Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:59, контрольная работа

Описание работы

Многочисленные исследования подтверждают наличие прямой связи между эмоциональным состоянием человека и его здоровьем. Если эмоции, мысли и душевные переживания человека подвержены негативным состояниям таким, как: тревога, депрессия, гнев, страх, стресс, апатия, то реакция организма на подобные переживания рано или поздно проявится в виде какой-либо болезни.

Содержание

Введение______________________________________________________3
1. Понятие «психосоматическое заболевание» ______________________4
2. Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами__8
Заключение____________________________________________________11
Список литературы _____________________________________________12

Работа содержит 1 файл

консультир.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение______________________________________________________3

1. Понятие «психосоматическое  заболевание»  ______________________4

2. Консультирование  клиентов с психосоматическими  расстройствами__8

Заключение____________________________________________________11

Список литературы _____________________________________________12 
Введение
 

Многочисленные  исследования подтверждают наличие  прямой связи между эмоциональным  состоянием человека и его здоровьем. Если эмоции, мысли и душевные переживания человека подвержены негативным состояниям таким, как: тревога, депрессия, гнев, страх, стресс, апатия, то реакция организма на подобные переживания рано или поздно проявится в виде какой-либо болезни.

Как правило, при психосоматических заболеваниях человек не связывает их возникновение с душевным состоянием, а пытается найти причину болезни только на телесном уровне, на чем и акцентирует внимание при обращении к врачу. При обследовании у врача явной причины болезни, расстройства органа или систем организма установить не удается.

Многочисленные  исследования подтверждают, что стресс как сильный, так и хронический или повседневный влияет на иммунную и гормональную систему организма. И если человеку не оказывается помощь по преодолению стрессовых ситуаций, то постепенно формируются психосоматические расстройства.

  
1. Понятие «психосоматические заболевания»
 

Термин "психосоматические" происходит от двух греческих слов, "psyche" - "душа" и "soma" - тело. Он используется для описания физических симптомов, являющихся прямым результатом умственного или эмоционального состояния человека.

Психосоматические заболевания - это не воображаемые и  не психические болезни. Физическая болезнь в этих случаях может  проявляться в таких разнообразных  формах, как боль в спине, потеря голоса, мигрень, тошнота, колит, язва желудка и даже временный паралич. Астма, экзема и другие аллергические реакции также могут попадать под эту категорию. Этому есть своё объяснение. Хотя приступ астмы или вспышка экземы случаются в результате воздействия внешних факторов, часто бывает так, что у человека аллергические реакции возникают вследствие стресса, а когда он спокоен, то, даже если он подвергается воздействию того же самого аллергена, никаких аллергических реакций у него не возникает [6].

На развитие соматических заболеваний прямо или косвенно могут влиять различные психологические факторы. Вместе с тем возникновение ряда психических расстройств может быть вызвано нервной и эндокринной патологией. Психические расстройства также могут быть реакцией на соматические заболевания. Использование понятия "психосоматические" для характеристики всех этих расстройств недостаточно строго и определенно. Однако это понятие, по крайней мере, подчеркивает существование взаимосвязей между психическими расстройствами и соматическими заболеваниями.

В более  узком смысле понятие «психосоматические»  относится лишь к группе расстройств, в развитии которых психические  факторы играют непосредственно  этиологическую роль. Но даже и здесь  речь идет, как правило, о сложной  комплексной причине расстройства, далеко не всегда исчерпывающейся лишь психическими факторами. Важно учитывать необходимый биологический компонент этой комплексной причины (например, генетическую предрасположенность при инсулинонезависимом сахарном диабете), который в сочетании с психическим фактором (например, депрессией) и социальным стрессом (например, потерей любимого человека) создает набор факторов, достаточный для возникновения болезни; отсюда термин - биопсихосоциальный. Следовательно, стрессовые факторы и психические реакции на них могут рассматриваться катализаторы болезни. Эти реакции неспецифичны и способны провоцировать развитие таких заболеваний, как сахарный диабет, системная красная волчанка, лейкоз, рассеянный склероз. Кроме того, роль психических факторов относительна и широко варьирует у больных с одним и тем же заболеванием. Так, например, в этиологии бронхиальной астмы генетическая, аллергическая, инфекционная и эмоциональная составляющие у разных больных могут быть представлены в различных пропорциях [5, с. 177].

