Автор: Екатерина Вышинская, 30 Ноября 2010 в 10:59, реферат
Роль практического педагога-психолога очень велика, если речь идет об учреждении образования. Ведь именно в школах, колледжах, ВУЗах происходит становление будущего самостоятельного взрослого человека. Педагог-психолог же вносит непомерный вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения.
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Основные цели и задачи работы педагога-психолога…………………..4
2. Консультационная, психопрофилактическая, просветительская деятельность преподавателя психологии…………………………………….….6
2.1. Психопрофилактическая работа…………………………………………6
2.2. Психологическое просвещение и консультирование в
деятельности педагога-психолога………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………..12
Список использованных источников……………………………………….13
В ходе консультации психолог дает рекомендации по достижению клиентом высокой продуктивности в развитии и реализации его творческого потенциала в его повседневной жизни.
Большой вклад в дело оздоровления обстановки в коллективах, семьях и других объединениях вносит индивидуальная консультация лиц, обратившихся к психологу с целью разрешения конфликтных ситуаций, сложных жизненных проблем. В ходе консультирования клиенты получают необходимые им психологические знания и обучаются методам контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния. Очень часто в ходе проведения этой работы выявляются лица с отклонениями от нормального процесса социальной адаптации и принимается решение об их психокоррекции [4].
По форме проведения консультации могут быть очными и анонимными (телефон доверия). Кроме того, различают индивидуальные и групповые (в том числе семейные) консультации.
Основным методом анализа специфической ситуации, в которой находится очно консультируемый клиент, является консультационная беседа. При проведении беседы можно рекомендовать пятишаговую модель ее построения.
Первая
стадия беседы — структурирование и
достижение
взаимопонимания. Краткое название этой
стадии, продолжающейся от нескольких
секунд до десятков минут,— "знакомство".
При этом психолог решает задачу установления
контакта с обратившимся за консультацией.
При этом коммуникативная позиция консультанта
может быть описана как позиция равенства
или неравенства. Причем в последнем случае
ведомым может быть как консультируемый,
следующий за психологом, так и психолог,
идущий за клиентом.
Основными средствами установления контакта являются следующие:
Вторая стадия консультационной беседы состоит в сборе информации о самой проблеме, условиях ее возникновения и проявления. Эту стадию можно обозначить как суть проблемы. Главной задачей, решаемой психологом, является выяснение того, что привело к нему данного клиента, как он видит свою проблему, в каком контексте она проявляется. Обязанность психолога заключается в том, чтобы досконально разобраться в ее сущности. Проблема, возникающая у человека, обратившегося за помощью, должна быть описана с помощью основных аспектов, или характеристик:
Третья стадия называется желаемый результат. В ее ходе выясняется, что клиент хочет иметь в результате взаимодействия с психологом.
Существуют требования, которые следует соблюдать для достижения желаемого результата:
Четвертую стадию принято называть альтернатива. На этой стадии обсуждаются иные варианты решения поставленной задачи. При этом психолог должен четко осознавать, что решение, правильное для него, не обязательно является таковым для клиента. Кроме того, именно за клиентом следует оставлять право выбора, в каком направлении и с какой скоростью он должен изменяться.
На пятой стадии происходит обобщение всех предыдущих этапов под девизом «За работу». Здесь после обобщения предыдущих этапов и происходит переход от обучения к действию. При этом необходимо предпринять процедуру, называемую присоединение к будущему. Клиенту предлагается представить себе психотравмирующую ситуацию, собственно и побудившую его обратиться к психологу, и рассказать о визуальных представлениях, мыслях и чувствах, которые возникнут при этом. Если негативная окраска этих психических процессов уменьшилась или исчезла, можно сделать вывод, что результат консультации успешен.
Однако нередко клиент противится изменениям, что обусловливается рядом причин, среди которых можно выделить такие, как отсутствие убежденности в необходимости изменений, недовольство переменами, насаждаемыми извне, желание избежать неожиданностей, страх перед неизвестностью и возможной неудачей, нарушение сложившегося стереотипа поведения, отсут ствие доверия к лицу, инициирующему осуществление изменений. Работая в подобной ситуации, консультант должен учитывать следующие факторы:
Лучше всего заканчивать консультацию определением домашнего задания, отмечая при этом ответственность клиента за его выполнение и настоятельную необходимость предоставления психологу отчетного материала. Это повышает ответственность консультируемого за изменения, происшедшие с ним во время консультации и в ходе выполнения предлагаемых упражнений, связанных с его самосовершенствованием.
Следует отметить основные ошибки, допускаемые начинающими психологами при проведении консультационной беседы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе выше изложенного
материала можно смело сделать
вывод, о том, что психолог,
педагог-психолог –
Поднимались
вопросы, касающиеся содержания работы
психолога. Основных направлений его взаимодействия
как с учащимися, так и с преподавательским
составом.
Обобщая
все выше сказанное, можно сделать
заключение, что в мире профессий профессия
практического психолога справедливо
относится к одной из наиболее сложных.
Не каждому удается постичь ее секреты
и стать профессионалом в подлинном смысле
этого слова. Проблема эффективной профессионализации
специалистов данной сферы волнует как
практических психологов, так и тех, кто
доверяется им и ожидает квалифицированной
помощи. Именно эту цель должны преследовать
учебные заведения, которые готовят будущие
психологические кадры.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