Консультационная, психотерапевтическая, просветительская деятельность преподавателя психологии

Автор: Екатерина Вышинская, 30 Ноября 2010 в 10:59, реферат

Описание работы

Роль практического педагога-психолога очень велика, если речь идет об учреждении образования. Ведь именно в школах, колледжах, ВУЗах происходит становление будущего самостоятельного взрослого человека. Педагог-психолог же вносит непомерный вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Основные цели и задачи работы педагога-психолога…………………..4
2. Консультационная, психопрофилактическая, просветительская деятельность преподавателя психологии…………………………………….….6
2.1. Психопрофилактическая работа…………………………………………6
2.2. Психологическое просвещение и консультирование в
деятельности педагога-психолога………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………..12
Список использованных источников……………………………………….13

Работа содержит 1 файл

МПП.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

   Учреждение  образования

   «Белорусский  государственный

   педагогический  университет»

   имени Максима Танка 
 
 
 
 

   Факультет психологии

   Вечернее  отделение, 401 группа 
 
 
 
 

   Реферат на тему: 

Консультационная, психотерапевтическая, просветительская деятельность преподавателя психологии. 
 
 
 
 
 
 
 

   Преподаватель

   Немцова Г.Д. 
 
 
 

   Выполнила:

   Вышинская Е.В. 
 
 
 
 
 
 

   Минск 2008 

   ОГЛАВЛЕНИЕ

   Введение……………………………………………………………………….…3

   1. Основные цели и задачи работы педагога-психолога…………………..4

   2. Консультационная, психопрофилактическая, просветительская деятельность преподавателя психологии…………………………………….….6

   2.1. Психопрофилактическая  работа…………………………………………6

   2.2. Психологическое  просвещение и  консультирование  в 

деятельности  педагога-психолога………………………………………………..7

   Заключение……………………………………………………………………..12

   Список  использованных источников……………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

  Для психолога-педагога как специалиста  не только по обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и по психологическим проблемам человека, весьма важно понимание того, что он делает и для чего. Гиппократовское "не навреди" особенно актуально для специалиста, работающего с людьми и часто с их душевными проблемами. Воздействовать на душу другого человека естественней всего через прикосновение своей собственной души. Прикосновение, присоединение предполагает формирование динамической системы, в которой происходит обмен эмоциями, информацией, энергией, определяемой душевным состоянием. И чтобы данный обмен был плодотворным и целительным, необходимо, с одной стороны, иметь достаточный заряд жизненной энергии и готовность ею поделиться, с другой – направить ее в конструктивное русло, вопреки деструктивному потенциалу партнера, не накапливая в себе негативный эмоционально-энергетический заряд. Для формирования иммунитета к деструктивным общественным тенденциям психологу необходима опора в духовной сфере и жизненной системе координат в форме нравственных устоев.

    Истинное  знание, как и духовность, находится  в самом человеке. Главная цель психолога — указать путь их открытия и постижения. Воистину справедливо наречение "ничто не ново под луной". Человеку необходимо постичь (для себя) или открыть в себе те великие истины,  те глубокие мысли и наблюдения, которые создали мудрецы и мыслители прошлого. Духовность и жизненность — критерии их истинности. И в эту величественную мировоззренческую панораму можно инкрустировать лишь крупицы собственного опыта.

    Роль  практического педагога-психолога очень велика, если речь идет об учреждении образования. Ведь именно в школах, колледжах, ВУЗах происходит становление будущего самостоятельного взрослого человека. Педагог-психолог же вносит непомерный вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные цели и задачи работы педагога-психолога 
 

    Любой психолог ведет свою работу в соответствии с целями и задачами, которые он должен выполнять по отношению к  администрации учреждения, учащимся, преподавателям.

    Цели:

  1. Основной целью работы практического психолога является внедрение достижений современной психологии в практику обучения и воспитания. И в первую очередь в свою преподавательскую деятельность. При этом используются не только результаты исследований, выявленные закономерности и практические выводы, но и потенциал науки, заложенный в методах, конкретных методиках и перспективах теоретических разработок. Практическая работа психолога опирается на его исследовательскую деятельность в условиях конкретного учебного заведения.
  2. Психолог не должен выполнять функции заместителя директора по учебной работе и других ответственных лиц. Его цель в области обучения и воспитания — психологический анализ учебно-воспитательного процесса и составление обоснованных научных рекомендаций и проектов программ.
  3. Являясь полноправным членом педагогического коллектива, он не выполняет административных функций и выступает как научный эксперт во всех вопросах жизни школы, связанных с его квалификацией, в том числе и на педсовете (сохраняя при этом равное со всеми право голоса).
  4. Целью психолога является оказание помощи преподавателям в выработке методик, соответствующих личности каждого педагога, его индивидуальным особенностям, характеру взаимоотношений с учащимися.
  5. Важнейшей целью психолога является планомерное устранение барьеров на пути всестороннего и гармоничного развития личности учащегося.
  6. С помощью психологических методов психолог помогает педагогическому коллективу сориентироваться в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы.
  7. Психолог помогает преподавателям в изучении личностей учащихся с целью составления индивидуальных планов совершенствования педагогического мастерства и повышения квалификации.
 
  1. Психолог  помогает учащимся и преподавателям решать проблемы, связанные с развитием личности, самосознанием и самоотношением, работает над улучшением психологического климата, разрешением и профилактикой возникновения конфликтов в коллективе.
 
