Консультирование по реализму

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ особенностей консультирования реализмом или терапии реальностью.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие консультирования по реализму (терапии реальности).
2. рассмотреть теорию консультирования по реализму;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие консультирования по реализму (терапии реальности)…………....4
Теория консультирования по реализму………………………………………6
Отношения в консультировании…………………………………………...7
Преподавание теории контроля…………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………...…..15
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Консультирование по реализму.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

      Прямое  обучение. Исходя из того, что клиенты способны понимать и воспринимать идеи, консультанты могут порекомендовать им прочитать книгу Глассера «Теория контроля», а затем вместе обсудить ее содержание. Затем консультанты и клиенты могут проанализировать проблемы клиентов с точки зрения теории контроля. Клиенты не обязательно должны прибегать к чтению специальных книг и использованию содержащегося в них материала, но такая самостоятельная работа клиентов помогает сэкономить время.

      Помощь  в определении  желаний и потребностей.

        Консультанты пытаются понять, что клиенты хотят в данный момент. Когда консультанты спрашивают клиентов: «Что вы хотите?», они спрашивают: «Что вы действительно хотите именно сейчас?» Консультанты стараются выяснить, находятся ли клиенты в контакте (и в каком контакте) с тем, чего они действительно хотят. Чем слабее этот контакт, тем труднее работать с клиентами. Клиенты могут отвечать, что они хотят получить другую работу, улучшить отношения с кем-либо или найти человека, которого они могли бы полюбить. Затем консультанты пытаются заставить клиентов описать достаточно детально существующие в их головах изображения того, что они хотят получить именно сейчас. Если клиенты стремятся изменить кого-то другого, консультанты переориентируют их, убеждая, что они могут изменить только самих себя, так как нельзя контролировать других. Консультанты помогают клиентам сфокусировать внимание на том, чего они могут достичь3.

      Консультанты, практикующие терапию реальностью, знакомят клиентов с одним из основных понятий теории контроля — понятием «базисные потребности». Затем консультанты помогают клиентам осознать, какую из своих базисных потребностей они хотят удовлетворить в первую очередь. Брайерли описывает методику «предложения подноса с потребностями», в соответствии с которой консультант спрашивает клиентов: «Если бы у меня был поднос с потребностями и вы могли бы выбрать одну или несколько потребностей сегодня до того, как уйдете домой, какую бы потребность вы выбрали: потребность в любви, личной силе (могуществе), развлечении или свободе?». Ответы клиентов могут помочь консультанту определить, на чем следует прежде всего сконцентрировать внимание (свое и клиента) во время консультирования. Клиентам легче создавать и оценивать картины в голове с целью удовлетворения потребностей тогда, когда они четко знают, какие потребности они желают удовлетворить.

      Оценивание  целостного поведения.

      Оценивание  целостного поведения включает в себя два главных этапа: выяснение, какое поведение имеет место в настоящее время, и определение адекватности данного поведения.

      Как вы ведете себя в  настоящее время? После того как клиенты осознали, чего они хотят и в чем нуждаются, следует спросить их: «Что вы делаете теперь?» или «Какое поведение вы выбираете сейчас?» Часто клиенты говорят так, словно они являются пассивными жертвами обстоятельств или других людей. Клиенты, которые сидят дома, пребывая в состоянии депрессии, и тем не менее утверждают, что они хотят любви, выбирают в качестве деятельного поведения сидение дома, в качестве эмоционального поведения - депрессирование, в качестве мыслительного поведения - мысленное убеждение самих себя: «Я слишком подавлен, чтобы что-нибудь делать», в качестве физиологического поведения - самые разные расстройства, например расстройство сна.

      Часто консультанты просят людей, которых клиенты стараются контролировать или которые, по ощущению клиентов, контролируют их, посетить вместе с клиентами занятие. Цель такого приглашения - помочь и клиентам, и консультантам лучше понять поведение клиентов. Иногда приходящие на занятия люди - ассистенты также извлекают пользу из происходящего во время консультирования.

      Консультанты, практикующие терапию реальностью, сосредоточиваются на компонентах  целостного поведения, связанных с  действием и мышлением, потому что  эти компоненты в наибольшей степени поддаются изменению. Консультанты также ищут эффективные виды поведения, имеющиеся в поведенческих репертуарах клиентов, и могут расспрашивать клиентов о тех периодах жизни в прошлом, когда они функционировали эффективно. Консультанты прилагают усилия как к тому, чтобы помочь клиентам выявить у себя ценные качества, так и к тому, чтобы развить те адекватные виды поведения, которые уже имеются в поведенческих репертуарах клиентов (как правило, легче развить то, что уже имеется, чем то, чего вообще нет на данный момент).