Тот факт, что психический стресс может  способствовать возникновению различных  соматических заболеваний или изменять их течение, известен давно, однако врачи  общей практики зачастую весьма скептически  относятся к этому. Бесспорно, что эмоции влияют на функцию вегетативной нервной системы: они изменяют частоту сердечных сокращений, потоотделение, перистальтику кишечника. Психические процессы по мимо этого способны влиять на иммунитет. Это подтверждается клиническими работами и опытами на животных. Так, у мышей наблюдается отчетливое снижение иммунного ответа при воздействии условных раздражителей. Однако механизмы взаимодействия головного мозга и иммунной системы остаются невыясненными. В настоящее время психоиммунология стала важной областью науки [1, с. 46].

Непрямое (опосредованное) действие психических  факторов может сказываться на течении  многих заболеваний. Обычно стремление пациента отрицать наличие заболевания (или, в более мягкой форме, отрицать тяжесть болезни) ведет к нарушениям лечебного режима или отказу выполнять назначения врача. Например, при диабете ощущение зависимости от бесконечных инсулиновых инъекций и строжайшей диеты может вызвать у больного состояние подавленности или снижение настроения, в результате чего он вообще может отказаться от лечения. Как следствие развивается псевдолабильный диабет, лечение которого, пока больной находится во власти психологического конфликта, практически невозможно. Другими характерными примерами являются случаи прекращения больными лечения артериальной гипертензии или эпилепсии либо отказа от необходимых обследований или операций.

Все чаще врачам общей практики приходится иметь  дело с хроническими или рецидивирующими  заболеваниями, такими, как инфаркт  миокарда, артериальная гипертензия, цереброваскулярная патология, сахарный диабет, злокачественные новообразования, ревматоидный артрит и хронические респираторные заболевания. Эти заболевания тесно связаны с социальными и психическими стрессами сложными причинноследственными отношениями. Психосоциальные влияния, взаимодействуя с факторами наследственной предрасположенности, особенностями личности, типом нейроэндокринных реакций на жизненные трудности, могут изменять клиническое течение перечисленных выше заболеваний.

Действие  психосоциальных стрессов, провоцирующих внутренние конфликты и вызывающих адаптивную реакцию, может проявляться скрытно, под маской соматических расстройств, симптоматика которых схожа с симптоматикой органических заболеваний. В подобных случаях эмоциональные нарушения нередко не только не замечаются и даже отрицаются пациентами, но и не диагностируются врачами. Причины и механизмы формирования того или иного соматического симптома в ответ на психосоциальный стресс могут прослеживаться достаточно отчетливо. Например, тревога прямо связана тахикардией, потоотделением и т.д. Однако механизмы развития психогенных симптомов часто остаются неясными, хотя, как правило, их связывают с напряженностью, проявляющейся как непосредственно (например, мышечное напряжение), так и в конверсионной форме [4, с. 332].

Конверсия - это неосознаваемый процесс трансформации  психических конфликтов и тревоги  в соматические симптомы. Понятие  конверсии традиционно связывается  с истерическим (гистрионическим) поведением. Однако в более широком понимании конверсия - это явление, встречающееся у пациентов обоих полов и различных типов личности. Хотя конверсионная симптоматика - клиническая реальность в повседневной работе, она, к сожалению, недостаточно знакома врачам общей практики и редко диагностируется. В результате больные с конверсионными расстройствами подвергаются разнообразным сложным, неприятным, а иногда и опасным обследованиям для обнаружения несуществующих органических соматических заболеваний [3, с. 102].

Конверсионным может быть практически любой симптом. Анализ истории заболевания позволяет проследить, как пациент «выбирает» свой собственный симптом. «Выбирается», как правило, расстройство, знакомое пациенту, зачастую ранее пережитое во время реального соматического заболевания, например тяжелого перелома, приступа стенокардии, повреждения поясничного диска. Под действием психосоциального стресса такой симптом появляется вновь (или сохраняется несмотря на проводимое адекватное лечение) как психогенный симптом. Кроме того, пациенты могут «заимствовать» симптом у других. Например, студенту-медику, курирующему больного лимфомой, кажется, что у него увеличены лимфоузлы; у родственника или знакомого больного инфарктом миокарда появляются боли в груди. В каждом таком случае пациент с конверсионным расстройством идентифицирует себя с тем, у кого он наблюдал данное расстройство. Наконец, конверсионный симптом может бессознательно выбираться пациентом как метафора его психосоциальной ситуации. Например, у отвергнутого любимой - боль в груди («разбитое сердце»); у тяготящегося своей участью - боль в спине (как будто бы от тяжёлой ноши). Вообще боль - это наиболее типичный конверсионный симптом. Известны атипичные лицевые боли, неопределенные головные боли, колики неясной локализации, боли в шее и спине, поясничные боли (иногда симулирующие перемежающуюся хромоту) и др. [3, . 103].