 
 

Задачи: 

  1. Выявление творческого потенциала учащихся и  учителей; разработка рекомендаций для администрации и педагогического коллектива учебного заведения по повышению уровня их работы. 
  2. Выявление возникающих в педагогическом процессе трудностей и их психологических причин; разработка рекомендаций по их устранению и предотвращению.
  3. Участие в процессе управления личностными отношениями и формировании норм отношений в коллективе.
  4. Оказание реальной психологической помощи учащимся и их родителям, учителям и другим работника учебного заведения.   Определение профессиональной перспективы учащихся.
  5. Оказание помощи педагогическому коллективу в управлении процессом познания учащихся.
  6. Обучение учителей  умению формировать творческое мышление учащихся; педагогическому общению. Повышение психодиагностического мастерства учителей.
  7. Проведение системы мероприятий с использование современных психологических средств по предупреждению распространения среди учащихся алкоголизма, токсикомании, наркомании, профилактике искривлении развития сексуальной сферы.
  8. Ведение пропаганды психолого-педагогических знаний [3].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Консультационная, психопрофилактическая, просветительская деятельность преподавателя психологии.
 

    Основными видами деятельности психолога являются психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическое просвещение. Работа практического педагога-психолога осуществляется одновременно по нескольким направлениям.

    Он  занимается разработкой наиболее эффективных  методов обучения, используя при  этом открытия когнитивных психологов теоретиков, занимающихся исследованием  процессов обучения. Он специализируется также в области «управления классом». Его цель заключается  в помощи преподавателям налаживания бесконфликтных отношений  с учащимися, по созданию благоприятной и продуктивной атмосферы [6]. 
 

   2.1. Психопрофилактическая работа 

 Задачи  данного направления определяются необходимостью формирования у преподавателей, воспитателей и учащихся потребности в психологических знаниях, желания использовать эти знания в работе с учащимися или в интересах собственного развития; создания условий для полноценного психического развития учащихся, несмотря на возможную неразработанность, нереализованность или незавершенность мероприятий организационно-психологического направления. Своевременного прогнозирования и предупреждения вероятных нарушений  в становлении личности и способностей учащихся [5].

  Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с преподавателями, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личностей подросткового и юношеского возраста. Но одновременно психолог помогает классным руководителям прогнозировать и предупреждать взаимно отрицательные влияния одних групп учащихся на другие.

  В русле психопрофилактического направления  психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:

    • Пропагандирует психолого-педагогические знания среди преподавателей и учащихся.
    • Руководит кружками для учащихся по изучению вопросов психологии.
    • Выявляет источники негативного влияния на личность учащихся и готовит рекомендации для педагогического коллектива по исключению или нейтрализации их воздействия на учащихся.
    • Выявляет учащихся с запущенным развитием способностей и помогает преподавателю составить индивидуальный план выравнивания их развития относительно большинства группы.
    • Консультирует классных руководителей и воспитателей, готовит предложения на педсовет и проводит другую необходимую работу для предупреждения распространения алкоголизма, токсикомании, наркомании, сексуальных нарушений и пр. среди учащихся.
    • Разрабатывает предложения для педсовета и осуществляет самостоятельно мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
    • Ведет работу по предупреждению психологической 
      перегрузки и невротических срывов у учащихся, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.
    • Ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах и способствует созданию единого жизнеспособного коллектива учебного заведения. 
    • Совместно с преподавателями и воспитателями разрабатывает научно обоснованные программы по адаптации учащихся к условиям жизни в учебном заведении и участвует в их реализации.
    • Консультирует классных руководителей по вопросам  
      составления программы индивидуальной работы с учащимися, направленных на обеспечение всестороннего и гармонического развития их личности в ходе учебно-воспитательного процесса.
    • Помогает работникам библиотеки в комплектации ее фондов психолого-педагогической литературой.
 
 
 
    1. Психологическое просвещение и консультирование

в деятельности педагога-психолога 

    Основными направлениями деятельности практического психолога в любой сфере являются психологическое просвещение и консультирование.

    Главная задача психологического просвещения  состоит в устранении дефицита психологических знаний, умений и навыков, необходимых клиентам, причем не только руководителям, но другим категориям персонала. Организацией психолого-просветительской работы занимается непосредственно практический психолог. Эта работа планируется и проводится как в часы, указанные в распорядке деятельности психолога, так и в процессе повседневной жизни, труда обратившихся клиентов. В ходе психологического просвещения психолог должен:

  • знакомить клиентов с основами общей, социальной и специальной психологии;
  • популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
  • формировать у клиентов потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности;
  • показывать важность овладения навыками психологической 
    саморегуляции в труде, и в бытовых отношениях и в других сферах. 
    При проведении психолого-просветительской работы могут быть использованы лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения героев [1].

    Однако  очень часто бывает так, что клиенты, прежде всего из состава руководящего персонала нуждаются не в общих психологических знаниях, хотя и они немаловажны, а в конкретном совете психолога: как вести себя в той или иной ситуации, как справиться с возникающими психологическими трудностями, как построить взаимоотношения с кем-либо по своему замыслу и др. Именно в таких случаях необходима психологическая консультация. Ее сущность состоит в создании и выработке специальных рекомендаций по изменению тех или иных психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование человека в повседневных и нестандартных ситуациях, а также в предложении клиенту различных стратегий его поведения в потенциально психотравмирующих условиях. Понятия, которыми оперирует при этом психолог независимо от его теоретической ориентации,— это жизнь и ее смысл, место человека в жизни, долг, ценности, индивидуальность и др. Некоторые из них приведены в приложении к настоящему пособию.

Информация о работе Консультационная, психотерапевтическая, просветительская деятельность преподавателя психологии