Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:06, контрольная работа
Психологическое консультирование является процессом, в котором взаимодействуют и проживают часть своей жизни двое: клиент и консультант. В психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.
Введение………………………………………………………………………….....3
Консультирование при переживании утраты…………………………………....5
Заключение……………………………………………………………………......10
Список использованной литературы………………………................................11
Следует помнить, что,
как и в процессе горя, начальный
и конечный пункты будут
Подход, сфокусированный на личности, предложен Карлом Роджерсом, который в работе с клиентом основывается на позитивное отношение, искренность, сочувствие.
Эти условия, наряду с навыками работы по схеме трехступенчатой модели, обеспечивают помощь клиентам, основанную на их нуждах, и соответствуют их конкретной ситуации.
СТАДИЯ 1. ИЗУЧЕНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ)
На этой стадии клиент говорит так, как он хочет говорить. Психологу требуется его выслушать, применяя следующие техники:
– отражение;
– парафраз;
– отзеркаливание;
– подсказки и поощрения
(«ну и что дальше?..», «да...»
– суммирование («Разрешите подвести итог. Ваш муж умер шесть месяцев назад. Это для вас трагично, и вы думаете о том, как вам жить дальше»);
– фокусирование (например,
одна клиентка пришла на
– технику постановки
вопросов (на этой стадии требуется
задавать только общие и
Задача клиента: рассказать историю, посмотреть на нее со стороны, как бы изучить, «исследовать» ее.
Задача консультанта
на первой стадии: участвовать
в разговоре и поставить
Однако еще до начала работы нужно договориться о «границах» консультации, куда включаются вопросы конфиденциальности, расписания, особых условий и другие.
Важно продумать место консультации: изолированная комната, удобные кресла и журнальный столик. Не должно быть постороннего шума и отвлекающих вещей. Три условия работы на этой стадии:
– безусловное положительное
отношение без вынесения каких-
– понимание чувств, которые испытывает клиент;
– искренность, открытость и конгруэнтность (по терминологии К. Роджерса), которые предполагают не ставить себя выше клиента и не считать себя способнее, чем он.
Первая стадия может занимать от пяти минут до четырех часов, что зависит от консультанта, который решает, переходить ли на следующую ступень, потому что сами клиенты не осознают, все ли они рассказали.
На первой стадии
исследования становится ясно, что
человек находится в состоянии
отрицания реальности
Навыки, необходимые консультанту на первой стадии:
СТАДИЯ 2. НОВОЕ ПОНИМАНИЕ
Задача клиента: понять
с помощью консультанта, какую
роль играет это событие в
его жизни, посмотреть на
Задача консультанта:
помочь клиенту, применяя
Условия работы на этой стадии:
– развитая эмпатия, позволяющая консультанту видеть мир глазами клиента;
– стимулирование (побуждение клиента оспорить те его утверждения, которые прозвучали раньше, например, женщина говорит: «Я – плохая мать», – но до этого она рассказывала о том, как занимается с детьми. Консультант в этом случае говорит: «Давайте остановимся на том, что вы – плохая мать. Раньше вы говорили, что много времени уделяете детям, а плохая мать не будет этого делать...»);
– немедленная реакция на то, что происходит в ситуации консультирования.
Навыки, необходимые на второй стадии:
СТАДИЯ 3. ДЕЙСТВИЯ
Это направляющая стадия,
нацеленная на позитивные
Задача клиента: принятие потери и адаптация к новой (без умершего) жизни.
Задача консультанта:
поддержать клиента каким-
Навыки, необходимые на третьей стадии:
Зарубежные психологические
(кризисные) службы выделили
«На все воля Божья».
Не настолько всеведущ человек,
«Мне знакомы ваши чувства». Каждый человек уникален и мы не можем знать, что чувствует другой человек.
«Уже прошло три
недели с его смерти. Вы еще
не успокоились?» Не
«Благодарите Бога, что у вас есть еще дети». Даже если в семье есть другие дети, родители тяжело переносят смерть ребенка.
