  контакт друг с другом.

 Однако еще до начала  работы нужно договориться о  «границах» консультации, куда включаются  вопросы конфиденциальности, расписания, особых условий и другие.

 Важно продумать место  консультации: изолированная комната,  удобные кресла и журнальный  столик. Не должно быть постороннего  шума и отвлекающих вещей. Три  условия работы на этой стадии:

 – безусловное положительное  отношение без вынесения каких-либо  моральных суждений;

 –  понимание чувств, которые испытывает клиент;

 – искренность, открытость  и конгруэнтность (по терминологии  К. Роджерса), которые предполагают не ставить себя выше клиента и не считать себя способнее, чем он.

Первая стадия может занимать от пяти минут до четырех часов, что  зависит от консультанта, который  решает, переходить ли на следующую  ступень, потому что сами клиенты  не осознают, все ли они рассказали.

 На первой стадии  исследования становится ясно, что  человек находится в состоянии  отрицания реальности происшедшего.

 Навыки, необходимые консультанту  на первой стадии:

    • внимательное отношение;
    • активное слушание;
    • пересказ/парафраз;
    • отражение чувств;
    • выделение основного;
    • фокусирование;
    • обстановка;
    • вопросы «границ».

 СТАДИЯ 2. НОВОЕ ПОНИМАНИЕ

 Задача клиента: понять  с помощью консультанта, какую  роль играет это событие в  его жизни, посмотреть на ситуацию  с другой точки зрения.

 Задача консультанта: помочь клиенту, применяя персонификацию: «я», а не «мы», «мое», а не  «наше» (т.е. клиент должен быть сфокусирован на своих собственных чувствах и на истории, которую он признает своей: «я почувствовал», «я подумал», «я сделал»). Дать возможность клиенту проработать горе в его темпе.

 Условия работы на  этой стадии:

 – развитая эмпатия, позволяющая консультанту видеть мир глазами клиента;

 – стимулирование (побуждение клиента оспорить те его утверждения, которые прозвучали раньше, например, женщина говорит: «Я – плохая мать», – но до этого она рассказывала о том, как занимается с детьми. Консультант в этом случае говорит: «Давайте остановимся на том, что вы – плохая мать. Раньше вы говорили, что много времени уделяете детям, а плохая мать не будет этого делать...»);

 – немедленная реакция  на то, что происходит в ситуации  консультирования.

 Навыки, необходимые на  второй стадии:

    • новые умения, предлагаемые как «подарок», а не угроза, в помощь клиенту для продвижения вперед к более глубокому эмпатичному пониманию;
    • помощь в понимании затрагиваемых тем, непоследовательности поведения клиента, в разговоре и пр.;
    • информирование;
    • разговор «я – ты» о том, что происходит между консультантом и клиентом;
    • постановка целей.

 СТАДИЯ 3. ДЕЙСТВИЯ

 Это направляющая стадия, нацеленная на позитивные изменения.  В некоторых случаях достаточно  пройти две предыдущие стадии, однако иногда требуется и  завершающая часть, в которой  важны ритуалы.

 Задача клиента: принятие потери и адаптация к новой (без умершего) жизни.

 Задача консультанта: поддержать клиента каким-нибудь  способом в соответствии с  его жизненным планом; осуществить  его и оценить произведенные действия.

 Навыки, необходимые на  третьей стадии:

    • все навыки предыдущих ступеней; согласование плана действий; расстановка приоритетов в решении задач: разрешение проблемы и принятие дальнейших решений;
    • оценивание.

 Зарубежные психологические  (кризисные) службы выделили некоторые  клише, которых рекомендуется  избегать в работе с людьми, переживающими горе [4, с. 42].:

 «На все воля Божья». Не настолько всеведущ человек,  чтобы определять Божью волю, к тому же это не слишком  утешительно.

 «Мне знакомы ваши  чувства». Каждый человек уникален  и мы не можем знать, что  чувствует другой человек.

 «Уже прошло три  недели с его смерти. Вы еще  не успокоились?» Не существует  лимита времени, отпущенного страданию.  Переживание горя может длиться  от шести месяцев до двух  лет, хотя не исключены отклонения  и в ту, и в другую сторону.

 «Благодарите Бога, что  у вас есть еще дети». Даже  если в семье есть другие  дети, родители тяжело переносят  смерть ребенка. 

 «Бог выбирает лучших». Это означает, что все живущие на земле не столь хороши в глазах Бога, кроме того, получается, что Бог не заботится о страданиях, которые причиняет близким умершего.

 «Он прожил долгую  и честную жизнь, и вот пробил  его час». Не существует времени,  подходящего для того, чтобы умереть.  Сколько бы лет ни прожил  человек, смерть – это всегда  горе.

  «Позвоните мне, если  что-то понадобится». Если мы выбираем  этот вариант, то должны быть  готовы ответить на телефонный  звонок в любое время дня  и ночи.