      Дает  ли ваше поведение  то, что вы хотите? Специалисты, практикующие консультирование по реализму, помогают клиентам оценивать свое поведение с учетом имеющихся у них желаний и потребностей. Кроме вопроса: «Дает ли ваше поведение то, чего вы хотите?» консультанты задают и другие вопросы, чтобы заставить клиентов оценить свое поведение. Вот несколько примеров таких вопросов: «Получаете ли вы то, что вы хотите, делая то, что вы делаете? Как ваше поведение помогает вам? Является ли это поведение наилучшим для вас?» С помощью подобных вопросов консультант побуждает клиента осознать, что поведение, которое он выбирает, не позволяет ему получать то, что, по его утверждению, ему требуется. Например, клиента, который хочет любви, но при этом сидит дома и переживает из-за этого, консультант вынуждает признать, что, ведя себя подобным образом, он делает выбор не добиваться любви. Анализ своих ответов на вопросы консультанта побуждает клиентов признавать, что сделанный ими выбор не позволяет осуществлять эффективный контроль над собственной жизнью.

      Планирование  и изменение целостного поведения. Планирование и изменение поведения включают в себя следующие компоненты: поиск альтернативных видов поведения, обсуждение планов, выработку обязательств, соответствующих планам, развитие адекватных видов поведения и оценку прогресса в осуществлении планов.

      Если  ваше поведение в  настоящее время  не дает вам того, чего вы хотите, то какое  поведение, по вашему мнению, могло бы быть эффективнее?

      Как только клиенты понимают, что их поведение в настоящее время не позволяет им эффективно контролировать свою жизнь, они становятся готовы к поиску альтернативных путей восстановления контроля. Консультанты понимают, что клиенты могут прислушиваться к советам посторонних, как поступать, поэтому они задают вопросы, которые побуждают клиентов самостоятельно выбирать наиболее подходящий для них вид поведения. Вопросы могут быть следующими: «Если ваше поведение в настоящее время не дает вам того, что вы хотите, то какое поведение, по вашему мнению, могло бы быть эффективнее? Какой выбор был бы лучше по сравнению с тем выбором, который вы сделали? Что вы можете сделать, чтобы восстановить контроль над своей жизнью?».

      Расскажите  мне о своем  плане. С помощью планов клиенты могут удовлетворять важные потребности, соответствующие картинам в их голове, в промежутках между занятиями и после завершения консультирования. Консультанты, практикующие терапию реальностью, побуждают клиентов к развитию их собственных планов, а не создают планы для клиентов сами. Для того чтобы выполнить эту задачу, консультанты должны работать в тесном контакте с клиентами, поощряя при этом развитие у клиентов чувства уверенности в самих себе. При составлении планов следует сосредоточиваться прежде всего на компонентах целостного поведения, связанных с совершением действий и с мышлением, поскольку, в соответствии с ранее проводившейся аналогией, эти компоненты являются передними колесами автомобиля. Планирование часто включает в себя обнаружение новых картин, которые могут способствовать удовлетворению потребностей. Планы должны быть выполнимы, поэтому их следует составлять с учетом способностей клиентов и их мотивации. Не надо планировать достижение слишком многого слишком быстро, так как клиенты, стремящиеся восстановить контроль, могут нуждаться в постепенном улучшении результатов (при этом у них появится уверенность, необходимая для решения более трудных задач).

      При планировании консультанты часто задают вопросы, которые вынуждают клиентов определенным образом детализировать свои планы. Вообще, чем больше консультанты, практикующие терапию реальностью, ловят клиентов на слове, когда те в деталях описывают свои планы изменения собственного поведения, тем больше у клиентов шансов на успешное осуществление этих планов.

      Считаете  ли вы своим долгом прилагать усилия, чтобы осуществить  свой план? Одно дело - составить план, и совсем другое дело - взять на себя обязательство осуществить этот план. Консультанты, практикующие терапию реальностью, стремятся добиться от клиентов обязательств осуществить разработанные ими планы. Если консультанты утвердили себя во внутренних мирах клиентов в качестве людей, развивающих у них способность удовлетворять потребности, клиенты будут брать на себя обязательства по отношению к ним серьезно. Кроме того, клиенты берут обязательства по отношению к самим себе. Чем серьезнее обязательство, тем больше вероятность того, что человек выполнит его полностью.