Определенный  интерес представляет проявление конверсионной  симптоматики в форме так называемой массовой или эпидемической истерии, при которой группу людей внезапно охватывает беспокойство по какому-либо поводу, например по поводу пищевого отравления, содержания токсичных веществ в воздухе и т.п. Среди «заболевших» распространяются симптомы, впервые появившиеся у кого-либо из членов данной группы. Наиболее часто сообщается о «заболевших» в школах группах подростков. Однако подобные «эпидемии» возможны и в других коллективах. При первых сообщениях ситуация иногда излишне драматизируется из-за диагностических трудностей, но в дальнейшем отсутствие реальной угрозы и благополучный исход становятся очевидными.

Тревогу и депрессию принято считать  выражением психического стресса, проявляющегося нередко в форме соматических расстройств. Когда пациент говорит  сразу о множестве расстройств, жалуясь при этом на душевную боль, диагностика обычно не представляет особых трудностей. Но если пациент жалуется на расстройства одной определенной системы, но не сообщает об эмоциональном дискомфорте, то диагностика осложняется. Подобные случаи часто описываются как маскированные депрессии, хотя более подходящим было бы название маскированиая тревога. В этих случаях могут выявляться дисфория и такие симптомы депрессии, как бессонница, идеи самоуничижения, двигательная заторможенность, пессимистический взгляд на жизнь. При этом пациент может отрицать снижение настроения. В других случаях тревога и депрессия осознаются, но воспринимаются как нечто вторичное, т.е. как реакция на физическое недомогание.

Каждый  больной по-своему реагирует на имеющееся у него заболевание, поэтому разумно учитывать следующие особенности; психологическое воздействие хронической болезни, отношение к диагнозу - признание или недостаточное понимание, манеру общения и отношение к врачу. Отношение больных к побочным действиям лекарств тоже широко варьирует.

 

2. Консультирование  клиентов с психосоматическими  расстройствами 

Существует  множество попыток объяснить  происхождение психосоматических  нарушений. Почти все они, так  или иначе, связаны с психоаналитическим пониманием личности, потому как сами основы психосоматической медицины в третьем десятилетии нашего века формировались под влиянием психоанализа. И сегодня влияние психоанализа на объяснение и лечение психосоматических нарушений довольно велико. Длительное время подчеркивалось значение особенностей личности в возникновении психосоматических нарушений (например, Dunbar описал "коронарную", "аллергическую", "гипертоническую", "ревматоидную" и др. личности). Позднее полагали, что возникновение конкретных психосоматических нарушений предопределено устойчивостью определенных эмоциональных состояний (один из основоположников психосоматической медицины, Weitzsaker, утверждал, что злоба и ожесточенность обусловливают возникновение болезней сердца; бессилие и зависимость приводят к расстройствам пищеварительного тракта; сексуальное напряжение способствует нарушению системы дыхания и т.п.). В настоящее время ученые склоняются к концепции многофакторного патогенеза психосоматических нарушений и объясняют их не личностной структурой, а специфическими психологическими, генетическими и социальными факторами. Подчеркивается значение генетически заданных свойств человека (в том числе и психических), повышенной уязвимости отдельных органов (обусловленной родовыми травмами, соматическими заболеваниями и физическими повреждениями в младенчестве, детстве и юности), взаимоотношений в семье, способов реагирования личности в критических ситуациях [3, с.129-134].

Иногда  психосоматические жалобы человека кажутся безосновательными и  приводят в замешательство врачей общей практики, которые во всем склонны винить "нервы". Тем не менее чаще всего за этими жалобами скрыты не выдуманные, а реальные конфликты, говоря точнее, специфическая устойчивость неблагоприятных отношений.

Обычно  люди стремятся к прекращению плохих взаимоотношений. Психосоматический клиент ведет себя иначе. Он годами может терпеть отношения, которые не только не доставляют удовольствия, но истощают и разрушают его личность. Трудно объяснить, почему это происходит. Психосоматическим клиентам не свойственны мазохистские черты. Если бы такие отношения доставляли мазохистское удовлетворение, не возникали бы психосоматические симптомы. Толерантность к неблагоприятным взаимоотношениям и природу психосоматических симптомов можно объяснить подавлением враждебности, агрессивности, злобы. Если обычно озлобленность побуждает людей к прекращению отношений, то психосоматическая личность подавляет злобу и продолжает отношения. Внешне такой человек даже не кажется страдающим, однако консультант может с полной очевидностью убедиться в страдании его тела. Непонятно, почему происходит подавление злобы, но известно, что психосоматические клиенты очень чувствительны к любым проявлениям озлобленности в себе и других.

Информация о работе Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами