Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:59, контрольная работа

Описание работы

Многочисленные исследования подтверждают наличие прямой связи между эмоциональным состоянием человека и его здоровьем. Если эмоции, мысли и душевные переживания человека подвержены негативным состояниям таким, как: тревога, депрессия, гнев, страх, стресс, апатия, то реакция организма на подобные переживания рано или поздно проявится в виде какой-либо болезни.

Содержание

Введение______________________________________________________3
1. Понятие «психосоматическое заболевание» ______________________4
2. Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами__8
Заключение____________________________________________________11
Список литературы _____________________________________________12

Работа содержит 1 файл

консультир.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Важнейшая задача консультанта в беседе с психосоматическим клиентом - помочь ему выявить, хотя бы частично, скрытую озлобленность. Но как это сделать? Некоторые консультанты начинают с вопросов: "Нервный ли Вы?", "Чувствительный ли Вы?". Возможные ответы на эти вопросы, увы, дают мало сведений. Но можно спросить и о конкретных проблемах и постараться вникнуть в жизнь клиента: "Похоже, что-то в жизни вызывает у Вас озабоченность; не расскажете ли об этом?" или "Что происходит в Вашей жизни, что в ней изменилось, что стало иначе, нежели было раньше?". Вопросы направлены на повседневную жизнь клиента, на перемены в его семье, работе, в отношениях с близкими и друзьями. Порой на такие вопросы консультант слышит ничего не значащий ответ: "Все хорошо". Это всего лишь отговорка, поскольку в жизни каждого человека всегда что-то происходит. Однако консультант должен не противоречить, а продолжать спрашивать клиента о различных аспектах его жизни: чем он занимается на работе, с кем работает, каков его личный вклад в общую работу, как он проводит свободное время, каковы взаимоотношения у него в семье? Не следует настоятельно требовать рассказа о конфликтах, отрицательных чувствах, поскольку из словаря клиента исключены соответствующие понятия.

Консультант должен не только помочь клиенту осознать свою озлобленность, но и указать, как она сказывается на поведении. Одни психосоматические клиенты слащавы и приятны, со всем соглашаются, и трудно поверить в их враждебность. Другие не способны почувствовать, да и не чувствуют недоброжелательности вокруг себя. При возникновении хотя бы малейшего спора они отступают. Если не могут устраниться из ситуации, прибегают к рационализации и говорят себе, что спорящие шутят. Иные склонны выражать свою злость, тем не менее изменяют ее действительный объект [3, с. 129-134].

Беседа  с психосоматическим клиентом об озлобленности обычно трудна и далеко не всегда успешна, хотя позволяет показать клиенту, какова его жизненная ситуация, как он подавляет свою враждебность и как это связано с его  соматическими симптомами. Консультант должен не только помочь клиенту распознать в себе злобу, но и побуждать его к отреагированию в процессе консультирования. Поэтому не удивительно, если в случае успешной работы заменителем действительного объекта враждебности клиента временно становится консультант.

Еще одна существенная причина трудности  консультирования психосоматической  личности состоит в ее "эмоциональной  безграмотности", неспособности  вербализовать свои внутренние переживания, нехватке символического мышления. Эти  свойства в 1972 г. американский психиатр P. Silneos приписал "алекситимной личности". Комплекс сходных качеств наряду с симптомами маскированной депрессии был также обнаружен у лиц, перенесших посттравматический стресс, и даже у некоторых здоровых.

Черты алекситимной (психосоматической) личности служат серьезным препятствием в консультировании и психотерапии. Больше всего консультанта фрустрирует отказ этих клиентов связывать свои соматические жалобы с конфликтами в эмоциональной сфере, хотя часто психологический контекст жалоб очевиден. Очень трудно помочь человеку психологическими методами, когда он свои эмоциональные проблемы понимает как соматические. Такой клиент говорит о разнообразных болях, много молчит, не проявляет никакой мотивации к сотрудничеству, явно ориентирован на медикаментозное лечение, постоянно принуждает консультанта к инициативе. Монотонный, эмоционально бесцветный стиль клиента вызывает у консультанта раздражение, потому что он чувствует себя загнанным в угол. Попытка активно вовлечь клиента в эмоциональные отношения только увеличивает у того тревожность из-за неумения вербализовать чувства. Соответствующий всплеск физиологических реакций позволяет клиенту еще больше жаловаться на соматическое недомогание.

Если  клиент яркий алекситимик, следует  применять процедуры консультирования, направленные не на конфронтацию, а на поддержку. Клиента также следует подготавливать к вербализации своих переживаний. Для этого можно использовать примеры эмоциональных слов и фантазий, анализ различных эмоциональных ситуаций, перевод умозаключений клиента на дифференцированный язык эмоций. Хотя такая подготовка далеко не во всех случаях бывает эффективной, она в определенной степени помогает осознать эмоциональные проблемы и вербализовать их [3, с. 129-134].

 

Заключение 

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием человека и его здоровьем.

Различного  рода стрессы способны влиять на иммунную и гормональную систему организма  человека.

На сегодняшний  день велико влияния психоанализа на объяснение и лечение психосоматический нарушений.

Консультант может столкнуться с определенными трудностями в ходе работы с клиентом, страдающим психосоматическим расстройствами. Большинство из них связаны с тем, что клиент отказывается связывать свои соматические жалобы с конфликтами в эмоциональной сфере.

 

Список  литературы: 

1. Аммон Г. Психосоматическая терапия / Г. Амон . - СПб.: Речь, 2000. - 238 с.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.

3. Кулаков С.А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков - СПб.: Речь, 2003. - 288 с.

4. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2005. - 992 с.

5. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. М.: Независимая фирма "Класс", 2005. - 592 с.

6. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства [электронный ресурс]

Режим доступа:

http://www.koob.ru/smulevich_a_b/

Информация о работе Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами