Консультирование при переживании утраты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Психологическое консультирование является процессом, в котором взаимодействуют и проживают часть своей жизни двое: клиент и консультант. В психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Консультирование при переживании утраты…………………………………....5
Заключение……………………………………………………………………......10
Список использованной литературы………………………................................11

Работа содержит 1 файл

консультирование.docx

— 34.19 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….....3

Консультирование при  переживании утраты…………………………………....5

Заключение……………………………………………………………………......10

Список использованной литературы………………………................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово «консультирование» происходит от латинского consultare – совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. «Консультировать»  – значит давать совет по интересующей проблеме [3, с. 4].

Психологическое консультирование является процессом, в котором взаимодействуют  и проживают часть своей жизни двое: клиент и консультант.  В психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и так далее.  Психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

В своей работе мы обобщим  информацию, относящуюся к консультировании при переживании утраты.

Наиболее типичными причинами  переживания горя при утрате являются смерть близкого человека и развод.  Каждый человек в течение жизни  что-то теряет, материальное или духовное, но когда из жизни уходит близкий  или любимый человек, это самая  горькая утрата, сопровождаемая сильнейшими  переживаниями [2, с. 209]. После потери близкого, человек испытывает острое горе.

Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся  возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что  навсегда лишился радости и желания  жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость? Все это – не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы, знать конкретные ответы, на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному  долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультирование  при переживании утраты

Горе охватывает все сферы  психической жизни человека и  сопровождается физическим страданием. Поэтому консультирование клиента  при утрате  –  трудная работа, которая начинается  с утешения  и поддержки и заканчивается  разрешением тяжелой и болезненной  реакции потери, если клиент этого  хочет.

Профессиональная задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту по-настоящему пережить утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить  остроту душевных переживаний. Скорбь  нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо. [1, с. 795].

При консультировании необходимо обращать внимание на следующие ключевые моменты:

    • слушать, принимать, а не осуждать;
    • сделать так, чтобы человеку стало ясно, что у вас есть искреннее желание ему помочь;
    • принимать чувства и страхи человека серьезно;
    • быть готовым, что некоторые люди будут злиться на вас;
    • нужно дать время для того, чтобы появилось доверие: пока его нет, клиент не способен делиться с вами своими переживаниями;
    • дать надежду, подбодрить клиента тем, что, несмотря на болезненность испытания, люди все же оправляются от горя;
    • соблюдать уместную дистанцию и не позволять себе запутаться в чужих проблемах настолько, чтобы стало невозможным сохранять позицию помогающего;
    • позволить пережившему утрату выразить целый ряд чувств, мыслей и действий.

 При этом нужно:

    • быть реалистичным  (желание устранить боль немедленно – неуместно);
    • побуждать к разговору об умершем и выражению чувств;
    • не удивляться, что человек повторяет историю о смерти; повторение и проговаривание – естественный способ справиться с горем;
    • дать человеку информацию о том, что «нормально» в состоянии горя, например соматические симптомы, нарушение сна, плохой аппетит и т. д.;
    • позволить ему найти подходящую «передышку» от горя, не давая в то же время избегать процесса «работы горя».

 Если реакция утраты  подавляется,  также нужно изучить  причины, почему человек избегает  горя. Если реакция утраты искажена  нужно:

    • работать над проблемами, созданными отношением сильной зависимости;
    • обратить внимание на двойственные отношения между умершим и горюющим человеком; искать, в чем их истоки;
    • если чувство вины необоснованно, помочь человеку избавиться от него;
    • если чувство вины обоснованно, подумать о том, как человек может с этим жить, может ли он как-то искупить свою вину;
    • попытаться найти незаконченные дела между умершим и горюющим и проработать этот вопрос.

 Если горе приобретает  хронический оттенок, то следует  установить:

    • почему человек не может отказаться от этой фиксации;
    • какой отпечаток смерть отбрасывает на отношение человека к себе на фоне утраты;
    • есть ли какая-то вторичная выгода от того, что человек держится за горе, например, он обнаружил, что о нем стали заботиться, его «замечают», а этого ему ранее не хватало.

 Консультации являются  только частью процесса «работы  горя»,  большая ее часть совершается  в естественных взаимоотношениях  с окружающими. Важно не мешать  этому процессу.

 Этапы психологической  помощи выстраиваются в соответствии  с этапами переживания горя.

 Помощь на стадии шока. Нужно вывести человека из шокового состояния, помочь ему признать факт потери, а когда он будет к этому готов, постараться пробудить чувства, тем самым запустив работу горя, чтобы человек не застрял на стадии горевания [2, с. 236]. Необходимо присутствовать рядом с человеком, понесшим утрату, не оставлять его одного, заботиться о нем. Прежде всего, быть открытым по отношению к горюющему человеку и чутким ко всем его переживаниям. Говорить об эмоционально значимых моментах случившегося, затрагивая скрытые, еще не изменившиеся чувства. Выражать свою заботу и внимание лучше через прикосновения (во время разговора прикасаться к нему, держать его руки в своих, погладить по плечу, прижать к себе и т.д.). Именно таким образом люди выражают свое участие, когда слова им неподвластны. Даже простое пожатие руки лучше, чем холодная изоляция. Страдающий человек всегда вправе не принять руку, так же как и другое участие, но предлагать помощь необходимо.