«Бог выбирает лучших». Это означает, что все живущие на земле не столь хороши в глазах Бога, кроме того, получается, что Бог не заботится о страданиях, которые причиняет близким умершего.
«Он прожил долгую и честную жизнь, и вот пробил его час». Не существует времени, подходящего для того, чтобы умереть. Сколько бы лет ни прожил человек, смерть – это всегда горе.
«Позвоните мне, если что-то понадобится». Если мы выбираем этот вариант, то должны быть готовы ответить на телефонный звонок в любое время дня и ночи.
«Вы должны быть сильными ради своих детей, жены и т.д.». Страдающему человеку нет необходимости быть сильным ради кого бы то ни было, не исключая и самого себя. Убеждая людей быть сильными, мы тем самым уговариваем их отречься от реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам.
Различными консультативными службами отмечено, что желания клиентов, переживающих горе, и соответствующая помощь им, как правило, касаются следующих тем:
«Позвольте мне просто поговорить». Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти и о своих чувствах в связи с произошедшим. Им хочется проводить долгие часы в воспоминаниях, смеяться и плакать. Они хотят рассказать о его жизни – все равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо еще раз перебрать все мельчайшие подробности до тех пор, пока те не перестанут пугать их и не оставят в покое, и тогда они смогут оплакивать свою потерю.
«Спросите меня о нем (ней)». Мы часто избегаем разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о близких умершего. «На кого он (она) был похож?», «Что он (она) любил делать?», «Какие самые приятные ваши воспоминания связаны с ним (ней)?». Это только некоторые из вопросов, задав которые, мы можем проявить свой интерес к прожитой жизни.
«Поддержите меня и
позвольте мне выплакаться». Нет
большего подарка, который мы
можем сделать убитому горем
человеку, чем сила наших рук,
обхвативших его за плечи.
Люди плачут, им необходимо
плакать, и намного лучше
«Не пугайтесь моего молчания». Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Мы должны позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовы продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесь-и-сейчас». Нам не нужно знать, где они были и о чем думали. О чем мы должны побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно.
Для «выздоровления» от горя можно давать клиентам следующие рекомендации:
1. Примите свое горе. Примите
с готовностью телесные и
2. Проявляйте свои чувства. Не скрывайте отчаяния. Плачьте, если хочется; смейтесь, если можете.
3. Следите за своим
здоровьем. По возможности,
4. Уравновесьте работу
и отдых. Пройдите медицинское
обследование и расскажите
5. Проявите к себе терпение.
Вашему уму, телу и душе
6. Поделитесь болью утраты
с друзьями. Замыкаясь в молчании,
вы отказываете друзьям в
7. Можно искать утешения
в религии. Даже если вы
9. Помогайте другим. Направляя
усилия на помощь другим людям,
10. Делайте сегодня то,
что необходимо, но отложите важные
решения. Начните с малого –
справляйтесь с повседневными
домашними делами. Это поможет
вам восстановить чувство
11. Примите решение вновь
начать жизнь. Восстановление
не наступает в течение одной
ночи. Держитесь за надежду и
продолжайте адаптироваться
Для работы с утратой успешно используются техники гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования, когнитивно-поведенческой терапии и так же применяются групповые формы работы.
Заключение
Обобщая все вышеизложенное,
можно сделать следующие
Когда человек потерял близкого, прошел через боль развода или пережил иное травматическое событие, ему не перешагнуть, не выпрыгнуть в новую жизнь. Умерший человек, события, место или время жизни навсегда останутся как часть биографии. Чем субъективно значительней потеря, тем сильнее горе. И единственный путь – идти в самую гущу, зная, что это единственный способ выйти из горя победителем. Боль от горя созидательна. Она реальна, она длиться не вечно. Боль от горя, аналогична боли при родах. Она мучительна и запредельна, но эти мучения вознаграждаются новой жизнью.