Консультационная, психотерапевтическая, просветительская деятельность преподавателя психологии

Автор: Екатерина Вышинская, 30 Ноября 2010 в 10:59, реферат

Описание работы

Роль практического педагога-психолога очень велика, если речь идет об учреждении образования. Ведь именно в школах, колледжах, ВУЗах происходит становление будущего самостоятельного взрослого человека. Педагог-психолог же вносит непомерный вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Основные цели и задачи работы педагога-психолога…………………..4
2. Консультационная, психопрофилактическая, просветительская деятельность преподавателя психологии…………………………………….….6
2.1. Психопрофилактическая работа…………………………………………6
2.2. Психологическое просвещение и консультирование в
деятельности педагога-психолога………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………..12
Список использованных источников……………………………………….13

Работа содержит 1 файл

МПП.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    В ходе консультации психолог дает рекомендации по достижению клиентом высокой продуктивности в развитии и реализации его творческого потенциала в его повседневной жизни.

    Большой вклад в дело оздоровления обстановки в коллективах, семьях и других объединениях вносит индивидуальная консультация лиц, обратившихся к психологу с целью разрешения конфликтных ситуаций, сложных жизненных проблем. В ходе консультирования клиенты получают необходимые им психологические знания и обучаются методам контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния. Очень часто в ходе проведения этой работы выявляются лица с отклонениями от нормального процесса социальной адаптации и принимается решение об их психокоррекции [4].

    По  форме проведения консультации могут  быть очными и анонимными (телефон доверия). Кроме того, различают индивидуальные и групповые (в том числе семейные) консультации.

    Основным  методом анализа специфической  ситуации, в которой находится очно консультируемый клиент, является консультационная беседа. При проведении беседы можно рекомендовать пятишаговую модель ее построения.

    Первая  стадия беседы — структурирование и достижение 
взаимопонимания. Краткое название этой стадии, продолжающейся от нескольких секунд до десятков минут,— "знакомство". При этом психолог решает задачу установления контакта с обратившимся за консультацией. При этом коммуникативная позиция консультанта может быть описана как позиция равенства или неравенства. Причем в последнем случае ведомым может быть как консультируемый, следующий за психологом, так и психолог, идущий за клиентом.

     Основными средствами установления контакта являются следующие:

  • удобное помещение, исключающее возникновение внешних 
    помех (наличие посторонних лиц, шумы и т.д.);
  • комфортная межличностная дистанция;
  • обращение к собеседнику только по имени и отчеству (имени);
  • использование фраз единомыслия и местоимения мы;
  • демонстрация радости от общения;
  • демонстрация уважения к личности клиента;
  • присоединение (неявное повторение) к элементам поведения 
    клиента, слабо поддающимся его сознательному контролю. 
    Таким, как дыхание, моргание, поза, жесты, мимика, темп и 
    громкость речи, преимущественное использование слов, характеризующих его как визуалиста, аудивиста или кинестетика, т.е. человека, в сознании которого внешний опыт представляется преимущественно в виде картин, слов или телесных ощущений;

     Вторая стадия консультационной беседы состоит  в сборе информации о самой проблеме, условиях ее возникновения и проявления. Эту стадию можно обозначить как суть проблемы. Главной задачей, решаемой психологом, является выяснение того, что привело к нему данного клиента, как он видит свою проблему, в каком контексте она проявляется. Обязанность психолога заключается в том, чтобы досконально разобраться в ее сущности. Проблема, возникающая у человека, обратившегося за помощью, должна быть описана с помощью основных аспектов, или характеристик:

  • содержание проблемы;
  • сфера жизнедеятельности, к которой она относится (служебная, семейная, бытовая и т.д.);
  • уровень владения проблемой;
  • возможная степень интенсивности влияния проблемы на поведение клиента;
  • временные параметры (как долго существует данная проблема). 
    При этом консультирующий должен стараться всячески избегать интерпретации того, что говорит клиент.

    Третья  стадия называется желаемый результат. В ее ходе выясняется, что клиент хочет иметь в результате взаимодействия с психологом.

    Существуют  требования, которые следует соблюдать  для достижения желаемого результата:

  • конкретность цели (если цель очень велика, необходимо разбить ее на цепочку маленьких целей, решение которых приведет к достижению основной цели);
  • позитивность цели (формулировка ее в терминах без употребления частицы не;
  • определение показателей достижения результата (следует ответить на вопросы: Как узнать, что результат получен? Каковы объективные и субъективные характеристики этого достижения);
  • определение контекста результата (Когда и в каких условиях 
    Вы хотели бы чувствовать или вести себя в соответствии с 
    предполагаемым результатом, а когда и в каких условиях — не хотели бы);
  • определение осознаваемых резервов достижения результата 
    (Что в Вашем характере может способствовать достижению результата? Что Вы можете сделать уже сегодня, а что завтра, через неделю, месяц и т.д. ?);
  • гармоничность цели (ее непротиворечивость другим личностно значимым целям, их взаимодополнение).