 Помощь  на стадии острого горя. Следует говорить об умершем, причине смерти и чувствах в связи с происшедшим. Спрашивать об умершем, слушать воспоминания о нем, рассказы о его жизни, даже если они неоднократно повторяются. Вопросы: «На кого он был похож?», «Можно ли увидеть его фотографии?», «Что он любил делать?», «Что вы сейчас вспоминаете о нем?» вовсе не бестактны, они позволяют скорбящему выговориться.

 Если перенесший потерю  человек как бы замирает, ничего  не говорит, глядя в пространство, не стоит пытаться его разговорить, во что бы то ни стало заполнить тишину словами. Необходимо быть готовыми продолжить разговор, когда тот возвратится к реальности. Не всегда нужно знать, в какие воспоминания погружается человек, о чем он думает. Главное – создать вокруг него атмосферу присутствия и понимания.

 В случае внезапной  или насильственной смерти необходимо  неоднократно обсуждать все мельчайшие  детали, до тех пор, пока они  не утратят своего устрашающего, травматического характера, –  только тогда человек, потерявший  близкого, сможет оплакивать его.

 Необходимо дать возможность  выплакаться, не стараясь непременно  утешать. При этом не следует  всем своим видом постоянно  подчеркивать сочувственное отношение.

 Постепенно (ближе к  концу этого периода) следует  приобщать скорбящего к домашним  делам и повседневной деятельности.

 Помощь  на стадии восстановления. Надо помогать заново, включиться в жизнь, планировать будущее. Поскольку человек может неоднократно возвращаться к переживаниям острого периода, необходимо давать ему возможность вновь и вновь говорить об умершем. Полезными в этот период могут быть и какие-либо просьбы о помощи со стороны друзей, близких, выполнение которых поможет пережившему утрату «встряхнуться»;  иногда эффективны даже упреки в безразличии, невнимании к близким, напоминания об обязанностях.

 Помощь профессионала,  прежде всего, необходима человеку, горе которого приобрело патологический  характер, либо когда велик риск, что оно может стать таковым.  В этом случае используется  весь комплекс методов, пригодных  для кризисной помощи, терапии  психологических травм и посттравматического  стресса. Психологическая помощь  может потребоваться и через  годы, прошедшие после утраты, в  тех случаях, когда «работа  горя» не была завершена.

 Проблемы, разрешаемые  в процессе консультирования, индивидуальны.  Некоторые люди просто не понимают, что с ними происходит. Человек  может отрицать переживание горя, поскольку считает, что это  показывает его слабость. Клиенты,  обратившиеся за помощью в  период острой стадии, требуют  от психолога спасения, что может  стать своего рода западней  для профессионала, который в  такой ситуации просто обречен испытывать чувство вины. Обычно на острой стадии горя человек жаждет, прежде всего, облегчения страданий, так как боль утраты и другие переживания могут быть невыносимыми. В этот период психолог должен помогать в переживании боли, необходимом для заживления травмы, а не избегать и не отрицать ее, что делает кризисную помощь очень сложной проблемой, в том числе и для консультанта, поскольку он может оказаться мишенью для выражения агрессии со стороны клиента.

 Количество сессий  можно заранее установить только  тогда, когда речь идет о  решении конкретной проблемы (например, вновь выйти на работу или  начать навещать могилу умершего), а в большинстве случаев консультирование  продолжается до тех пор, пока  клиент нуждается в таком «сопровождении».  По различным данным, большинство  клиентов, консультирующихся в связи  с утратой, проходят от четырех  до десяти сессий в течение  одного или двух лет после  события. Довольно распространены  и однократные обращения, в  основном за разъяснениями и  информацией.

 Характер и темп  консультирования зависит от  множества индивидуальных факторов, например, особенностей личности  клиента, обстоятельств утраты  и т. д. Ранние сессии обычно  фокусируются на переживаниях  острой боли от потери, утраты  контроля над своей жизнью, отсутствии  смысла. Консультант обеспечивает  необходимую эмоциональную поддержку,  помогает выражать чувства, прежде  всего – боль. В качестве основного  метода используется безоценочное  слушание. Поддерживается стремление  горюющего каждый раз снова говорить о своей утрате, окружающим рекомендуется придерживаться подобной установки. Консультант может давать и советы о режиме сна, питания и других деталях жизни, направить к врачу для медицинского обследования и лечения.

 Где-то в середине  пути консультант сталкивается  с феноменом «всплывания» у  клиента интенсивных переживаний,  возвращения острой боли и  других тяжелых чувств. Однако  темы консультирования изменяются. Ключевыми становятся проблемы  идентичности, изменения ролей, необходимость  воссоздания после утраты своего  Я. Клиент может присоединиться  к поддерживающей группе, где  встретит таких же людей, потерявших  близкого человека. Для переживающего горе в этот период важна и физическая активность.

 Задачей завершающих  сессий является помощь в возвращении  к обычной жизни и в воссоздании  жизненных смыслов. Консультант  помогает намечать цели, строить  новые планы; он с клиентом  обсуждает достигнутое в совместной работе. Возможно, клиенту необходимо помочь освоить новые поведенческие навыки или восстановить старые, например, знакомиться и поддерживать знакомства, изменить образ жизни. Важно осмыслить, что все это делается не для того, чтобы «заменить» утраченное. На самом деле, «работа' горя» вряд ли может быть когда-нибудь полностью завершена.

 При работе с острой  реакцией утраты предлагается  также трехступенчатая модель  помощи. Консультант должен создать  надежную, спокойную атмосферу для  клиента. Так же при работе  с клиентами очень полезно  придерживаться систематической  структуры.

Информация о работе Консультирование при переживании утраты