      Развитие  адекватного поведения. Тогда, когда это необходимо, консультанты особым образом работают с клиентами, чтобы развить у них определенные типы поведения, требующиеся для осуществления их планов.

      Оценка  прогресса: никаких  оправданий и никаких  наказаний. Консультанты просят клиентов выполнить домашнее задание - осуществить свои планы. Затем консультанты оценивают достижения клиентов. Они исходят из того, что разумные обязательства всегда можно выполнить. Консультанты не принимают никаких оправданий; если клиент не выполнил обязательство, они могут сказать: «Мне не интересно, почему вы не смогли это сделать. Мне интересно, когда вы сможете это сделать и как вы сможете это сделать». Консультанты, практикующие терапию реальностью, помогают клиентам концентрировать внимание на том, что они могут сделать теперь, а не на поисках причин несчастья и неэффективности (такие поиски сопровождаются утратой контроля). Консультанты часто используют конфронтацию. Например, консультант может сказать клиенту: «Вы обещали, что сделаете это. Так когда вы будете делать это?». Реже консультанты прибегают к более острой конфронтации. Например, консультант может заявить клиенту, что его поведение просто нелепо, или строго сказать: «Опомнитесь, вы не можете контролировать меня, используя ваше обычное поведение». Однако в тех случаях, когда планы действительно оказываются невыполнимыми, консультанты работают вместе с клиентами и помогают им разрабатывать новые планы.

      Консультанты  хвалят клиентов, которые успешно  осуществляют свои планы. Любое негативное высказывание консультантов рассматривается  как наказание. Наказание ослабляет взаимосвязь клиентов и консультантов и закрепляет у клиентов черты, характерные для неудачников. Проводится различие между отрицательными последствиями невыполнения планов и наказание.

Заключение

       Таким образом, консультирование по реализму – направление в психотерапии, основным инструментом которого является формирование активной жизненной позиции пациента через принятие ответственности, повышение внутренней свободы в конкретных жизненных ситуациях. Основные принципы терапии реальностью:

       1. Мы являемся творцами своей судьбы, а не ее жертвами.

       2. События следует рассматривать  как "информацию ", а не как  стимулы (в смысле стимулов-реакций). Мы сами решаем, как действовать;  это наш выбор. События не  могут заставить нас переживать  нечто. В конечном счете, мы сами выбираем свои реакции; мы создаем свои ответные чувства.

       3. Людьми движут базовые потребности;  поведение человека - это попытка  повлиять на мир таким образом,  чтобы удовлетворить эти потребности.  В результате терапия реальностью  "учит выбору", указывая клиентам, как удовлетворять свои потребности более адаптивным способом. Терапевт задает провокационный вопрос. "Приводит ли то, что ты делаешь (выбираешь), к тому, чего ты хочешь достичь?". Этот вопрос предполагает, что у пациента есть внутренний образ или некое идеальное представление желаемого, которое он может научиться распознавать и постепенно реализовывать.

       4. Понятие "целостного поведения  " включает в себя действия, мышление, чувства и физиологию. Терапия реальностью сосредоточена  на изменении действий и мышления, которые "всегда произвольно избираются" и которые, в свою очередь, будут изменять чувства и физиологию. Проблемы решаются здесь и теперь, и их решает сам пациент. 4

       Основная  цель терапии реальностью - помочь клиентам стать психологически сильными, практичными, чтобы помочь им выбрать отношение к себе и другим. Люди становятся самостоятельными и ответственными за деятельность, которая сказывается на них самих и других людях. Ответственное поведение позволяет людям брать на себя решение сложных задач, достигать целей и при этом не мешать другим. Оно приводит к формированию идентичности успеха, которая позволяет клиентам жить более продуктивно и гармонично. Терапия реальностью стремится предотвращать проблемы. Помочь клиентам осознать, чего они хотят в этой жизни. Если люди намерены действовать ответственно, для них важно сознавать цель в жизни. Ответственность клиентов состоит в том, чтобы выбирать способы поведения, которые отвечают их личным потребностям.5

Информация о работе Консультирование по реализму