    Четвертую стадию принято называть альтернатива. На этой стадии обсуждаются иные варианты решения поставленной задачи. При этом психолог должен четко осознавать, что решение, правильное для него, не обязательно является таковым для клиента. Кроме того, именно за клиентом следует оставлять право выбора, в каком направлении и с какой скоростью он должен изменяться.

    На  пятой стадии происходит обобщение всех предыдущих этапов под девизом «За работу». Здесь после обобщения предыдущих этапов и происходит переход от обучения к действию. При этом необходимо предпринять процедуру, называемую присоединение к будущему. Клиенту предлагается представить себе психотравмирующую ситуацию, собственно и побудившую его обратиться к психологу, и рассказать о визуальных представлениях, мыслях и чувствах, которые возникнут при этом. Если негативная окраска этих психических процессов уменьшилась или исчезла, можно сделать вывод, что результат консультации успешен.

    Однако  нередко клиент противится изменениям, что обусловливается рядом причин, среди которых можно выделить такие, как отсутствие убежденности в необходимости изменений, недовольство переменами, насаждаемыми извне, желание избежать неожиданностей, страх перед неизвестностью и возможной неудачей, нарушение сложившегося стереотипа поведения, отсут ствие доверия к лицу, инициирующему осуществление изменений. Работая в подобной ситуации, консультант должен учитывать следующие факторы:

  • характер допустимых изменений (следует избегать предложений, которые клиент будет считать культурно или социально неприемлемыми либо принципиально неосуществимыми);
  • темп изменения (необходимо решить, должны ли планируемые изменения быть фундаментальными, разовыми или постепенными, производимыми в несколько этапов);
  • время принятия (время, необходимое клиенту, чтобы убедиться в необходимости и желаемости предлагаемых изменений);
  • готовность клиента к изменениям и уровень его эмоционально-волевой саморегуляции.

  Лучше всего заканчивать консультацию определением домашнего задания, отмечая при этом ответственность клиента за его выполнение и настоятельную необходимость предоставления психологу отчетного материала. Это повышает ответственность консультируемого за изменения, происшедшие с ним во время консультации и в ходе выполнения предлагаемых упражнений, связанных с его самосовершенствованием.

  Следует отметить основные ошибки, допускаемые  начинающими психологами при проведении консультационной беседы:

  • отсутствие необходимого психологического контакта, что 
    препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;
  • переход к решению проблемы без достаточного изучения 
    ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;
  • жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;
  • мнение собеседника не выслушивается или дискредитируется;
  • тем или иным способом создаются препятствия для разъяснения и обоснования собеседником своей точки зрения;
  • постановка собеседнику прямых вопросов ("в лоб") при неясных мотивах беседы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      На основе выше изложенного  материала можно смело сделать  вывод, о том, что психолог, педагог-психолог – многопрофильная  профессия. В данной работе  были рассмотрены основные вопросы,  касающиеся направлений работы  практического педагога-психолога. Четко представлена роль каждого из направлений работы педагога-психолога. Выявлены основные цели и задачи работы психолога, согласно которым он ведет свою профессиональную деятельность.

    Поднимались вопросы, касающиеся содержания работы психолога. Основных направлений его взаимодействия как с учащимися, так и с преподавательским составом. 

    Обобщая все выше сказанное, можно сделать  заключение, что в мире профессий профессия практического психолога справедливо относится к одной из наиболее сложных. Не каждому удается постичь ее секреты и стать профессионалом в подлинном смысле этого слова. Проблема эффективной профессионализации специалистов данной сферы волнует как практических психологов, так и тех, кто доверяется им и ожидает квалифицированной помощи. Именно эту цель должны преследовать учебные заведения, которые готовят будущие психологические кадры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1. Абрамова  Г.С. Практическая психология: Учебник  для вузов. – 4-е изд., перераб. и  доп. – М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.
    2. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Серия «психологический практикум». – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 320 с.
    3. Красило А.И., Новогородцева А.П. Статус психолога  и проблемы его адаптации в учебном заведении. Изд. 2-е, доп.; Москва – Воронеж, 1998. 128 с.
    4. Практическая психология для преподавателей – М.: Информационно-издательский дом «Филинь».ю 1997. – 328 с.
    5. Практическая психология образования: Учебник для студ. высш. и средн. спец. уч. заведений / Под ред. Дубровиной. – 2-е изд.- М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
 
    1. Шапарь  В.Б. Практическая психология. Инструментарий. / В.Б. Шапарь. – 3-е изд., перераб. и  доп.- Ростов –на –Дону : Феникс, 2005. – 760 с.

Информация о работе Консультационная, психотерапевтическая, просветительская деятельность преподавателя психологии