«Вы должны быть сильными ради своих детей, жены и т.д.». Страдающему  человеку нет необходимости быть сильным ради кого бы то ни было, не исключая и самого себя. Убеждая  людей быть сильными, мы тем самым  уговариваем их отречься от реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам.

 Различными консультативными  службами отмечено, что желания  клиентов, переживающих горе, и соответствующая  помощь им, как правило, касаются  следующих тем:

 «Позвольте мне просто  поговорить». Эти люди хотят  говорить об умершем, причине  смерти и о своих чувствах  в связи с произошедшим. Им хочется проводить долгие часы в воспоминаниях, смеяться и плакать. Они хотят рассказать о его жизни – все равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо еще раз перебрать все мельчайшие подробности до тех пор, пока те не перестанут пугать их и не оставят в покое, и тогда они смогут оплакивать свою потерю.

 «Спросите меня о  нем (ней)». Мы часто избегаем  разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о близких умершего. «На кого он (она) был похож?», «Что он (она) любил делать?», «Какие самые приятные ваши воспоминания связаны с ним (ней)?». Это только некоторые из вопросов, задав которые, мы можем проявить свой интерес к прожитой жизни.

 «Поддержите меня и  позвольте мне выплакаться». Нет  большего подарка, который мы  можем сделать убитому горем  человеку, чем сила наших рук,  обхвативших его за плечи. Прикосновение  – это чудо терапии; так  мы выражаем свою заботу и  внимание, когда слова нам неподвластны.

 Люди плачут, им необходимо  плакать, и намного лучше делать  это в теплой обстановке понимания,  нежели в одиночку.

 «Не пугайтесь моего  молчания». Бывают случаи, когда  перенесшие утрату люди как  бы замирают, беззвучно глядя  в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Мы должны позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовы продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесь-и-сейчас». Нам не нужно знать, где они были и о чем думали. О чем мы должны побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно.

 Для «выздоровления»  от горя можно давать клиентам  следующие рекомендации:

1. Примите свое горе. Примите  с готовностью телесные и эмоциональные  последствия смерти любимого  человека. Скорбь является ценой,  которую вы платите за любовь. На принятие может уйти много  времени, но будьте настойчивы  в стараниях.

2. Проявляйте свои чувства.  Не скрывайте отчаяния. Плачьте,  если хочется; смейтесь, если можете.

3. Следите за своим  здоровьем. По возможности, хорошо  питайтесь, ибо ваше тело после  истощающего переживания нуждается  в подкреплении.

4. Уравновесьте работу  и отдых. Пройдите медицинское  обследование и расскажите врачу  о пережитой потере. Вы и так  достаточно пострадали. Не причиняйте  еще больший вред себе и  окружающим, пренебрегая здоровьем.

5. Проявите к себе терпение. Вашему уму, телу и душе потребуются  время и усилия для восстановления  после перенесенной трагедии.

6. Поделитесь болью утраты  с друзьями. Замыкаясь в молчании, вы отказываете друзьям в возможности  выслушать вас и разделить  ваши чувства и обрекаете себя  на еще большую изоляцию и  одиночество.

  7. Можно искать утешения  в религии. Даже если вы спрашиваете  с укором: «Как Бог мог допустить  это?» – скорбь является духовным  поиском. Религия может стать  вам опорой в переживании горя.

9. Помогайте другим. Направляя  усилия на помощь другим людям,  вы учитесь лучше относиться  к ним, поворачиваясь лицом  к реальности, становитесь более  независимыми и, живя в настоящем,  отходите от прошлого.

10. Делайте сегодня то, что необходимо, но отложите важные  решения. Начните с малого –  справляйтесь с повседневными  домашними делами. Это поможет  вам восстановить чувство уверенности,  однако воздержитесь от немедленных  решений продать дом или поменять  работу.

11. Примите решение вновь  начать жизнь. Восстановление  не наступает в течение одной  ночи. Держитесь за надежду и  продолжайте адаптироваться вновь.

 Для работы с утратой  успешно используются техники  гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования, когнитивно-поведенческой терапии и так же применяются групповые формы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: психологическое консультирование призвано помочь человеку, личности стать  сильным, выработать собственные жизненные  стратегии и тактики. И в конечно  счете он должен прожить свою, а  не чужую жизнь.

Когда человек потерял  близкого, прошел через боль развода  или пережил иное травматическое событие, ему не перешагнуть, не выпрыгнуть в новую жизнь. Умерший человек, события, место или время жизни  навсегда останутся как часть  биографии. Чем субъективно значительней потеря, тем сильнее горе. И единственный путь – идти в самую гущу, зная, что это единственный способ выйти  из горя победителем. Боль от горя созидательна. Она реальна, она длиться не вечно. Боль от горя, аналогична боли при родах. Она мучительна и запредельна, но эти мучения вознаграждаются  новой жизнью.

Информация о работе Консультирование при переживании утраты